09 апреля 2008
Обновлено 17.05.2023

Из последних сил. Тестирование AMD Radeon HD 3870 X2

Из последних сил. Тестирование AMD Radeon HD 3870 X2 - изображение обложка

Кто еще несколько месяцев назад мог допустить, что на свете появится нечто более мощное, чем GeForce 8800 GTX / Ultra , да еще не от NVIDIA? И все-таки это произошло. Флагманская видеокарта от AMD уже стучится в дверь. Встречайте Radeon HD 3870 X2!

Если в последнее время вы не следили за ситуацией на рынке видеокарт, вкратце обрисуем картину и опишем знаковые события. Пару лет назад тогда еще независимая компания ATI вела активную борьбу за доминирование на рынке видеокарт. Получалось, надо сказать, весьма успешно. То была эпоха GeForce 7x00 и Radeon X1x00. Победа осталась за Radeon, но ATI недолго почивала на лаврах. Янки взяли убедительный реванш, представив миру GeForce 8800 GTX, а затем еще более быстрый GeForce 8800 Ultra. Эти видеокарты поддерживали DirectX 10 , по скорости в играх им не было равных.

Спустя некоторое время, после многочисленных переносов и заминок, уже AMD (к тому моменту она купила ATI) представила свою топовую видеокарту Radeon HD 2900 XT на базе ядра RV600. Она получилась довольно интересной, но не могла соревноваться с топ-моделями от NVIDIA. Radeon HD 2900 XT смог конкурировать лишь с GeForce 8800 GTS , да и то с переменным успехом. Мы, как и многие другие, ждали, что AMD продолжит наступление и покажет плату с индексом XTX. Вместо нее появилась упрощенная XT-версия с приставкой Pro.

Последнее время AMD занималась разработкой ядра RV670. На его основе свет увидели видеокарты Radeon HD 3850/3870. Стоят они относительно недорого, при этом производительность показывают на очень приличном уровне — достойная альтернатива слабеньким Radeon HD 2600 и GeForce 8600. Но NVIDIA не осталась в долгу и выпустила победоносную GeForce 8800 GT.

Следующий ход был за AMD. В компании решили, что хватит размениваться на видеокарты средней ценовой категории и пора заняться самым что ни на есть hi-end. В конце концов, надо держать марку. Сказано — сделано.

Тестовый стенд
Процессор Intel Core 2 Extreme QX6850 (Socket 775, FSB 1333 МГц, 3 ГГц, L2-кэш 8 Мб)
Материнская плата Biostar TP35D2-A7 (Intel P35, Socket 775, DDR2-1066, PCIe, PCI, IDE, SATA, Sound, PS/2, COM, USB, GbLAN, ATX)
Память OCZ DDR2 PC2-8500 Reaper HPC Edition OCZ2RPR10662GK 2x1024 Мб (1066 МГц, 5-5-5-15)
Жесткий диск Seagate Barracuda 7200.10 ST3320820AS (7200 об/мин, SATA II, 8 Мб)
Оптический привод NEC DV-5800C (IDE)
Блок питания Enermax Galaxy dxX EGX850EWL (850 Вт)
Драйвер для материнской платы Intel Chipset Software Installation Utility 8.3.1.1009
Драйвера видеокарт AMD Catalyst Software Suite 8.0 108a
NVIDIA ForceWare 169.29
Операционная система Windows Vista Ultimate 32-bit Edition

MULTI-GPU is back!

Технические характеристики

Кол-во транзисторов : 2х666 млн *** Техпроцесс** : 55 нм *** Количество потоковых процессоров** : 2х320 *** Частота ядер** : 825 МГц *** Частота потоковых процессоров** : 825 МГц *** Тип, объем памяти** : GDDR3, 2х512 Мб *** Частота памяти** : 1800 МГц *** Шина данных** : 2х256 бит *** Количество текстурных блоков** : 2х16 *** Количество блоков растеризации** : 2х16 *** Интерфейс** : PCIe x16 *** Разъемы** : 2хDVI, HDTV *** Цена** : 15 000 руб.

На тесты к нам попала референсная карта от самой AMD. Весит этот монстр немало — более одного килограмма, длина — 26,5 см. Аналогичными размерами могут похвастаться только GTX и Ultra от NVIDIA. Здоровенный кулер закрывает практически всю лицевую часть платы, заднюю часть прикрывает специальный кожух. Разглядеть на поверхности можно только питание, два разъема (6- и 8-контактный) и разъем под CrossFire. Скорее всего, на системную плату можно будет устанавливать до двух Radeon HD 3870 X2 или к одной такой плате добавлять обычную Radeon HD 3870. Как будет в итоге, мы еще увидим, а пока в драйверах эта функция не реализована.

Если заглянуть под кулер, то мы увидим ядро RV680 , на котором построена плата. На поверку RV680 оказался парой RV670 , используемых во всех Radeon HD3870. Но благодаря тому, что печатная плата стала 12-слойной, инженерам удалось без особых проблем увеличить частоту ядер со стандартных 775 МГц до 825 МГц. Правда, двойной набор видеопамяти общим объемом 1 Гб работает на более низких частотах — 1800 МГц вместо 2250 МГц у Radeon HD3870. Более того, вместо дорогой GDDR4 используется недорогая GDDR3. Вероятно, это сделали для удешевления платы. Каждый из графических чипов обладает 256-битной шиной памяти, общее количество потоковых процессоров равно 640. Пусть это число вас не смущает, лишь 128 из них умеют обрабатывать сложные шейдерные инструкции.

Схема работы Radeon HD 3870 X2 довольно любопытна, хотя и вполне предсказуема: на одном текстолите расположено два графических ядра, которые объединяет специальный PCIe-мост. У него в распоряжении 48 линий PCIe. Первые 16 выделены для одного чипа, еще столько же для второго, ну а оставшиеся 16 обеспечивают связь с системной платой по средствам хорошо знакомой нам шины PCIe x16. Как ни странно, вместо PCIe версии 2.0 используется ревизия 1.1. Нам кажется, это едва ли ограничит производительность видеокарты на практике.

Новые графические чипы производятся по тонкому техпроцессу (55 нм) и, как следствие, занимают меньше места, потребляют меньше энергии и меньше греются по сравнению с предшественниками. Но стоит учитывать, что на плате, кроме двух GPU, находятся PCIe-мост, двойной набор памяти, цепи питания и т.д. и т.п. Все это неслабо греется, так что об охлаждении Radeon HD 3870 X2 необходимо было позаботиться самым тщательным образом.

И вот что придумали инженеры компании: за основу взята система турбинного типа, принцип ее действия таков — вентилятор забирает свежий воздух из корпуса, прогоняет его по всей карте через радиатор, дальше нагретый воздух выводится за пределы компьютера. Такая конструкция хорошо себя зарекомендовала в прошлом, но у нас случай сложнее. Получается так, что самый холодный поток воздуха достается ядру, которое стоит ближе к вентилятору, второе обдувается уже более теплым воздухом. Выход из ситуации нашелся: для первого чипа использовали сердцевину из алюминия, для второго — из меди. Этот материал лучше проводит тепло, чем алюминий. Остальные элементы платы, будь то чипы памяти или цепи питания, накрыты алюминиевым радиатором.

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что многие компании будут устанавливать альтернативные кулеры для Radeon HD 3870 X2. Они, скорее всего, будут и тише, и эффективнее. Например, Sapphire готовит к выпуску плату в рамках серии ATOMIC с водяным охлаждением.

Как и вся трехтысячная серия от AMD, Radeon HD 3870 X2 поддерживает DirectX10.1. Не сказать, что опция архиважная, но в будущем может пригодиться. Наш скепсис объясняется тем, что пока ни один разработчик не заявил о поддержке нового стандарта, не говоря уж о реальном применении.

Технология avivo HD реализована в полной мере, чип UVD, отсутствовавший в Radeon HD 2900 XT, на этот раз есть. Он позволяет улучшить качество картинки при просмотре видео и разгрузить систему. Особенно это актуально в случае с HD-форматами. UVD берет на себя обязанности по обработке видеопотока, есть поддержка MPEG1, MPEG2, DivX и H.264. Плюс к этому, UVD проводит автоматическое масштабирование картинки, отслеживает правильность расположения пикселей, восстанавливает изначальный видеоряд из форматов PAL и NTSC, ускоряет работу с фильтрами и многое другое.

Еще новый Radeon может похвастаться поддержкой технологии PowerPlay. Изначально она использовалась в мобильных видеочипах, теперь добралась и до настольных видеокарт. Суть ее проста: в зависимости от нагрузки она автоматически меняет частоту GPU и напряжения. Заявленное потребление энергии при максимальной нагрузке может достигать 196 Вт.

На заднюю панель платы выведены пара DVI-разъемов, совместимых с HDCP, и видеовыход. К Radeon HD 3870 X2 можно подключить два монитора — CrossFire этому не препятствует. Как и прежде, DVI-разъемы при помощи специального переходника без проблем превращаются в HDMI. Поскольку на плате установлен дискретный аудиочип, то по HDMI-кабелю можно передавать не только изображение, но и звук.

Вместе мы непобедимы

История такого явления, как multi-GPU (использование двух и более чипов на одной печатной плате), уходит корнями в 90-е гг., когда компания 3Dfx еще существовала и даже была лидером рынка.

Уже тогда производители видеокарт понимали, что для повышения 3D-производительности можно использовать несколько видеокарт. И вот, в 1998 году 3Dfx представила технологию SLI ( Scan-Line InterLeave ). Она позволяла устанавливать сразу две видеокарты Voodoo 2 в одну систему. Стоит сразу заметить, что Voodoo 2 умел обрабатывать только трехмерную картинку, для работы с 2D-графикой требовалась отдельная видеокарта. В итоге получалась довольно сложная схема — для одной только графической подсистемы вам бы понадобилось выделить сразу три PCI-разъема на плате, а это немало, учитывая, что во многих системных блоках стояли еще и звуковые карты, сетевые адаптеры и модемы. Да-да, в те времена все это богатство редко встраивали в саму системную плату.

Технология SLI работала по довольно простой схеме: одна карта обрабатывала четные строчки, вторая — нечетные. Вот и все премудрости. В природе встречалась разная экзотика — например, Obsidian2 X-24 от Quantum3D. Эта легендарная плата несла на себе сразу несколько чипов Voodoo 2. Впоследствии компания Quantum 3D продолжала экспериментировать в этом направлении.

Со временем появились альтернативные технологии обсчета картинки. К примеру, MetaByte предложила Parallel Graphic Configuration — картинка делилась на две части, каждую половинку рассчитывала отдельная карта.

Дальше последовала эра AGP. В силу некоторых особенностей про возможность использования нескольких видеокарт в одном компьютере пришлось на время забыть. Производителям пришлось пойти другим путем — они стали устанавливать по два графических процессора на одну печатную плату. Наиболее известным представителем такого подхода стала ATI Rage Fury MAXX , появившаяся в 2000 году. На ней было установлено два ядра Rage 128 Pro , работавших независимо друг от друга. Расчет графики велся по принципу Alternate Frame Rendering : четный кадр считает одно ядро, нечетный — другое. Народной эта карточка так и не стала. Попросту говоря, она провалилась.

Второе дыхание multi-GPU пережило в 2004 году с появлением графической шины PCIe x16. К тому времени NVIDIA уже довольно вольготно себя чувствовала на рынке видеокарт, а 3Dfx так и вовсе была куплена с потрохами (в 2002 году). Технологию SLI возродили, но расшифровываться три заветные буквы стали иначе — Scalable Link Interface. Впервые SLI апробировали в видеокартах GeForce 6 -й серии. Тогда же GIGABYTE представила видеокарту с двумя чипами GeForce 6800 GT на одной плате — GV3D1-68GT. Даже ASUS не удержалась от эксперимента, показав двухчиповую EN6800ULTRA Dual.

Альтернативный способ увеличить производительность — использовать системную плату с поддержкой нескольких видеокарт (SLI или CrossFire). Неплохой вариант, но не всегда удобный. О возможных недостатках мы уже говорили выше.

Первой карточкой в «новой» истории, которая работала в режиме SLI и при этом требовала только один разъем PCIe x16, стала GeForce 7950 GX2. Она представляла собой эдакий бутерброд, составленный из двух GeForce 7900 GT. С появлением этой видеокарты появилось понятие Quad-SLI , правда, широкого распространения технология не получила.

Недавно AMD представила платформу Spider , которая включает в себя процессоры Phenom , системную плату на чипсете AMD 7-й серии и видеокарты Radeon HD 3xxx — до четырех штук! Выглядит амбициозно, но едва ли многие решатся на покупку и последующую установку аж четырех видеокарт. В свою очередь, NVIDIA анонсировала 3-Way SLI. Спецификации позволяют объединять в одну связку до трех видеокарт GeForce 8800 GTX или Ultra. Что-то нам подсказывает, что это еще не все и в скором будущем производители найдут чем нас удивить.

3DMark06
SM2.0 SM3.0 Overall
AMD Radeon HD3870 X2 6380 7772 16170
XFX PV-T80F-SHF9 5149 5373 12775

Старый добрый GEFORCE

Технические характеристики

Кол-во транзисторов : 681 млн *** Техпроцесс** : 90 нм *** Количество потоковых процессоров** : 128 *** Частота ядра** : 575 МГц *** Частота потоковых процессоров** : 1350 МГц *** Тип, объем памяти** : GDDR3, 768 Мб *** Частота памяти** : 1800 МГц *** Шина данных** : 384 бит *** Количество текстурных блоков** : 32 *** Кол-во блоков растеризации** : 24 *** Интерфейс** : PCIe x16 *** Разъемы** : 2х DVI, HDTV *** Цена** : 14500 руб.

В противовес флагману от AMD мы взяли GeForce 8800 GTX. О версии Ultra даже и не думали: не настолько плата популярна, к тому же с производства ее уже сняли. На тестах у нас оказалась вполне стандартная модель от XFXPV-T80F-SHF9.

Долго расписывать GeForce 8800 GTX не будем, об этой видеокарте и ее возможностях и так было сказано очень много. Пройдемся лишь по самому главному. Длина карточки такая же, как и у Radeon HD 3870 X2. Графический процессор G80 построен по 90-нм техпроцессу, работает на частоте 575 МГц. Память GDDR3 объемом 784 Мб функционирует на скорости 1800 МГц, ширина шины составляет 384 бит. Унифицированных процессоров 126 штук, число текстурных блоков равно 32.

В плате используется кулер турбинного типа, довольно тихий и эффективный. При максимальной нагрузке GeForce 8800 GTX потребляет до 145 Вт. На заднюю панель выведены следующие разъемы: два цифровых DVI и видеовыход. Встроенного аудиочипа нет, но DVI-разъемы можно переквалифицировать в полноценные HDMI.

Так же, как и у конкурента, в GeForce 8800 GTX зашита технология обработки видеосигнала. Зовется она PureVideo HD. По сути, делает она все то же, что и avivo HD, но есть ограничения. Например, PureVideo Decoder далеко не бесплатный. Но все это мелочи, ведь главное — игры.

Тестирование

В основу тестового стенда легла материнская плата Biostar TP35D2-A7 на базе чипсета Intel P35. На роль пламенного мотора позвали четырехъядерный процессор Core 2 Extreme QX6850 с частотой 3 ГГц и шиной 1333 МГц. Он быстрый и мощный, едва ли во время тестов производительность видеокарт упрется именно в него. Суммарный объем оперативной памяти — 2 Гб (две планки по гигабайту). За питание отвечал мощный блок питания на 850 Вт — Enermax Galaxy dxX EGX850EWL.

Для проведения тестов мы использовали 32-битную версию операционной системы Windows Vista Home Premium со всеми обновлениями. Если для GeForce 8800 GTX задействовались сертифицированные драйвера ForceWare 169.29 , то для Radeon HD 3870 X2 в нашем распоряжении была бета-версия — Catalyst 8.0 108a.

Для оценки производительности выбирались две DX9-игры — F.E.A.R. и Prey. Скорость видеокарт проверялась под DX10 при помощи Crysis , Unreal Tournament 3 и Call of Duty 4. Не обошлось и без синтетического Futuremark 3DMark06.

Итак, устанавливаем Radeon HD 3870 X2. Оказалось, что 8-контактное питание для работы необязательно, достаточно подключить два 6-контактных кабеля. Полное питание понадобится для включения функции разгона в драйверах.

При старте кулер видеокарты запускается на максимальных оборотах. Шум ощутим, но в дальнейшем система охлаждения сбавляет обороты. Даже под нагрузкой плата работала достаточно тихо. Тут стоит отметить, что GeForce 8800 GTX в действии все равно тише, но даже этот результат нас порадовал — по сравнению с Radeon HD 2900 XT новая видеокарта от AMD кажется бесшумной.

В 3DMark06 видеокарта Radeon HD 3870 X2 нас весьма удивила. Она обставила GeForce 8800 GTX почти на 3400 очков, набрав рекордные 16 170 «попугаев» — неплохая заявка на лидерство. Но тут мы запустили Crysis. Игра заработала, но на экране появилось множество артефактов и постоянные фризы. В итоге мы не стали включать результаты тестов в список. Эти проблемы будут решены в новых версиях драйверов, в будущем мы еще успеем выяснить, насколько хорошо им это удалось. Остальные игры работали без проблем.

В том же UT3 новоявленный Radeon показал себя неплохо, особенно когда мы включили сглаживание. Однако уже в Call of Duty 4 пальму первенства перехватил GeForce 8800 GTX, причем довольно уверенно. В DX9-играх Radeon HD 3870 X2 чувствовал себя как рыба в воде. В Prey чистая победа осталась за продуктом AMD, в F.E.A.R. лишь при сглаживании 8х видеокарта уступила пальму первенства GeForce 8800 GTX.

Учитывая тот факт, что при тестировании двуглавого Radeon использовались beta-драйвера, мы вправе ожидать в будущем прибавки в скорости.

DirectX 9-игры
Модель видеокарты AF 16x AF 16x, AA 4x AF 16x, AA 8x
F.E.A.R. 1.08
Разрешение 1280x1024 1600x1200 1920x1200 1280x1024 1600x1200 1920x1200 1280x1024 1600x1200 1920x1200
AMD Radeon HD3870 X2 216 183 165 148 115 98 96 65 57
XFX PV-T80F-SHF9 198 159 137 121 89 73 102 76 60
Prey 1.3
Разрешение 1280x1024 1600x1200 1920x1200 1280x1024 1600x1200 1920x1200 1280x1024 1600x1200 1920x1200
AMD Radeon HD3870 X2 214,8 171,8 159,8 157,1 126,6 111,3 138,1 108,8 95,5
XFX PV-T80F-SHF9 171,8 128,6 111,1 131,2 98,1 83,7 94,9 67,9 58,5
DirectX 10-игры
Модель видеокарты Максимальное качество + AF 16x AF 16x, AA 4x AF 16x, AA 8x
Call of Duty 4 1.5
Разрешение 1280x1024 1600x1200 1920x1200 1280x1024 1600x1200 1920x1200 1280x1024 1600x1200 1920x1200
AMD Radeon HD3870 X2 115,2 81,5 73,3 66,7 53,1 47,2 54,0 41,1 34,5
XFX PV-T80F-SHF9 104,0 85,3 76,7 74,9 59,3 52,7 63,9 50,0 42,9
Unreal Tournament 3 1.1
Разрешение 1280x1024 1600x1200 1920x1200 1280x1024 1600x1200 1920x1200 1280x1024 1600x1200 1920x1200
AMD Radeon HD3870 X2 108,30 91,90 68,91 94,33 68,73 46,93 80,40 59,60 43,60
XFX PV-T80F-SHF9 129,69 99,60 80,66 88,10 62,61 45,48 79,34 56,50 41,59

Многозначительое многоточие

AMD предприняла смелую попытку, выпустив на рынок Radeon HD3870 X2. И эта попытка вполне может оказаться успешной, если программисты компании будут расторопны и сумеют совладать с драйверами. В ходе тестирования к видеокарте претензий не было — работает она тихо, размеры в пределах разумного, все современные технологии поддерживает, плюс обладает рядом интересных особенностей.

Окажется ли Radeon HD3870 X2 королем на час? Вполне возможно, ведь на горизонте маячит GeForce 9800 GX2 — сдвоенный вариант GeForce 8800 GTS 512. К тому же NVIDIA разрабатывает новое ядро под кодовым именем G100. Словом, AMD рано расслабляться.

Мысли вслух

Внимательно изучая историю multi-GPU, можно проследить интересную закономерность. К решению увеличить мощность путем добавления еще одного чипа обычно приходят на последнем этапе жизни видеокарты. Так было с Voodoo 2 и GeForce 7. Но, похоже, ситуация меняется. Впервые мы видим на примере AMD , что двойная плата выходит сразу после появления новой серии видеокарт. Самое интересное, что ситуация повторится и в случае с NVIDIA. Сразу после выпуска ядра G92 последует анонс флагманской модели — сдвоенной карты наподобие GeForce 7950 GX2.

Объясняется такая смена курса следующим образом: постоянно вкладывать деньги в разработку новых чипов можно, но нужно ведь и деньги зарабатывать. Именно поэтому компании выбирают порой экстенсивный путь развития. Вполне возможно, что производители видеокарт стараются увеличить срок жизни своих продуктов.

Удастся им это только в том случае, если разработчики игр всерьез займутся оптимизацией кода и будут пытаться выжать максимум из существующего оборудования, а не надеяться на скорый выход новых видеокарт, как это случилось с Crysis.

Благодарим следующие компании за предоставленное оборудование:

AMD ( www.amd.ru ) — AMD Radeon HD 3870 X2;

Biostar ( www.biostar.com.tw ) — Biostar TP35D2-A7;

Enermax ( www.enermax.de ) — Enermax Galaxy dxX EGX850EWL;

OCZ ( www.ocztechnology.com ) — OCZ DDR2 PC2-8500 Reaper HPC Edition OCZ2RPR10662GK;

IT-Labs ( www.it-labs.ru ) — XFX PV-T80F-SHF9.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь