05 октября 2020Спец
Обновлено 17.05.2023

Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy

Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy - изображение обложка

Какое у вас самое первое воспоминание о видеоиграх? Для меня это не то 92-й, не то 93-й год. Зима. Наша маленькая гостиная. Отец, лишь немногим старше меня сегодняшнего, с геймпадом наперевес одолевает Бибопа в первой Teenage Mutant Ninja Turtles на китайском клоне Famicom. Четырёхлетний я, не в силах вынести напряжения, зажмуриваю глаза и сжимаю кулаки, тщетно пытаясь помочь… Счастливые были времена, чего уж там.

Отца уже нет в живых, и консоли той, разумеется, нет, да и TMNT я так и не прошёл. Но до сих пор порой сдуваю пыль с Nintendo Classic Mini. Просто чтобы вспомнить химический привкус Yupi на языке, вездесущих тамагочи, жвачку Turbo, комиксы про медведя Бамси, мультсериал о мышах-рокерах с Марса — всю эту странную, сумбурную, но полную надежд эпоху своего детства. И одного из главных её маскотов — слонёнка Денди.

«Проклятие серого слонёнка», культовый в своём роде фильм по теме

Всё было впервые и вновь

Именно этот мультяшный зверь, победно складывающий пальцы буквой V, сделал фирму Steepler знаменитой, но начиналось всё совсем не с него. В конце 1990 года, когда новое товарищество с ограниченной ответственностью только начинало свой путь, его основатели, математики-выпускники МГУ, и не помышляли о каких-то там игрушках. Несмотря на молодость учредителей (генеральному директору Андрею Чеглакову было на тот момент что-то около 23-24 лет), всё было максимально серьёзно.

Поскольку никто из руководства Steepler в бизнесе не понимал совершенно ничего, строили будущую IT-империю буквально с нуля — зато по всем западным канонам. Анализ рынка быстро выявил самое перспективное направление бизнеса в стране, задыхавшейся от нехватки и компьютеров, и толкового программного обеспечения для них. Steepler начала свой жизненный путь как чисто софтверная компания.

Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy - фото 1

Пожалуй, в наших широтах Steepler c их CyrWin сделали для становления типажа «секретарша за пасьянсом» лишь немногим меньше самой Microsoft

Всё началось с разработки программного обеспечения под Windows 3.x, тогда ещё молодую и быстроразвивающуюся операционную систему. И уже здесь Steepler ждал первый большой коммерческий успех. Русификатор CyrWin впервые заставил американскую «ось» говорить на великом и могучем — и снискал заслуженную популярность.

В общем, всё было хорошо. Но на одном софте в условиях бандитского капитализма долго существовать было нельзя. Поэтому Steepler крутились, как могли: продавали лазерные принтеры НР, технику Xerox и IBM, создавали автоматизированные рабочие места депутатам Госдумы, сотрудничали с банками и делали много чего интересного. Но всё это были товары и услуги весьма специфические, не массового спроса.

А в 1992-м году в компанию пришел Виктор Савюк и предложил продавать консоли, за что получил ноутбук, стул (но не стол) в оупен-спейсе и должность начальника отдела видеоигр, в котором он же поначалу был и единственным сотрудником.

Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy - фото 2
Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy - фото 3

Виктор Савюк (фото: dtf.ru) и Иван Максимов: отцы консоли Dendy и слоненка Денди соответственно

Виктора Авксентьевича — диджея, программиста, инвестора, менеджера и вообще чертовски интересного человека — можно смело назвать отцом Dendy. Именно этому разностороннему господину принадлежит и название, и сама мысль заняться консольным бизнесом. Конкретно: возить с Тайваня аппаратные клоны «восьмибитки» Nintendo Entertainment System , что под маркой Micro Genius фирма TXC Corporation там клепала ещё с восьмидесятых, и продавать их уже в независимой России. Причём не абы как, а под видом настоящей лицензионной продукции.

Для того времени — не то чтобы совсем новая, но ещё мало раскрученная идея. Какой-никакой выбор консолей в СССР, конечно, существовал (и я об этом даже не так давно писал), но широким его назвать было никак нельзя. Мировые консольные гиганты от бывшего Союза по вполне понятным причинам воротили носы, а геймерам из СНГ перепадали в лучшем случае клоны Atari 2600 под названием Rambo , да единичные приставки поновее, случайно привезенные везунчиками из загранкомандировок. Играли в основном на ZX Spectrum и пока ещё редких «IBM-совместимых ПК» — то есть девайсах, созданных в первую очередь для работы. Ни концепция видеоигр, ни понятие «видеоигра» фактически не были знакомы широкой публике. Неудивительно, что в этой унылой пустыне слоган «Играют все!» бахнул громче, чем седьмая симфония Шостаковича посреди блокадного Ленинграда.

Один из первых рекламных роликов Dendy. Не вдруг и поймёшь, что именно здесь рекламируют

Образ слонёнка в лихой бейсболке набекрень был бы вполне достоин места в пелевинском «Generation “П”» — настолько органично он вписался в рекламное полотно девяностых. Этот длинноносый очаровашка затмил собою и гибкого супергероя Бумера, и модного гепарда Честера, и даже подмигивающего немецкого алкоголика Распутина. Появляясь на экране под привязчивый джингл от группы «Несчастный случай», который вяз в памяти, что твоя пчела в меду, Денди сразу давал понять: игры кончились, начались Игры.

Автор слонёнка, художник, режиссёр и преподаватель Иван Максимов, для своего времени стал фигурой не менее значимой, чем Виктор Чижиков, создатель Олимпийского Мишки, для восьмидесятых. К слову, Денди — не единственная работа Максимова, связанная с играми. В будущем он примет участие в разработке «Полной трубы» — одного из немногих по-настоящему интересных русских квестов, мир их праху.

Раскрутка работала по всем фронтам. Кроме обычной рекламы за дело взялась ещё и нативная: юных геймеров обрабатывали по полной программе. И ведь не сказать, что мы были против!

На рекламу в Steepler не скупились: даже текстами занимался чуть ли не единственный в России специалист по нейролингвистическому программированию

Жёлтые «тюльпаны» — символы эпохи

В 1993 году вышел первый номер журнала «Видео-Асс Dendy», почти полностью посвященного играм для «фамиклонов». Издание было весьма специфическое. Скажем, в одном номере могли опубликовать предельно серьезное интервью с учредителем Steepler, статью под воздушным заголовком «Техника досуговых компьютерных игр» и стенограмму общения водопроводчика Марио с персонажем из симулятора преферанса Pref Club , а потом назвать Galaga «галазой», а гоночный экшн Mach Rider — игрой по мотивам «Безумного Макса», который к ней не имел, разумеется, никакого отношения. Воистину, юность российской игровой журналистики порождала странные вещи — с очень специфическим языком, модернистской вёрсткой и безумными иллюстрациями.

И пускай контроллеры тогда частенько называли «пультами», а картриджи — «кассетами». Альтернатив на тот момент почти не было, так что читали, да ещё и получали удовольствие. Справедливости ради, нужно сказать, что официальный печатный орган Nintendo под заголовком Nintendo Power по уровню не так уж сильно отличался от изданий Steepler.

Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy - фото 4

Обложка первого номера «Dendy — Новая реальность». Внутри было не лучше

Поэтому их продолжили читать и после того, как в 1995-м «Видео-Асс Dendy» распался надвое: на «Dendy — Новая реальность» и «Видео-Асс Великий Dракон». К сожалению, история первого насчитывает всего шесть номеров. А вот «Великий Dракон», уже полностью самостоятельный, дожил аж до конца 2003 года.

С небольшим отставанием от журнала, в 1994-м, на телеканале 2х2 запустили передачу «Денди — Новая реальность», которую вёл, не побоюсь этого слова, великий Сергей Супонев. Со следующего года программа стала выходить на ОРТ (в то время так назывался «Первый канал»). В моём родном городе 2х2 тогда не транслировался, но второй сезон на ОРТ я помню великолепно. Как мы, малолетние гики, ждали новые эпизоды, сидя прямо на полу перед телевизором. Как проверяли чит-коды и секреты, о которых рассказывал ведущий. Как с восхищением смотрели на фантастическую 16-битную графику, которая тогда казалась вершиной технологий. Как выискивали в магазинах только что показанные по ТВ «новинки», большинство из которых вышло ещё до нашего рождения…

Пилотный выпуск «Новой реальности» для ОРТ. Пока всё очень по-домашнему: в крутую студию с гигантскими геймпадами шоу переедет только с десятого эпизода

Для нас Супонев был настоящим идолом. Хотя сейчас и видно, что в играх он разбирался, мягко говоря, посредственно, много ошибался (история о том, как Сергей Евгеньевич перепутал Робокопа с Дартом Вейдером, давно уже стала притчей во языцех), а местами и вовсе импровизировал. Но передача, задуманная как чисто рекламный продукт, действительно смотрелась окном в другую, новую реальность. Жаль только, окно это довольно скоро закрылось — на ОРТ шоу продержалось всего один сезон.

А его придурковатому бастарду «Мир Dendy» не досталось ни эффекта новизны, ни харизмы Супонева, ни, как следствие, народной любви. Кое-как протянув в эфире пару месяцев, программа канула в небытие. Туда ей, в общем-то, и дорога.

А ещё про Денди был неплохой мультфильм. В голосе главного злодея без труда узнаётся Шура Каретный, в игровой среде наиболее известный по роли комдива Чапаева из серии квестов «Петька и Василий Иванович»

Затмить «Новую реальность» лично для меня смогла только легендарная «От винта!», к созданию которой Steepler тоже приложил руку (точнее — кошелёк). Ну, а после неё ничего столь же значимого в культурном плане на российском ТВ так и не появилось. Жаль, конечно. Ведь пусть по сегодняшним меркам журналы и передачи выглядят чертовски наивными и в целом дилетантскими, своё дело они делали исправно, а уж про игры рассказывали, как мне тогда казалось, и вовсе шикарно.

А какие то были игры! Почти вся восьмибитная классика была к нашим услугам. Правда, наибольшей популярностью пользовались не какие-нибудь мудрёные JRPG, а более народные beat 'em up и платформеры. Contra , Super Mario Bros., Darkwing Duck, Aladdin, Chip ’n Dale и другие игры по диснеевским мультфильмам. Battle City — настоящая World of Tanks нашего детства. Мои любимые Double Dragon и Kyatto Ninja Teyandee

Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy - фото 5

Одно время картриджи для Dendy выпускали и в России. Продукция «Электроники» выглядела страшновато, встречалась нечасто и сейчас считается коллекционной редкостью (фото с форума gbx.ru)

Причём ни о каких лицензионных картриджах ценой в полконсоли, само собой, речи не шло. Поэтому все радостно играли в пиратские копии, а ещё в хаки, клоны и даже даунгрейды игр, которые вовсе никогда не выходили на восьмибитках. Да, у этих картриджей не было, например, постоянной памяти, которая позволяла сохранять прогресс в больших и сложных проектах. Поэтому про многие шедевры того времени постсоветские игроки и слыхом не слыхивали: The Legend of Zelda, Metroid или Final Fantasy у нас не выпускали даже вездесущие пираты.

Зато на Dendy было то, чего никогда не было на оригинальной Famicom : например, восьмибитные версии Earthworm Jim, Mortal Kombat или The Lion King. И ведь часто это были вполне играбельные вещи, о происхождении которых мы даже не догадывались. А вспомнить Somari — рип-офф Sonic the Hedgehog, но со спрайтом всё того же Марио на месте синего сверхскоростного ежа? Или картриджи, на которых помещалась не одна игра, а сразу несколько — или даже несколько тысяч?

Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy - фото 6

На «лицензионных» картриджах от Steepler была даже «печать качества»!

В общем, любили Денди не только за рекламу — на этой платформе действительно была уйма отличных игр, от которых вполне реально получить удовольствие и в XXI веке. Неудивительно, что иметь Dendy хотелось каждому.

Серьёзный бизнес

И это при том, что цены были какие-то совершенно дикие. Как пишет «Коммерсантъ», в конце 1992-го — начале 1993-го года Steepler принуждал всех дилеров держать розничную цену на Dendy Classic (первую модель бренда) на уровне 39 000 рублей (чуть меньше 100 долларов) — то есть двух-трёх официальных среднемесячных зарплат! В комплекте шли: картридж с четырьмя восьмибитными шедеврами, геймпады и талончик, который нужно было заполнить и отправить производителю. В ответ приходил каталог с новыми играми. При этом за новые картриджи нужно было выложить от одной до пяти тысяч рублей. Пятёрку стоил и световой пистолет. Кажется, примерно столько же просили за новый геймпад.

Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy - фото 7

Dendy Classic — первая и, по причине технической сложности, самая дорогая модель в маленьком семействе

Несмотря на повальную нищету и разруху девяностых, когда денег многим работающим (!) людям и на хлеб-то не хватало, продажи росли быстрее, чем бамбук во влажном тропическом лесу. В год Steepler реализовывал около полутора миллионов консолей. Причём, в отличие от большинства консоледержателей, которые основные деньги делают не на самих приставках, а на играх, львиную долю прибыли своим хозяевам приносила сама Dendy и аксессуары к ней. Особенно после того, как на рынок вышла Dendy Junior — серьёзно упрощённая и, главное, удешевлённая версия Dendy Classic, полностью аппаратно с ней совместимая.

Неудивительно, что успешные продажи приставок сильно повлияли на компанию. У фирмы был свой офис на Тайване и фирменные магазины в центре Москвы, у самого Кремля. Начинался перенос производства в Россию, на дубненский приборный завод «Тензор». В СНГ работали сотни официальных дилеров, а выручка увеличивалась просто неприличными темпами: «С 1991 по 1994 финансовый год обороты Steepler (в млн долл.) росли в следующей поcледовательности: 1, 12, 48, 140».

Решающую роль в этом взлёте сыграли именно приставки. Вскоре игровое подразделение Steepler было выделено в самостоятельный бизнес, 30% которого владел «Инкомбанк» — акционерное общество «Денди», коммерчески уже куда более успешное, чем его медленно дряхлеющий родитель. Не так уж плохо для «детского» направления, которого в солидной b2b-конторе Steepler поначалу даже стыдились настолько, что заставили переехать в отдельный офис.

Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy - фото 8

Dendy Junior II — более простая, дешёвая, и потому куда более популярная модификация консоли

Пожалуй, самым неожиданным моментом в биографии этой конторы можно назвать соглашение с самой Nintendo, которая наконец-то увидела в российском рынке потенциал и снизошла до переговоров с наглыми гайдзинами. По этому договору «Денди» отказывалась от продвижения продукции Sega , за что приобретала эксклюзивные права на распространение в России и СНГ консолей Super NES и Game Boy. Фактически, в конце 1994-го года произошла легализация абсолютно пиратской по своей сути конторы.

Причем самое забавное здесь то, что, даже легализовавшись, АО «Денди» продолжило пиратить консоли той же «Большой N» и картриджи к ним. Официальная индульгенция на этот счёт вошла в контракт с Nintendo of America. Причём касалось это условие не только прошлых, но и будущих грехов. Чего стоит только договор 1995 года с китайской Subor о продаже их восьмибиток — всё тех же клонов всё той же NES!

Короче говоря, «дочка» Steepler была настоящей консольной королевой для России и её ближайших соседей. Неудивительно, что и с конкуренцией она боролась самым очевидным способом — демпингом. Всего за пару лет активных продаж цену в долларах удалось снизить втрое, а под конец жизненного цикла Dendy продавали уже буквально за двадцатку зелёных — аж в пять раз дешевле, чем поначалу.

Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy - фото 9

Lifa, одна из многих пиратских копий NES, вполне успешно конкурировавших с Dendy. У меня была точно такая же

Но при любых ценах Dendy считались настоящей элитой — большинству приходилось довольствоваться аппаратами попроще. У меня, скажем, была китайская Lifa, а следующей консолью стал какой-то безвестный NES-клон вообще без латиницы на коробке и корпусе. Благо, ко второй половине девяностых их расплодилось уже море, было из чего выбирать. Разумеется, ни о каком постоянном уровне качества речи даже не шло. Неудивительно, что на их фоне Dendy воспринималась как вполне себе респектабельный и фирменный девайс. Настолько респектабельный, что вскоре на рынках появились даже поддельные Dendy. Пираты пиратили пиратов — поистине, не Америку стоило называть страной возможностей!

Steepler для России в то время была чем-то вроде Apple сегодня. В лучшие годы компания контролировала 70-80% российского рынка игровых консолей. Да, если продолжить аналогию с компанией из Купертино, получится, что многие из нас, особенно в провинции, владели, в лучшем случае, поддельными «айфонами» в облезающих пластмассовых корпусах, зато с тремя симками и встроенным ТВ-тюнером. Тем не менее, термин «денди» для бывшего СССР стал значить то же самое, что «famiclone» для всего остального мира. Когда название бренда становится именем нарицательным — это ли не успех?

Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy - фото 10

Subor продавали в России не только обычные игровые консоли, но и восьмибитные «обучающие компьютеры»: с полноценной клавиатурой и набором образовательных игр и прикладных программ (фото с pikabu.ru)

К сожалению, долго так продолжаться не могло. Крах Steepler оказался даже более стремительным, чем взлёт. В 1996 году одна из успешнейших IT-компаний в России просто перестала существовать, словно ей одним движением перекрыли кислород.

Что стало тем айсбергом, который потопил этот «Титаник», сейчас уже не скажешь наверняка. Скорее всего, причин было несколько. Здесь и восьмибитки, которые окончательно исчерпали себя ко второй половине девяностых. И рост конкуренции на активно растущем консольном рынке — а демпинговать умели не только в «Денди». И резкое падение цен на нефть, из-за которого от Steepler отвернулись важные контрагенты — экономные нефтяники. И банкротство банков-партнеров… Но в 2004-м году Forbes опубликовал статью, в которой указана совсем другая причина.

Совершенно жуткая история с коррупцией вокруг госконтрактов, ныне несуществующим ФАПСИ (Федеральным агентством правительственной связи и информации) и вполне обыденными для лихих девяностых покушениями на жизнь руководства Steepler сегодня вызывает оторопь. Теперь уже не скажешь, насколько всё это правда. Однако быть правдой это вполне может — и здесь, признаюсь, становится жутковато.

Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy - фото 11

Последняя страница последнего номера «Dendy — Новая реальность». «Денди» торговали не только консолями третьего поколения. В их прайсе были и Super NES с Sega Mega Drive , и даже «элитные» Panasonic 3DO , Sega Saturn и Sony PlayStation

Как бы то ни было, Steepler отправилась на дно, утянув за собой и свой игровой бизнес. Какое-то время розничная сеть ещё трепыхалась: перепрофилировалась, продавала детские игрушки, но скоро закончилась и эта агония.

Да, купить Dendy без проблем можно и сегодня, и не только подержанную. Новую приставку со всеми прибамбасами и картриджем формата «999 в 1» продают всего за пару тысяч рублей. И речь не о каком эмуляторе на мобильном железе и в ностальгическом корпусе. Аутентичный процессор Motorola 6502 с тактовой частотой 1,79 мГц, два килобайта оперативки, 16 цветов на экране… Даже световой пистолет и AV-кабель с теми самыми жёлтыми «тюльпанами» идут в комплекте. К сожалению, к настоящей Steepler эти аппараты не имеют уже никакого отношения.

От самой же компании кроме памятного имени осталась только пара дочерних фирм: «Апостроф», да Steepler Graphics Center — именно её находят поисковики по запросу «Steepler» сегодня.

Играют все! Краткая история фирмы Steepler и главной российской консоли Dendy - фото 12

Micro Genius IQ-1000 с беспроводным контроллером. Так могла бы выглядеть Dendy Pro, но до неё дело так и не дошло (фото с ebay.com)

Полностью свои игровые приставки у нас так и не появились, и уже, наверное, не появятся. К счастью, российский консольный рынок теперь — полноправная часть общемирового и ни в чём, кроме размеров, не уступает японскому или американскому. Спасибо за это стоит сказать первопроходцам из Steepler. Именно их Dendy оказалась тем ключиком, который открыл России мир видеоигр во всём его великолепии. А улыбчивый слонёнок с лукавым ленинским прищуром по праву стал символом не только своей консоли, но и всего поколения геймеров девяностых. Моего поколения.

Эх, а ведь не разорись в своё время головная компания, кто знает, чего бы добилась «Денди» сегодня? Мечты, мечты…

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь