04 сентября 2007Игры в разработке
Обновлено 17.05.2023

ДЖАЗ: Работа по найму

ДЖАЗ: Работа по найму - изображение обложка

Удивительная вещь — игры-легенды, уважаемые всей индустрией и всем геймерским народцем, далеко не всегда оказываются коммерчески успешными. Возьмем, например, знакомый каждому тактический сериал Jagged Alliance. Он ведь не принес своим создателям ощутимых денег. Более того — довел их до банкротства. Однако смог прогреметь настолько мощно, что сегодня известное имя используют все кому не лень. Менее везучие (вроде создателей « 7,62 ») просто тихонько шепчут на форумах « от фанатов JA », а вот получившая права на торговую марку Strategy First — готовит официальное продолжение с помпой, впечатляющим размахом и даже скандальной сменой его разработчиков.

« ДЖА3: Работа по найму » от GFI Russia , чья бета-версия попала к нам в руки, — первое, уже внебрачное, дитя великого шедевра. Когда-то эта игра называлась Jagged Alliance 3D и позиционировалась как официальное продолжение серии — но сейчас, волей издателя, уступила место Jagged Alliance 3 от другой российской студии, F3 Games. Тем не менее в GFI решили не бросать работу и выпустить проект под другим, «музыкальным», именем (которое при должном старании можно прочитать как «джа-три» — то есть JA3). Итак, давайте бросим на нее первый взгляд — что же ждет в конце сентября этого года поклонников пошаговых тактик? «Неформальное» возрождение серии? Нечто свое? Или просто очередной провал?

Знакомая музыка

Что ж, как ни крути названием, но все-таки перед нами — Jagged Alliance. Официальные намеки на это, конечно, убраны, но любой разбирающийся в компьютерных играх сразу догадается — откуда здесь и что растет. Главный герой — военный профессионал, которого с важным заданием отправляют в некую африканскую страну, раздираемую на части гражданской войной. С первых же минут чувствуешь себя как дома: вот ноутбук, вот несколько электронных посланий от «клиента». Создать своего персонажа можно пройдя небольшой тест — от ответов на вопросы будет зависеть ваш характер и ваши способности.

Карман тем временем уже греет некая сумма денег. Но обменять ее на дачу в укромном курортном местечке не получится — задача у нас сложная, в одиночку невыполнимая. Поэтому направляемся в контору, торгующую наемниками, — и «покупаем» несколько хмурых и опасных мужиков (или очень эротичных, но это этого не менее опасных девушек). Сразу предупреждаем — наемники здесь личности сложные, не чета своим коллегам из, например, Jagged Alliance 2. Сценаристы сделали их очень «характерными» — с такими в далекой африканской стране не заскучаешь! Начнем с того, что поначалу чуть ли не половина ребят (среди них — почти все «топовые») откажется с вами работать — мол, авторитетом не вышли. У остальных — свои закавыки. Эти двое терпеть не могут друг друга, так что вместе их брать на задание не стоит. Эти же — наоборот, предпочитают работать исключительно в паре. Далеко не все особенности известны сразу — многое вскроется уже на поле боя, свалившись прямо как снег на голову.

Денег в бете дается от души — хватит на создание вполне крупного (человек пять-шесть как минимум) отряда из наемников «эконом-класса». Оружейный магазин мощным ассортиментом поначалу не радует — да и потом возвращаться на его страницы (по традиции все магазины в игре представлены в виде веб-сайтов) придется в основном за «эксклюзивными» пушками. Остальное же отлично подбирается прямо на поле боя — игра сложная, врагов-носителей оружия в ней много.

С первых же миссий бросается в глаза «заметность» сюжета. Jagged Alliance 2 в этом плане являлся очень забавной игрой — нам ставилась задача, после этого отряд забрасывали в страну и оставляли наедине с собой. Хочешь — захватывай побережье, хочешь — отправляйся напролом к столице и помри где-нибудь на полпути, хочешь — придумай себе еще какое-нибудь занятие. За ручку здесь никто не вел, сюжет напоминал о себе очень редко и совсем ненадолго. «ДЖА3» в этом плане — заметно более насыщенная событиями игра. Основная задача состоит из кучи отдельных миссий, есть и необязательные квесты. Вовсю работает «система сил» — за власть в государстве сражаются несколько сторон и со временем игроку придется определиться, к какой из них примкнуть. Бои это, кстати, тоже разнообразит — во многих заданиях на нашей стороне будут выступать приобретенные нами ранее союзники.

Все в порядке и с нелинейностью. Если во времена Jagged Alliance 3D планировался достаточно строгий набор миссий в духе дополнения Unfinished Business , то сейчас игра по свободе ближе к оригинальному Jagged Alliance 2. По карте страны раскидано два десятка локаций, и игрок почти всегда волен выбирать — в какой из соседних секторов направиться теперь. Многие миссии при этом можно выполнять разными способами — да и от занятой стороны тоже многое зависит.

Интересно, что перемещения по карте сначала ограничены — мы ездим на автомобиле, а дорожная сеть в стране не очень развита. То есть сектор может быть и рядом, по соседству — а пилить в него придется по окружной дороге. Впрочем, со временем можно будет захватить аэродром и лихо рассекать по всей стране на вертолете.

Там же, в глобальном режиме, мы лечим раненных бойцов и тренируем здоровых, заказываем оружие и боеприпасы, разгребаем арсенал (удобная штука — по окончании очередного боя весь хлам, «вывалившийся» из врагов, автоматически собирается в наши закрома). Присутствуют даже элементы стратегии и экономики — захваченные сектора приносят прибыль, а для их защиты приходится нанимать ополчение.

Ветеран

Боевая система практически целиком позаимствована из Jagged Alliance 2 — и это, несомненно, один из главных плюсов игры. Правила знакомые, очень удобные, логичные и увлекательные. Их легко освоить — но в то же самое время бои в «ДЖА3е» получаются непохожие друг на друга, с множеством неожиданных ситуаций и вариантов развития событий. Стороны (а их может быть несколько: игрок, его противник, его союзник, гражданские…) ходят по очереди — прямо как в шахматах. При этом у каждого персонажа есть определенное количество очков действия, которые он может потратить на перемещение, стрельбу, использование разнообразных предметов и проч. Интереса добавляет достаточно высокая достоверность происходящего (со скидкой на пошаговость, конечно) — обычные военные реалии перенесены в живущий от хода к ходу мир очень аккуратно. Для оружия просчитана дальность стрельбы, целиться можно в разные части тела, а в само прицеливание — вкладывать разное количество очков действия. При этом учитываются параметры персонажа, положение, в котором находятся он и противник (стоит, лежит, присел), уровень маскировки и проч. Вообще, описывать эту систему можно бесконечно долго — но на самом деле, чтобы понять всю ее уникальность и увлекательность, лучше разок попробовать.

Нашлось в «ДЖА3е», конечно, место и для некоторой специфики. Главное нововведение — это новые графический и физический движки. Если Jagged Alliance 2 была «плоской» (хотя и поддерживала двухуровневость — человек в ней мог забраться на крышу и вести оттуда огонь), то «ДЖА3» — это полное трехмерье со всеми полагающимися последствиями. При стрельбе теперь придется учитывать ландшафт — незаметный холмик запросто может закрыть линию обзора в самый неподходящий момент. Занятие стратегической высоты тоже полезно — как минимум это повышает точность стрельбы и дальность, на которой ваши наемники будут замечать противников. Про косметические улучшения тоже не забываем — движок очень современный, картинка четкая, приятная и не испорченная засильем красочных спецэффектов.

Не отстает и физдвижок. В игре поддерживается частичная разрушаемость: деревья можно повалить, а в стене большинства зданий (за исключением самых прочных) — «проковырять» дыру с помощью гранаты. Делать это, впрочем, следует осторожно — обломки здания запросто могут причинить вред вашим наемникам.

Заметно и то, что игра хоть и делается по правилам Jagged Alliance, но совсем другими людьми. Так, по «мистлендовской» традиции (GFI Russia раньше называлась « МиСТ лендЮГ ») очень важную роль играют гранаты: пара бойцов с прокачанной ловкостью способна запросто «закидать до смерти» любой отряд противника. Немножко странной показалась медицина — аптечки сейчас восстанавливают здоровье в просто огромных количествах (в то время как в оригинальной игре они только бинтовали раны, лечиться же можно было лишь после боя). Впрочем, к релизу обещают вернуть «старую» систему лечения. Появились и некоторые интересные возможности — бойцы умеют высовываться из-за углов, двигаться, сохраняя направление взгляда (боком, спиной). А вот искусственный интеллект немного разочаровал — не удивляют ребята, увы. Некоторые «просветления» случаются, но чаще всего противники дерутся без маневра, групповых действий, хитростей. Не сказать чтобы в Jagged Alliance 2 было лучше — но там большинство «сюжетных» боев отличались очень грамотной расстановкой противников. Здесь такого пока не наблюдается.

* * *

Ну и напоследок самое главное: уже сейчас, за месяц до релиза, смело можно заявлять — опасения фанатов не оправдались. «ДЖА3» целиком заслуживает звания «продолжения JA2» (пусть и неофициального). Игры очень похожи — правилами, атмосферой, увлекательностью. В «Работе по найму» нашлось место и сложным боям, и свободе, когда ты сам решаешь, каким путем идти к победе, и так полюбившейся многим возне с наемниками. Очень ждем момента, когда коробки появятся на прилавках, и надеемся, что к тому времени большинство просчетов бета-версии (а в ней, конечно, еще порядочно багов) будут исправлены.

Рейтинг ожидаемости: 7 0%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь