Six Days in Fallujah

27 апреля 2009 года компания Konami во всеуслышание заявила, что отказывается издавать военный симулятор Six Days in Fallujah. Принять это решение издателя побудило недовольство общественности, гневные звонки и электронные письма, выступления отставных военных и пацифистских организаций, которым крайне не понравилась идея игры по мотивам недавних трагических и кровавых событий Иракской войны. Six Days in Fallujah должна была рассказать об одной из самых кровавых и масштабных операций в Ираке — битве за город Фаллуджа, который представлял собой штаб иракского партизанского сопротивления.
Последней каплей для Konami оказалась промелькнувшая в интервью разработчиков из Atomic Games информация о контактах с настоящими иракскими инсургентами. Президент компании Питер Тамте лично уверял, что денег за консультации не платил и арабы помогали в разработке совершенно безвозмездно. Но было уже поздно. Тамте публично назвал решение разорвать контракт абсурдным.
С этим нельзя не согласиться. Six Days in Fallujah была (и, мы надеемся, все еще есть) задумана как самый страшный и реалистичный военный симулятор. Atomic Games разработали для него специальный движок с поддержкой полной, тотальной разрушаемости. Но если во всех остальных случаях эта технология используется для того, чтобы с радостным гиканьем разнести пол-уровня, то тут полная разрушаемость — необходимый художественный прием. Так как любимая тактика иракских партизан — лежать за дверью с «калашниковым» и ждать, когда в прицеле появится морпех, американцы в Фаллудже быстро научились пробивать в стенах дыры взрывчаткой или из гранатометов, а то и вовсе ровнять дом с землей артиллерийским ударом. По разным сведениям, за время конфликта было уничтожено от 7 до 10 тысяч зданий.
Разработчики вели разговор об уникальной механике «боевых пазлов» (дом с террористами нужно аккуратно разобрать на части, не потеряв при этом ни одного бойца) и об элементах survival horror (ужасы войны, накачанные наркотиками арабские зомби с автоматами).
Six Days in Fallujah задумывалась как игра в модном сегодня жанре документального интерактива: помимо инсургентов, разработчики общались с американскими ветеранами, мирными фаллуджевцами и военными историками, смотрели дневники, фотографии и видеозаписи, хотели показать не только общую тактику, но и психологическую сложность современного боя в городских условиях. В каких случаях военной доктриной Корпуса морской пехоты США разрешается стрелять в безоружного или раненого террориста? А что делать, если случайно убьешь мирного жителя? Во время боя в Фаллудже осталось порядка 50 тысяч гражданских, и потери среди них, по разным сведениям, составили от тысячи до пяти тысяч человек. Также в бою погибло 38 морских пехотинцев и полторы тысячи партизан.
Документальный посыл остался без ответа: разработчиков обвинили в глорификации ужасов Иракской войны, отставные военные вроде экс-полковника Джона Антала (военного консультанта серии Brothers in Arms ) — в предательстве. Atomic Games вменили создание виртуального прибежища для инсургентов, которые вместе с примкнувшими к ним американскими подростками будут вершить безнаказанный компьютерный джихад против морских пехотинцев.
Обороняясь, авторы уверяли, что сделать игру о Фаллудже их попросили сами морские пехотинцы, с которыми они познакомились во время разработки тактических симуляторов серии Close Combat. По словам молодых иракских ветеранов, книга, фильм или телесериал просто не в состоянии передать всю гамму ощущений, испытанных ими во время сражения. Только в видеоиграх они и их современники способны получить сходный эмоциональный опыт и художественную правду.
* * *
Сегодня судьба игры находится под большим вопросом. Все звонки в Atomic Games переадресовывают отделу по связям с общественностью корпорации Destineer Publishing , которая купила Atomic Games в 2005 году и имеет финансовые связи непосредственно с ЦРУ. В последнее время Destineer переквалифицировалась с разработки учебных симуляторов для военных на издание казуальных игр для Nintendo DS и Wii (их крупнейший хит — игра Burger Island ). Представители компании сообщают, что у них пока нет планов издавать Six Days in Fallujah.
Лично нам вся эта история кажется не менее трагической и нелепой, чем сама битва в Фаллудже: сделать хорошую игру по такой сложной теме можно, для этого нужен всего лишь взрослый и ответственный подход к делу. Но его, к сожалению, мало кто ждет от разработчиков современных шутеров. А зря.
Будем ждать? Самый страшный, реалистичный и скандальный военный шутер про Ирак: с полной разрушаемостью и реальными тактическими схемами. К сожалению, без издателя.
Процент готовности: 30%