10 сентября 2001
Обновлено 17.05.2023

Монитор с точки зрения человека. Советы по выживанию в условиях кибернетизации общества

Монитор с точки зрения человека. Советы по выживанию в условиях кибернетизации общества - изображение обложка

Проблемы влияния компьютера на здоровье, моральный облик и материальное благосостояние его владельца уже давно и прочно занимают место в ряду газетных тем, доступных для понимания самой широкой общественности. Общественность твердо знает, что компьютер — страшный враг кошелька и семейного счастья, губитель организма и смысл жизни подростков с нездоровым цветом лица, спасающихся от столкновений с суровой реальностью. Постулаты за номерами один и три я предоставлю раскрывать адептам точной фактики, чьими стараниями живы листки типа “Свеча” или куда-то там “Экспресс”, а на себя возьму смелость направить беседу в сторону трагичной дилеммы “компьютер vs. здоровье”. Оснований обсудить этот вопрос у большинства из нас (геймеров/компьютерщиков/редакторов журнала “Игромания”) более чем достаточно; кроме того, четырехлетний стаж студента медвуза позволит мне насытить текст должной объективностью и открыть огонь на поражение по никчемным предрассудкам.

Происхождение видов

Поскольку не вызывает сомнений тот факт, что, при прочих равных условиях, наиболее эксплуатируемым органом в процессе общения с компьютером являются глаза, им, в первую очередь, и посвятим разговор. Точнее, посвятим его монитору — лютому врагу и ненавистнику нашего органа зрения. Львиная доля статьи будет занята минимально необходимыми знаниями в области устройства мониторов, ибо от этой теории мы будет отталкиваться при дальнейших практических умозаключениях. Эти последние будут полезны как для тех, кто уже давно хищно поглядывает на собственный бумажник с целью опустошить его во славу качественного изображения — то бишь купить новый монитор, так и для тех, кто покупать ничего не собирается, но не хочет раньше времени украшать свое лицо оптическим прибором типа “очки”. Приступим.

Весь спектр незаменимых в быту устройств вывода информации по кличке “мониторы” поддается классификации, включающей следующие классы:

1) Самый обширный и представительный класс CRT-мониторов, или мониторов с электронно-лучевой трубкой (Cathode Ray Tube, как зовут ее на языке Шекспира). С 99-процентной вероятностью могу утверждать, что именно на таком мониторе вы рвете ботов в Ку3 или совершаете вечерний моцион в Интернете. Распространенности CRT-мониторов нет предела; по крайней мере, все их потенциально конкурентноспособные коллеги пока что едва научились говорить “агу-агу”.

2) Второе место в плане концентрации на единицу площади держат LCD-мониторы, они же жидкокристаллические дисплеи. Несмотря на не подлежащую сомнению перспективность этих устройств, реалистичный подход к жизни заставляет меня отказаться от их подробного разбора. Ну кто из вас пользуется такими? Поднимите руки. Вот-вот — все воздержались.

Собственно, на этом классификацию можно было бы и закончить, ибо прочие известные науке технологии выделки мониторов на данный момент вообще не представляют для нас практического интереса, но тем не менее для полноты охвата помянем и их. Итак:

3) Плазменные мониторы. Эти экзотические для обывателя устройства можно увидеть выполняющими роль информационных табло. См. их на улицах города. А увидев, представьте уменьшенный аналог такого экрана у себя на столе — это и будет плазменный монитор для РС.

4) FED-мониторы. Аббревиатура раскладывается как Field Emission Display. Можно сказать, что они совмещают элементы CRT- и LCD-технологий, давая хорошее и четкое изображение при весьма малой толщине.

5) Мониторы, построенные по технологии Light Emission Plastic (LEP). Это ноу-хау еще пару лет тому находилось в стадии монохромных желто-черных экранов толщиной в несколько миллиметров. Но около трех месяцев назад компания Seiko-Epson, главный вдохновитель прогресса LEP, подарила человечеству полноцветный LEP-монитор. Однако это не означает, что вам уже пора начать выслеживать его в знакомых компьютерных фирмах. Вряд ли вам пригодится монитор площадью в 2,5 квадратных дюйма и с разрешением экрана 200х150 пикселей. Разве что в тетрис играть…

Вот так примерно обстоят дела с мониторами. Далее попытаюсь расширить ваши познания по доминирующему типу — CRT-мониторам, одновременно давая рекомендации, как с ними бороться — чтобы победителями вышли ваши глаза.

Истинная жизнь CRT-мониторов

Давайте немножко вскроем брюхо этого девайса и проведем ознакомительную экскурсию по его внутренностям. Самый ценный орган — вакуумная электронно-лучевая трубка, передняя внутренняя поверхность стекла которой покрыта люминофором. По слою люминофора бьют электронные лучи (пучки электронов), испускаемые электронными пушками. Луч попадает на структурный элемент люминофорного слоя — триаду, состоящую из трех точек, каждая из которых соответствует красному, зеленому и синему цветам. В результате точки светятся с различной интенсивностью, создавая в комбинации нужный оттенок того или иного цвета. Например, свечение всех трех точек с одинаковой максимальной интенсивностью даст белый цвет (аддитивная, основанная на сложении цветовая система).

Каждому из трех основных цветов соответствует своя электронная пушка, т.е. на красные точки должен попадать только луч из “красной” пушки и т.п. В целях достижения такого эффекта используется металлическая маска (решетка), строение которой зависит от типа кинескопа. Существует два основных типа масок: теневая и щелевая. Теневая маска физически представляет собой инваровую (сплав железа и никеля) сетку, через ячейки которой и проходит луч, попадая на предназначенный для него элемент триады. Управление лучом осуществляется установленной на борту монитора электроникой, от которой во многом зависит качество изображения. Еще одна важная составляющая качества — минимальное расстояние между одноцветными элементами триад. Эта константа в случае с теневыми масками называется dot pitch. Очевидно, между dot pitch и качеством изображения существует обратная зависимость — чем меньше шаг точки, тем краше картинка. Теневые маски крайне распространены — вы можете увидеть их, если аккуратно распилите соответствующие модели мониторов фирм Hitachi, Samsung, Viewsonic, LG и многих других.

Щелевая маска отличается от теневой тем, что состоит из вертикальных линий, а триады в данном случае имеют форму вертикального эллипса. Вышеупомянутая константа здесь называется slot pitch. Опять же, минимизация slot pitch есть верный шаг на пути повышения качества картинки. Верным адептом щелевой маски является известная фирма NEC.

Третьим распространенным типом кинескопов являются трубки с апертурной решеткой (aperture grill). В них вместо триад применены тончайшие вертикальные люминофорные нити, содержащие полосы трех основных цветов. Скажем, такая технология лежит в основе Sony’вских трубок Trinitron. Роль маски в них играет микроскопической толщины фольга с процарапанными вертикальными линиями, закрепленная с помощью горизонтальной проволоки (или двух-трех, в зависимости от размера диагонали монитора), тень от которой проявляется в виде горизонтальной полосы. Качественный критерий подобных мониторов называется strip pitch; небольшую его величину можно только приветствовать.

Независимо от типа трубки, принцип выведения изображения на экран един: электронный луч последовательно пробегает по строкам экрана слева направо и сверху вниз. Под лучом вспыхивают и некоторое время излучают свет точки люминофора, создавая изображение. Время циклического бега луча меньше времени угасания люминофорной точки — то есть луч заставляет точку излучать снова и снова, меняя лишь интенсивность света. Если луч будет обегать весь экран более 25 раз в секунду, человеческий глаз воспримет изображение на экране как стабильное и непрерывное. Однако до определенного предела распрекрасный наш орган зрения будет привередливо щуриться на мерцающий монитор — лишь когда луч начнет обслуживать экран 75 и более раз в секунду, мерцание станет малозаметно или незаметно вообще. Также здесь заявляет свои права размер экрана; для мониторов с большей диагональю требования к частоте обновления экрана несколько суровей. Связано это с дурной привычкой периферического зрения более чутко реагировать на движение — а периметр большого экрана вы, фокусируя взор в его центре, улавливаете именно периферическим зрением.

Немного уяснив строение CRT-монитора, перейдем к тем проблемам для физического и психического здоровья, а также элементарного комфорта, которые он вполне способен доставить. Причин для порочного поведения монитора хоть отбавляй, но мы остановимся на нескольких наиболее частых.

1) Невысокое качество изображения, обусловленное чрезмерными значениями dot/slot/strip pitch. К таковым относятся все значения, лежащие за пределами 0.28 мм для мониторов с теневой маской и 0.26 для мониторов с апертурной решеткой. Если эти параметры равны и меньше 0.27 и 0.25 соответственно, то про прочих удовлетворительных параметрах монитора можно надеяться на хорошую картинку. Планируя покупку нового монитора, стоит это учитывать.

2) Мерцание изображения. Приемлемый минимум частоты обновления экрана — 85Hz. Те 75, про которые мы упоминали, как стандарт уже неактуальны — при такой частоте утомляются глаза, особенно на больших мониторах. Ну, а если говорить об оптимальной частоте, при которой можно быть спокойным за палочки и колбочки, то она лежит в области 100Hz и выше.

Для неофитов частота обновления экрана нередко представляется не подверженной изменениям величиной; пункт цифрового меню монитора, показывающий “75Hz”, видится им смертным приговором. На самом деле, стоит только щелкнуть правой кнопкой мыши на десктопе и зайти в “Свойства экрана/Настройка/Дополнительно/Адаптер”, как перед вами откроются захватывающие перспективы изменения частоты в лучшую сторону. Очевидно, стоит выставить максимальную из доступных величин и сказать очкам “нет!”. Фокус может не сработать при условии, что Windows не известна точно модель монитора; исправить ситуацию можно в соседнем пункте “Монитор”.

Конечно, нечего и думать добиться частоты обновления в 100Hz на старенькой видеокарте с двумя метрами памяти на борту. Сделайте из нее сувенир, а себе купите любую современную карту — и тогда какие-либо ограничения по частоте перестанут вас волновать.

3) Плохое сведение лучей. В норме лучи от каждой из трех пушек должны попадать строго на соответствующие им элементы триад — условно говоря, “красный” луч не должен задевать “зеленую” либо “синюю” точку люминофора. В случае, если наблюдается размытие изображения и цветная кайма у элементов картинки, стоит заподозрить именно некорректное сведение. Это сложноустранимый синдром, поэтому страдающий им негарантийный монитор лучше безжалостно пристрелить, если есть деньги на новый.

4) Нарушенная фокусировка. Возникает, как правило, из-за погрешности в цепях динамической фокусировки лучей и проявляется нечеткостью изображения на границах экрана. Обычно является врожденным пороком монитора, заметным еще на стадии предпокупочного тестирования.

5) Геометрические искажения. Их создает неправильная калибровка катушек горизонтальной и вертикальной разверток, составляющих отклоняющую систему. Проявляется в виде экзотической формы изображения, например, подушкообразной или трапециевидной. Абсолютное большинство современных мониторов подвержено корректировке такого рода искажений вручную, через цифровое меню. Чтобы убедиться в этом лично, достаточно лишь прошвырнуться по соответствующим пунктам и покрутить туда-сюда бегунки.

Более запущенная форма геометрических искажений касается неточного воспроизведения геометрических фигур — например, помещенный в центр экрана круг будет неправильной формы, а заведомо равные ячейки настроечной сетки вдруг окажутся разными по форме и площади. Эта проблема относится к разряду трудноразрешимых — простыми манипуляциями с бегунками тут мало чего добьешься.

6) Внезапно возникшие, да так и оставшиеся темные или цветные пятна. Обычно это не более чем результат намагничивания теневой маски/апертурной решетки, произошедшего вследствие влияния внешних магнитных полей либо работы монитора в нерегламентированном положении (скажем, на боку). В последнем случае встроенная система компенсации магнитных полей Земли превращается в систему их усиления.

Неприятность устраняется двукратным нажатием кнопки Degauss (размагничивание) или же несколькими манипуляциями типа “туда-обратно” с кнопкой Power монитора. А вообще, многие современные модели автоматически осуществляют размагничивание при переходе в режим Standby.

При выборе монитора стоит учитывать еще и тот непреложный факт, что две внешне идентичных модели от одного и того же производителя, даже из одной партии, могут изрядно различаться по неноминальным характеристикам.

По этой причине оптимальной для покупки монитора будет не та фирма, где он дешевле, а та, где вам дадут вволю помучить приобретаемый экземпляр и в случае претензий с вашей стороны беспрекословно заменят его на другой. Кстати, длительное тестирование монитора перед покупкой полезно еще и потому, что многие дефекты изображения никак не проявляют себя на “холодных” мониторах. Но стоит ему попотеть в течение двух-трех часов, как на свет могут вылезти совершенно неприглядные вещи. В крайнем случае, вы обнаружите их уже дома — так позаботьтесь о том, чтобы фирма-продавец не смогла отказать вам в замене монитора при необходимости. Например, полезно бывает четко знать регламент фирмы по подобным вопросам — в каких случаях вас осчастливят заменой, а в каких — нет. Если продавец скажет, что в качестве неопровержимых претензий может выступать лишь полная неисправность монитора — скажите ему “hasta la vista!”. Как говорится, лучше семь раз отмерить…

Эликсир молодости задарма

Кроме перечисленных пороков, которые все в той или иной степени устранимы разными методами, от четкой настройки до покупки нового монитора, существуют проблемы, из круга которых вам не вырваться, пока вы пользуетесь CRT-мониторами. Скажем, каждый из них является источником практически всех видов радиации. Под словом “радиация” здесь понимается излучение двух типов: ионизирующее рентгеновское и неионизирующее — низкочастотное электромагнитное поле.

Ионизирующая радиация, проникая в животные клетки, способна порядком там напакостить, если она обладает достаточной энергией. Запуск процессов свободно-радикального окисления может привести к повреждению генетического материала (ДНК, РНК), а там уже и до злокачественного перерождения недалеко. Рачок-с…

К счастью, вся эта полезная информация не имеет к мониторам никакого отношения. Продуцируемый ими радиационный фон настолько мал, что сравним с естественным. К примеру, вы знаете, что в стуле под вами ежесекундно распадается около трехсот тысяч атомов? А в шкафу?! Вообще не сосчитать! И ничего, живем; так и с мониторами, за исключением бракованных моделей. И избежать брака — в данном случае ваша задача. Можете ходить по магазинам со счетчиком Гейгера.

Что касается результатов общения организма с э/м излучениями низкой частоты, то тут мнения экспертов расходятся в стороны. Одни говорят, что вредно. Другие говорят, что нет. Короче, наука зашла в тупик и не знает толком, как влияет на граждан упомянутое излучение.

Свести к абсолютному минимуму риск пострадать от излучения монитора можно, выбирая модели, соответствующие стандартам ТСО’92-95-99. Это весьма жесткие нормативы функционирования мониторов (а начиная с ТСО’95 — и остальных составляющих компьютера), разработанные Шведской Конфедерацией Профессиональных Рабочих; практически с момента обнародования они превратились в стандарт де-факто для всех уважающих себя производителей. Так что, покупая монитор известной марки, почти наверняка можно найти на нем наклейку ТСО (лучше ТСО’99). Если ее по недоразумению не окажется на месте, а в паспорте на девайс не будет и тени упоминания об этом стандарте, лучше гордо удалиться на поиски лучшей доли. Мониторы, соответствующие лишь стандарту MPRII, правильней будет оставить истории.

Но даже приобретя или имея идеальный, подходящий по всем параметрам монитор, не стоит отказываться от соблюдения некоторых правил, позволяющих довести свою работу/отдых за компьютером до степени максимальной безвредности. Просто примите их как непреложные постулаты и старайтесь следовать им, как заповедям. Тогда ваши шансы превратиться к тридцати годам в скрюченного сколиозом, заеденного остеохондрозом, страдающего артрозом, гастритом и прогрессирующим падением зрения индивидуума резко пойдут на убыль. И не стоит воспринимать нижеприведенные рекомендации в шутку, несмотря на содержащуюся в них долю стеба и легкие гиперболы. Сейчас “Игромания” серьезна как никогда.

— Ни в коем случае от поверхности монитора не должен отражаться яркий свет от внешнего источника. Блики — один из самых кровожадных врагов зрения. При физической невозможности изменить освещение купите дорогой антибликовый экран, если не спасает антибликовое покрытие монитора. В общем же случае оптимально будет расположить монитор сбоку от окна так, чтобы свет падал слева от линии взора.

Лампы дневного света лучше сразу все поразбивать, установив на потолке обычную лампу накаливания. Не стоит располагать единственный источник света в виде, скажем, настольной лампы за монитором. Если этого не избежать, то, по крайней мере, направьте свет лампы в потолок — это даст более мягкое освещение. Ни за какие коврижки не соглашайтесь работать с компьютером в полной темноте. В него моментально вселятся древние силы зла и сделают с вами то, что обычно делают с героями второго плана в фильмах ужасов.

— Много работая с текстом, не используйте светлые буквы на темном фоне — ничего хорошего из этого не выйдет. Куда как полезнее обратная комбинация.

— Оптимальный уровень высоты лучше подбирать так, чтобы глаза находились примерно на одной линии с центром монитора или чуть выше. Не стоит вешать его на потолок или загонять под стол — качественное лечение остеохондроза стоит дорого.

— Расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 50 см — ориентируйтесь на длину вытянутой руки. При хорошем зрении никоим образом не возбраняется взирать на экран с дистанции в 70 см.

— Если можете себе это позволить — покупайте новый монитор каждые 4-5 лет; а покупая, не скупитесь. Помните простую вещь: монитор, в отличие от других “деталей” РС, не подвержен никаким апгрейдам. Лучше сэкономить на процессоре или видеокарте.

— Оставляющий хоть какие-то шансы на выживание режим работы с компьютером таков: через каждые два часа перерыв десять минут. Походите вокруг стола, попрыгайте, поприседайте, выпейте стакан соку — спасительна любая активность. Если вы способны подвигнуть себя на небольшую зарядку, считайте, что долголетие у вас в кармане.

— Разучите несколько простейших упражнений для отдыха глаз (можно найти на книжном лотке или в Интернет) и выполняйте их с неукоснительной регулярностью. Освежите глаза и потренируете волю. Не забудьте сходить по ссылке **_www.gi.ru/eyeskeeper _**и скачать предлагаемую там программу для глазной гимнастики.

— Принятая на стуле позиция дремлющего тигра творит с позвоночником чудеса, особенно если ее не менять, — всего каких-то три-четыре года, и вы заметите, как спинной столб стал словно бы прочнее и жестче, перестав гнуться в некоторых ненужных современному человеку направлениях. Еще лет пять — и ведущие вертебрологи мира станут вашими лучшими друзьями. В старость вы въедете на инвалидной коляске.

— Если вы — беременная женщина, то лучше одолжите компьютер друзьям — пусть поиграются месяцев девять.

— Самый главный совет: бросьте курить, если вы курите, и займитесь спортом, если вы не занимаетесь. Эти два элементарных поступка сохранят ваше здоровье даже перед лицом тысячи кровожадных мониторов.

* * *

До свидания, уважаемые. Да убережет вас Аллах от нападок компьютера, тещи/декана и нездорового образа жизни. Надеюсь, мне удалось оказать Ему посильную помощь в том, что касается первого пункта.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь