25 октября 2009
Обновлено 17.05.2023

Risen

Risen - изображение обложка

Восьмидесятилетний старик Милан Кундера свой последний роман «Неведение» целиком посвятил доказательству очевидной истины: нельзя жить прошлым. В студии Piranha Bytes книг французского писателя, кажется, не читали и до сих пор живут в 2001 году, как бородатый старовер — в глухой сибирской деревне.

Все время, что длилась разработка Risen, немцы ловко водили нас за нос: дразнили загадочными буквами на сайте, важно надували щеки и вежливо уклонялись от ответа на вопрос о том, что за игру они все-таки делают. И хотя все понимали, что в целом все будет выполнено в традициях серии Gothic , была надежда, что смена названия и сеттинга как-то отрезвляюще повлияет на Piranha Bytes, поможет им переосмыслить и развить старые идеи.

Все получилось с точностью до наоборот. Конечно, разработчики не скрывали, что в основе новой игры будут лежать первые две части «Готики». Но теперь-то мы понимаем: на самом деле это значило, что они делают буквально ту же самую игру, что и восемь лет назад.

Еще много-много раз

По-настоящему изменилась только графика — технологию прилежно привели в соответствие с современными стандартами. Но и этого издалека можно не заметить — те же зелено-коричневые пейзажи среднерусской полосы, леса, болота, гигантские комары и плотоядные мотыльки.

Все прочие изменения не столь существенны, сходств же — не перечесть. Как и в первой «Готике», действие Risen разворачивается на острове, магическим образом огороженном от остального мира. Как и в первой «Готике», безымянный герой (по старой доброй традиции мы почти ничего не знаем о его прошлом) попал сюда не по своей воле. Он плыл на корабле, угодил в шторм, а очнулся уже на острове, где понял, что шторм — это еще цветочки. Как и в первой «Готике», на этом клочке суши действуют противоборствующие фракции. Теперь их всего две, зато обе — старые знакомые: с одной стороны — бандиты в лагере на болотах, с другой — маги-монахи в монастыре. Как и в первой «Готике», какое-то время мы можем работать на обе стороны, но потом нужно сделать окончательный выбор. Как и в первой «Готике»…

Здесь вообще все — как в первой или второй части Gothic. История, как и раньше, разбита на главы и вертится вокруг пробуждения неких магических сил. Спящего сменили Титаны, задумавшие недоброе, а харизматичного чародея Ксардаса — не менее харизматичный инквизитор Мендоса, импозантный мужчина с выразительным красным глазом и фамилией колумбийского наркобарона. Больше ничего как будто не изменилось: здесь по-прежнему все роют и ищут артефакты (в третьей «Готике» на этом была выстроена половина сюжета), а через какое-то время героя заставляют собирать разбросанные по острову магические побрякушки. Соответственно, как и в первых двух «Готиках», самая интересная глава в Risen — первая, когда мы втихаря работаем на обе фракции и активно зарабатываем себе имя. Тут у нас настоящая ролевая игра. А потом начинается экшен с ролевыми элементами.

Та же история с географией. Как и во второй «Готике», на острове есть один большой город и несколько поселений поменьше. Харбор-Таун — это почти точная калька Хориниса из Gothic 2, где точно такое же разделение на верхний и нижний кварталы плюс порт и бордель. Тот, кто был в Хоринисе, сможет с закрытыми глазами снять в Харбор-Тауне проститутку и найти пристань.

Для знатоков серии не станет сюрпризом, что доступ в верхние кварталы, равно как и к лидерам фракций, до поры закрыт: сначала нужно проявить себя и выполнить десяток-другой квестов. При этом многие задания, кажется, переехали в Risen прямиком со страниц сценария к любой «Готике». Мы по-прежнему помогаем фермерам защищать урожай, решаем их проблемы с коровами и свиньями, лично собираем картошку с грядок, доставляем поварам жареное мясо, а алхимикам — грибочки-ягодки, изводим популяцию местных волков, ищем пропавших охотников или крестьян, разбираемся с контрабандой наркотиков (или сами продаем их страждущим) и т.д.

Ролевая система, конечно, тоже не изменилась. Она по-прежнему выстроена вокруг разнообразных умений персонажа, которым обучают мастера своего дела. Благодаря им герой научится лучше владеть тем или иным оружием, воровать, взламывать замки, сдирать шкуры с животных, писать магические свитки, ковать мечи или добывать руду.

О, где же ты, брат?

В Харбор-Тауне вы встретите охотников за сокровищами, которые утверждают, что они — три брата-близнеца. Если бы только они: кажется, половину населения этого острова выращивали в одной пробирке.

Как вы думаете, на что похожи сражения в Risen? Не трудитесь отвечать: это абсолютно тот же самый «готический» недослэшер. В ближнем бою есть основной удар и блок, а по мере увеличения мастерства во владении оружием появляется возможность наносить дополнительные удары (например, боковые — мечом) и проводить несложные комбо. Почти все магические приемы мы тоже уже видели сами догадайтесь где. В наличии и фирменный телекинез, и возможность превращаться в мелкую тварь (в данном случае — в улитку), чтобы пролезать в недоступные человеку места.

Отрезать лишнее

Piranha Bytes можно понять. Всю свою сознательную жизнь они делали одну и ту же игру, и даже теперь, лишившись прав на название и вселенную, им было важно напомнить всем, что именно они (а не JoWood и Spellbound со своей Arcania: A Gothic Tale ) знают, какой должна быть настоящая «Готика». Пусть даже под другим названием.

Для этого они взяли за основу лучшую, вторую часть серии и отсекли от нее все то, что, по их мнению, погубило третью. Прежде всего избавились от болезненной гигантомании: игровой мир стал меньше, а от ролевой системы отрезали массу умений и перков, которые появились в третьей «Готике».

В итоге игра стала компактнее и собраннее, а игровой мир насыщеннее. Типичная для Gothic задача — добиться аудиенции у лидера фракции — теперь включает в себя не три-четыре квеста, а все десять. Да, как уже было сказано, многие задания позаимствованы из предыдущих частей, но есть и действительно новые увлекательные приключения, растянутые чуть ли не на всю игру. Так, чтобы помочь одной очаровательной девушке найти своего отца, старого пирата, мы сначала ведем расследование в трущобах Харбор-Тауна, потом организуем побег девицы из закрытого города (а для этого предварительно нужно найти тайный выход), а потом еще приходим на помощь, когда на сцене появляются бывшие «коллеги» ее отца…

Кроме того, огромное количество заданий решаются разными способами. Вы можете сознательно работать на инквизицию, вытравить из Харбор-Тауна всех бандитов, вызвать слезы умиления у коменданта города, получить отличные рекомендации и прийти в монастырь Мендосы уважаемым человеком. А можете в самом начале случайно слишком близко подойти к монахам, и тогда вас силой заставят служить инквизитору, но при этом будут относиться как к преступнику. В самом монастыре тоже будет выбор, кем быть, воином или магом. Да и с учителями можно вести себя по-разному: дерзить и в качестве наказания драить полы в их комнатах, мечтая о побеге, или смиренно добиваться расположения высших магов.

Или вот еще пример. Чтобы попасть к лидеру бандитов, Дону Эстебану, вам придется не просто вывести на чистую воду одного из его подчиненных, который строит против начальника козни, но и решить, что делать с предателем: сдать того с потрохами или, наоборот, начать работать на него. Или попытаться прикончить. Наконец, можно вообще не утруждать себя внутрикорпоративными дрязгами, а просто найти и собрать по частям золотой меч, который так нужен Эстебану, и тогда вас пустят к нему без всяких условий.

Кроме того, авторы привели в чувство боевую систему, которая давала сбои в третьей «Готике», где можно было закликать почти любого врага. Здесь противники научились даже в самых патовых ситуациях стремительно контратаковать и прерывать наши комбо. Исчезла и возможность прямо во время боя открыть инвентарь и поставить таким образом игру на паузу, чтобы спокойно восстановить силы и здоровье зельями. Бои все равно трудно назвать идеальными (нет даже привычного параметра выносливости, отвечающего за расход сил во время сватки), но в целом сражения получились бодрее и интереснее.

Наконец, на фоне того, что творилось в Gothic 3, Risen поразительно стабильно работает. Да и движок отлично оптимизирован: он, не заикаясь, выводит на экран красивые насыщенные пейзажи и детализированные виды большого города.

Придраться, конечно, есть к чему. В наследство от предков Risen досталось несколько родовых болячек. Например, трагическое однообразие лиц и отсутствие лицевой анимации. Есть и досадные условности. Например, вы можете работать на коменданта Харбор-Тауна и сдавать одного за другим подручных Дона Эстебана, в лицо говоря им об этом. А потом, как ни в чем не бывало, вместе с ними же прийти в лагерь бандитов, получить аудиенцию у главаря и попроситься к нему под крыло — все деликатно сделают вид, что так и надо.

Но это все скорее придирки, неизбежные компромиссы. Они не отменяют главного: Risen — почти идеальная, концентрированная «Готика», выдержка всего лучшего, что было в серии, минус ошибки и эксперименты третьей части.

Путевые заметки

Некоторые игровые ситуации повторяются во всех играх Piranha Bytes практически дословно. На картинках ниже слева — Risen, справа — Gothic 3. Сколько отличий вам удастся найти?

Жизнь в собственном соку

Возможно, вас мучит закономерный вопрос: отчего же, в таком случае, столь низкая оценка? Вместо ответа нам, в свою очередь, хотелось бы спросить у разработчиков: «Сколько можно делать одну и ту же игру?!» Да, можно вспомнить пример BioWare , которые со времен Baldur’s Gate делают партийные ролевые игры с однотипным сюжетом. Но они при этом регулярно меняют декорации, пересматривают механику, придумывают инновационные системы диалогов (см. Mass Effect ), обращаются к известным сеттингам ( Star Wars: Knights of the Old Republic ) или изобретают свои собственные ( Jade Empire ), а теперь вот полезли делать MMORPG ( The Old Republic ). В это время у Piranha Bytes — в четвертый раз за восемь лет пробуждение древнего зла и сбор артефактов. В Oblivion появились лошади, в « Ведьмаке » была нестандартная боевая система, в Divinity 2: Ego Draconis нам впервые разрешили прочесть мысли абсолютно любого NPC, а в Alpha Protocol обещают приключения в духе Джейсона Борна… Одновременно с этим Piranha Bytes добавляют в свои игры возможность блокировать удары щитом и снова настоятельно предлагают ковыряться в огородах.

* * *

Это, конечно, тоже позиция, имеющая право на существование. Как буддийские монахи, Piranha Bytes годами работают над собой и добиваются совершенства в чем-то одном. И на сегодняшний день действительно никто лучше них не сделает ролевую игру о проблемах ведения сельского хозяйства в отдельно взятой местности, о выживании одинокого безымянного мужчины на огороженном от мира острове, полном бандитов-наркоманов, истеричных магов и комаров размером с бульдога. В конце концов, десятки тысяч фанатов только того и ждали, и эта игра для них — сплошные именины сердца. Но мы, честно говоря, за восемь лет устали лить слезы умиления над одной и той же игрой. На своем поле Risen все еще вне конкуренции, но в 2009-м мы, кажется, вправе ожидать чего-то большего, чем HD-ремейка оригинальной Gothic.

ПЕРЕВОД: Благодаря усилиям « Нового диска » мы, как и в случае с « Ведьмаком », получили полноценную русскую версию Risen одновременно с мировым релизом. Сама локализация получилась хорошей, но, как обычно, отнюдь не безупречной. Так, по соседству с инквизитором Мендосой почему-то появилась проститутка Ольга, уголовник Василий и суровый пират Романов. А некоторые персонажи с видимым удовольствием обещают нашему герою «намотать яйца на шею». Мы, конечно, понимаем, что преступников в играх Piranha Bytes всегда хватало, но в сказочном приключении лексикон привокзальных алкоголиков смотрится все-таки неуместно.


Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 50%

Геймплей: 8

Графика: 8

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Gothic сменила название и место действия, похорошела внешне, но в душе осталась той же игрой, что и в 2001 году. Хорошо это или плохо — зависит от вашего отношения к оригиналу и желания в четвертый раз проходить одну и ту же, хоть и прекрасную, игру.

Рейтинг «Мании»: 7.5

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь