30 декабря 2007
Обновлено 17.05.2023

The Witcher

The Witcher - изображение обложка

На протяжении долгого и непростого процесса разработки « Ведьмака » мы меняли свое отношение к игре раз пять. От заочного восторга (см. на отчет о варшавской поездке в «Игромании» №5’2007) до оправданного скепсиса после знакомства с предрелизной версией на последней Games Convention в Лейпциге. Это игра, по поводу которой до самого последнего момента было неясно, получится у авторов или нет. Но самое удивительное, что это до конца непонятно и сейчас. Нижеследующий текст — один из самых сложных и противоречивых в «Игромании». Он то разрастался до пяти страниц, то сжимался до двух. Финальной оценкой значилось девять, восемь и чуть ли не семь баллов. По мотивам внутриредакционной переписки с легкостью можно написать отдельный материал. «Ведьмак» — проект явно неоднозначный. Но самое главное — игра отвечает важнейшему требованию любого произведения интерактивного искусства. От нее невозможно оторваться. Диалоги хромают, авторам изменяет вкус и местами здравый смысл. Но в The Witcher определенно хочется вернуться.

Геральт из Ривии

Книжный цикл Анджея Сапковского закончился более чем мрачно: многие из тех, кто шел с ведьмаком Геральтом, включая его самого, умерли. Нервы от такого жесткого финала не выдержали, кажется, даже у самого Сапковского (не говоря о фанатах), и через какое-то время он сотворил вполне счастливую «альтернативную концовку от Лютика», а также выпустил небольшой рассказ «Свадьба Йеннифэр». По правде сказать, финал « они поженились и жили долго и счастливо » слабо вписывается в реалии созданного Сапковским мира. Но счастливая концовка сгодилась на главное — она оправдала появление в The Witcher самого Геральта. Появление, конечно, совершенно беспардонное и притянутое за уши — Геральт остался жив, но (сюрприз-сюрприз!) ему начисто отшибло память. Прием замшелый, но благодаря ему мы имеем возможность влезть в шкуру не какого-то там ведьмака (как это планировалось на ранних стадиях разработки), а самого Блавикенского мясника. Геральт в качестве главного героя — одно из самых мудрых решений CD Projekt RED. Он харизматичен до полной остановки дыхания, внушителен до потери пульса, он — именно то, что было нужно для этой игры.

Сюжет отделен от событий серии книг ровно на пять лет. Политическая ситуация все так же нестабильна, но поначалу ведьмаку не до нее. У него полно своих проблем: едва он успевает оправиться от ран, как в Каэр Морхен прибывают неприятности в лице чародея с химерой, наглого очкарика по кличке Профессор и пары десятков бандитов. Несмотря на все усилия ведьмаков, нежданные гости похищают единственную ценность в их полуразрушенном убежище — эликсиры. Это те самые тайные мутагены, которые требуются на последнем этапе превращения обычного, хотя и очень тренированного человека в настоящего ведьмака, охотника на чудовищ. Ведьмаки (и старая подружка Трисс Меригольд) разделяются и отправляются в погоню. Геральту предлагается поискать ответы в столице Темерии — Вызиме. В этом городе и его окрестностях мы и проведем большую часть игрового времени.

Как правильно резать в граммах

The Witcher — вовсе не традиционная RPG, какой ее долгое время представляли. CD Projekt RED c легкостью отрезали от привычной ролевой игры все, что им показалось лишним.

Во-первых, мир «Ведьмака» по сравнению с принятыми в жанре масштабами выглядит как бутылочная крышка рядом с канализационным люком. Кроме того, здесь еще и нарушен основной принцип глобальных эпиков — куда хочу, туда скачу. Разбежаться особо негде: в вашем распоряжении никогда не будет сотни гектаров пустынь, ледников и лесов. На очень долгое время основным местом действия станут кварталы и окрестности Вызимы.

Хорошо это в первую очередь тем, что вы не будете клевать носом, одолевая очередной километр утомительных просторов. Действие спрессовано в тугую пружину, оно постоянно держит в напряжении, и потому под девизом « ну вот сейчас, еще капельку — и пойду спать » вы просидите полночи, не в силах оторваться от сюжета. Вы не провисите долгие часы, бегая, как тупой болванчик, по второстепенным квестам (или того хуже — нарезая монстров); здесь почти каждое задание — яркая история. В конце концов, в какой RPG последних лет можно было набрать три уровня подряд, распутывая хитросплетения сюжетного квеста, носясь по одной и той же локации и практически не вынимая меч?

Во-вторых, инвентарь и кукла персонажа. Мы видели бесконечные инвентари, в которых наши герои тягали по паре центнеров разного добра, нам предлагались ездовые ослики, выделялась куча сундуков, шкафчиков и целые дома для хранения коллекции мечей. А все эти поножи, наручи, наколенники, сапоги, перчатки, пояса, робы, плащи и еще сотня наименований того, что можно на себя нацепить? А телепорты с поля боя и обратно, чтобы можно было быстро уволочь весь этот хлам? А торговцы, расставленные в самых странных местах, у которых просто на лбу написано: « Я тут просто для того, чтобы тебе было кому сдать лут »? Так вот, кукла персонажа в «Ведьмаке» — это идеальный образчик минимализма. Два меча, два дополнительных оружия, два кольца, доспех. Больше Геральт не носит ничего (кроме трофея на крючке). Мечи и прочие железки, которые с завидным постоянством валятся из врагов, мы даже не можем складывать в инвентарь — он для этого не приспособлен. Сейчас наверняка взвоют страшным голосом профессиональные манчкины — уйти с поля боя, оставив столько ценного?! Но это решение идеально укладывается в местную картину мира: Геральт никогда не занимался спекуляцией оружием противников.

Минусы у такой системы тоже имеются: узнать характеристики выпавшего оружия можно, только взяв его в руки. К тому же арсенал тут невелик, а редкие вещи можно пересчитать по пальцам. Ну и конечно, не помешала бы система сортировки инвентаря — пытаясь разыскать нужный предмет в свалке из цветов, камней, эликсиров, колец и различных бутербродов, можно сломать глаза.

Наконец, в игре нет таких понятий, как кража и взлом. Вы в любой момент можете взять нужную вам вещь из любого сундука, даже если законный хозяин находится в шаге от своего добра. Награда, правда, сомнительная — лучшей находкой тут становятся книги (которые можно выбрасывать сразу после прочтения, иначе места в инвентаре не напасешься) и спиртное (особенно крепкое). Ящики обывателей абсолютно не приспособлены для хранения нашего скарба: оттуда можно взять, но нельзя положить. Единственный возможный склад — у трактирщика, но к нему обычно лень бегать. К середине игры вы просто должны победить свои собственные RPG-рефлексы, иначе они победят вас.

Маэстро, музыку!

Итак, в The Witcher нет собирательства и огромного мира. Зато здесь есть очень четкое, осязаемое ощущение сопричастности. Начав играть, вы тут же удивительным образом почувствуете себя тем-самым-Геральтом. Это вы переживаете смерть молодого ведьмака. Это вы решаете, спасти ведьму или не мешать деревенским сжечь ее. Это вы находите труп того, кто говорил с вами полчаса назад, и с ужасом понимаете, кто из подозреваемых действительно виновен. А встретив через несколько часов игры почти забытого уже персонажа, вы радуетесь, что поступили именно так, а не иначе. Или, наоборот, понимаете, что где-то, возможно, были неправы.

Все, что вы делаете, отражается на сюжете. Чтобы полностью понять все причинно-следственные связи, «Ведьмака» нужно пройти как минимум десяток раз. Основных концовок у игры три, но вариантов прохождения — намного больше. Кстати, тут продолжаются некоторые сюжетные линии, не законченные еще в книгах.

Здесь же — простая, прекрасно сбалансированная ролевая система, которая к тому же идеально соотносится с книжным первоисточником. У ведьмака всего четыре основных характеристики, зато он может долго и вдумчиво развивать различные стили боя и совершенствоваться во владении Знаками. При этом он никогда не станет настоящим магом — запас энергии невелик. Так что меч остается его первым, главным и любимым оружием: стальной — для людей, серебряный — для нежити. Уровни здесь набираются почти незаметно, а талантов дается столько, что ближе к концу игры вы сможете выучить все «бронзовые» навыки; а вот о распределении «серебряных» и особенно «золотых» придется крепко подумать.

Ну и алхимия. Непременно выучите навык собирания трав, обязательно читайте все попадающие вам в руки книги (пока вы ничего не знаете о полезных кореньях, их просто нельзя собирать). Эликсиры можно составлять по формулам, которые будут попадаться вам в игре, или экспериментировать самостоятельно. Система алхимических элементов проста и понятна, а эффект от зелий обычно очень полезен (особенно хороши мутагены, дающие дополнительные таланты, но для каждого из них нужен уникальный ингредиент). Более того, вы не можете пить зелья постоянно — с каждой бутылкой растет уровень токсина, который выводится отдыхом либо эликсиром «Белый мед».

Практика ведения боя

Чтобы использовать все возможности боевой системы The Witcher, следует запомнить ее основную особенность: важно не то, как часто вы кликаете мышью. Важно, насколько вовремя вы это делаете.

На открытой местности вы заметите врага до того, как он увидит вас. Самое время подготовиться к стычке: выпить пару эликсиров, наточить и смазать меч, сделать бомбу. Учтите, Геральт отлично бегает, так что от противников можно при случае и удрать. Открыть бой лучше всего Знаком, но потом все равно придется взять в руки меч: ведьмак — мастер ближнего боя.

Атакуем! Ведьмак может не отреагировать на ваш приказ сию же секунду — он ждет, когда враг откроется для удара. Если вы заметили, что главгерой машет мечом впустую, не нанося или почти не нанося урона и не проводя серий ударов, переключитесь на другой стиль или выберите другой меч (в режиме паузы это сделать проще — смело жмите на пробел).

Геральт нанес первый удар и начал выполнять серию. Всего может быть до четырех последовательных комбо, каждое из которых мощнее, быстрее и зрелищнее предыдущей. Чем лучше прокачан определенный стиль боя, тем разнообразнее и мощнее входящие в него приемы. Начав серию, аккуратно следите за курсором — не кликайте, пока ведьмак не выполнит все приемы этой серии.

Если вы выбрали легкий или средний уровень сложности игры, то в момент перехода от одной серии к другой курсор будет выглядеть как пылающий меч. Именно в этот и ни в какой иной момент от вас требуется легкий щелчок мышью для перехода к следующей последовательности ударов. На тяжелом уровне единственный ориентир для клика — хороший слух и чувство ритма.

* * *

При всех изложенных выше плюсах «Ведьмак» снабжен полным букетом болезней восточноевропейских RPG. Картинка, несмотря на почтенный возраст технологии (The Witcher, напомним, работает на движке Aurora от BioWare ), держит удар. Чего нельзя сказать о качестве исполнения. Полигоны пролезают сквозь стены и двери. Пьяницы в барах подносят бутылку не ко рту, а к груди, да еще и не горлышком, а боком. Спящие персонажи взбивают несуществующие подушки и каждую минуту перекладываются с одной постели на другую. Кроме того, в игре до неприличия много одинаковых моделей персонажей, включая основных.

Когда глубокой ночью слышишь « надо подоить корову », начинаешь сомневаться, помнят ли разработчики про график смены дня и ночи и режим, который, вообще говоря, реализован неплохо. Или вот колдунья заявляет: « Не отвлекай меня, я делаю тебе зелье » — после чего мирно укладывается спать.

The Witcher — безусловно, очень важное свершение в узкоспециальном жанре « настоящих фэнтезийных RPG, сделанных в Восточной Европе ». Западная пресса, пожав плечами, выводит игре куда более низкие оценки, и их, в общем, можно понять — объективно «Ведьмак» не открывает каких-либо новых горизонтов. К тому же специфический колорит смогут оценить только знакомые с творчеством Сапковского — всем прочим Геральт рискует показаться хамоватым седовласым мужиком.

Но при всех прочих показателях The Witcher — это настоящая, глубокая, умная, яркая, оригинальная RPG. Для «девятки» ей не хватило в основном прилежания и опыта — это два самых популярных славянских недуга. Впрочем, учитывая, что в Польше и в России CD Projekt RED уже обрели культовый статус, с их творчеством сегодня стоит связывать все свои самые смелые ожидания.


Реиграбельностьда

Классный сюжетда

Оригинальностьда

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 95%

Геймплей: 8.0

Графика: 7.0

Звук и музыка: 9.0

Интерфейс и управление: 9.0

Дождались? Спорное, противоречивое, но все-таки важнейшее событие в жанре «славянского интерактивного фэнтези» этого года. Второй такой игры на PC сейчас просто нет и в ближайшее время не предвидится.

Рейтинг «Мании»: 8.5

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь