04 марта 2014Спец
Обновлено 17.05.2023

Бука: от начала и до наших дней

Бука: от начала и до наших дней - изображение обложка
Бука: от начала и до наших дней - фото 1

Кто? Александр Михайлов, генеральный директор компании «Бука».

Где? Россия, Москва, офис компании «Бука».

Компании «Бука» в прошлом месяце стукнуло двадцать. Ее история — это почти история становления российской игровой индустрии. Когда-то давно именно «Бука» познакомила российский рынок с лицензионными играми, сначала продавая их в больших картонных коробках, а потом — в экономичных jewel box. Компания пережила два кризиса и подарила нам огромную кучу легендарных уже игр — от «Вангеров» до «Петьки».

Чтобы узнать, как и при каких обстоятельствах жила «Бука», мы отправились на встречу с Александром Михайловым, генеральным директором компании.

Начало и «лихие девяностые»

2 января 1994 года Игорь Устинов, основатель компании «Бука», предложил своим друзьям основать компанию по продаже игр. Почему именно второго января, на праздники, уже никто не помнит, но 14 февраля, в день всех влюбленных, Устинов получил регистрационное свидетельство на компанию «Бука». Отсчет пошел.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: первым рабочим названием компании было «Браво». «Бука» же на самом деле не отсылка к сказочному существу, а аббревиатура от фамилий создателей компании.

«Бука» взяла свой первый кредит — астрономическую по тем временам сумму в один миллион долларов под сорок процентов годовых, и начала налаживать контакты с иностранными издателями. Проще всего договориться оказалось с производителями игрового железа, поэтому им и решили заняться в первую очередь.

Бука: от начала и до наших дней - фото 2

Александр Михайлов : «Основатели компании ездили в Лондон, на выставки, где собирались представители индустрии, и уже там заключали определенные договоренности. Первое время речь шла исключительно об экспорте консолей, поэтому вход на рынок был не очень сложный — мы покупали консоли по европейским ценам и продавали их тут. Все с радостью шли на контакт с одним условием — деньги вперед. Первым нашим партнером стала компания Sega, у которой мы закупили Mega Drive 2 и партию игр — Tiny Toon , Sonic и Marco Polo. Позже подтянули контакты и с Sony, начали возить PlayStation , но кризис 1998 года почти похоронил это дело, и мы переключились на компьютерные игры»

Бука: от начала и до наших дней - фото 3

► Один из первых магазинов с лицензированными приставками от «Буки».

С издателями компьютерных игр все было немного сложнее — они не понимали, как работает бизнес-модель в России и почему закупочная стоимость игры составляет полтора доллара, а отчисления за проданные копии — двадцать центов. Лишь после того, как «Буке» удалось уговорить компанию Acclaim (на то время один из крупнейших издателей вообще) работать вместе, дела пошли в гору — другие издатели один за другим увидели, что по такой схеме тоже можно плодотворно сотрудничать. Но это произошло не сразу.

Бука: от начала и до наших дней - фото 4

► Второй костяк команды «Бука». Среди них — еще бородатый Михайлов.

Нас грабили, причем дважды.

Бука: от начала и до наших дней - фото 2

Александр Михайлов _: «Первые пару лет никто из учредителей почти не получал зарплату, она исчислялась буквально сотнями долларов на всех. Впервые мы мощно заявили о себе в 1994 году на выставке Electronic Consumer Show (аналог западнойCES) на Красной Пресне, у нас был стометровый стенд. Это и по современным меркам неплохо, а тут середина девяностых на дворе. Наш стенд был больше, чем у Stippler (те самые, что продавали _Dendy ), и все ходили в шоке — кто это вообще такие и откуда у них столько денег. Риск был велик, но Игорь Устинов верил в успех и считал, что именно в это нужно вкладываться. На выставку ушли почти все наши деньги, но зато благодаря ей мы нашли своих первых покупателей и начали потихоньку выстраивать сеть продаж.

Забавно то, что этот стенд мы купили где-то в Германии, а за неделю до выставки грузовик, который его вез, бесследно исчез. Все сбились с ног, объезжая пункты таможни и милицию. В последний момент он нашелся, грузовик растаможили, и все удалось организовать.

Потом нас грабили, причем дважды. Дело было в 1996 году. В первый раз все произошло ночью — грузовик пробил ворота на территорию, где находится офис, и жулики через подвальные помещения прошли на наш склад, вынесли одну из крупнейших партий консолей.Охраны не было — экономили на всем, на чем можно, и в результате получилась достаточно неприятная ситуация. У МПО «Электротехника», где мы до сих пор и находимся, были бабушки-сторожихи, но они клятвенно заверяли, что ничего не слышали. Может, оно и хорошо, что не слышали ».

Бука: от начала и до наших дней - фото 6

► Вторым выходом в свет для «Буки» стала выставка «Индустрия развлечений». Здесь стенд был гораздо скромнее — всего тридцать квадратных метров.

Свои первые игры

Первый собственной игрой «Буки» стала «Русская рулетка». На дворе стоял 1996 год. Как говорят, тираж «Рулетки» составил пятнадцать тысяч коробочных копий, не считая пиратских версий. Стоимость игры до деноминации (после нее тысяча рублей стала считаться за один рубль) составляла сто сорок тысяч рублей.

Бука: от начала и до наших дней - фото 7

► «Русская рулетка» сильно смахивает на Descent — только она не про космос.

Разработкой «Рулетки» занималась компания « Логос », состоявшая из бывших сотрудников кафедры кибернетики МИФИ и занимавшаяся производством программного обеспечения для мониторинга бирж, складской автоматизации и бухгалтерского учета. В начале девяностых «Логос» сделал военный симулятор БМП-2 для нужд Министерства обороны, а в 1994 году «Логос» поставлял «Буке» программное обеспечения для бухгалтерского учета. Сотрудники компаний подружились, «Логос» показал «Буке» свой симулятор военной техники, и на его базе компании решили сделать собственную игру.

Приходили люди, занимавшиеся продажей продуктов, со словами: «Мы поставим «Рулетку» рядом с коробками конфет!»

Бука: от начала и до наших дней - фото 2

Александр Михайлов : «Русская рулетка» примечательна тем, что именно благодаря ей расширилась сеть продаж игр в стране. На пресс-конференции мы объявили, что на раскрутку проекта потрачено сто тысяч долларов, — сами понимаете, сумма по тем временам баснословная. Реклама была везде, и это подтянуло даже тех, кто к играм вообще касательства не имел. Приходили люди, занимавшиеся продажей продуктов, со словами: «Мы поставим «Рулетку» рядом с коробками конфет!» Поскольку лицензионных магазинов по продаже игр, кроме как в Москве, почти не было, это позволило продать игру невообразимым тиражом в пятнадцать тысяч копий. И уже после нее были « Аллоды », « Вангеры » и « Дальнобойщики ».

Бука: от начала и до наших дней - фото 9
Бука: от начала и до наших дней - фото 10
Бука: от начала и до наших дней - фото 11

Кстати, первые «Дальнобойщики» были нашей идеей — игру мы полностью разрабатывали и продюсировали, но в России ее издавала «1С». Причина банальна — они платили вперед, а деньги были очень нужны.

На Западе игру мы продавали сами. Из-за ошибки переводчика ее назвали не Heavy Truck, как мы изначально планировали, а Hard Truck. Это очень понравилось западным ритейлерам, и они набросились на наше детище как на горячие пирожки. Особенно поперла игра в США — даже продержалась несколько недель в топах продаж. Тогда же мы впервые получили огромные отчисления за игру, выпущенную на Западе»

Экономичные «Петька и Василий Иванович»

Первый «Петька» сильно повлиял на жанр квестов в России в целом. Именно благодаря ему зародился целый поджанр «русский квест», а шутки о бравом комдиве Чапаеве пошли в народ новой волной.

Первому «Петьке» немного не повезло — он вышел как раз в разгар кризиса.

Бука: от начала и до наших дней - фото 2

Александр Михайлов : «Разработчики первого «Петьки» пришли к нам почти уже с готовой игрой. Меня поставили на продюсирование, нужно было довести проект до ума. Программист у проекта был один, движок игры уже был готов, поэтому он просто прописывал скрипты. Программист, мягко говоря, любил заложить за воротник, и если он уходил из офиса, то мог запросто пропасть на несколько дней. Сроки поджимали, поэтому мы со Славой Письменным, руководителем разработчиков, по очереди сутками сидели в офисе, он же съемная квартира, с одной-единственной целью — не дать программисту куда-нибудь уйти. То есть мы там ночевали буквально. Сидя там, я тестировал проект и перепрошел игру немыслимое количество раз.

Уже после релиза обрушился шквал звонков, а понятия «техподдержка» не было в принципе. В итоге мне пришлось сидеть на телефоне и постоянно отвечать пользователям, помогать им в прохождении.

Бука: от начала и до наших дней - фото 13

► Все тот же Александр Михайлов стал первым сотрудником техподдержки в «Буке».

Первому «Петьке» немного не повезло — он вышел как раз в разгар кризиса, и нам пришлось искать способы продавать его как можно дешевле. «Петька» занимал аж три диска, и мы думали, как продавать его по максимально низкой цене. Поэтому это стало первой нашей игрой, выпущенной в джевеле, — что позволило продавать по цене, максимально близкой к цене пиратской продукции. Из-за низкой стоимости «лицензионок» контрафакт печатать было бессмысленно, поэтому официальные диски с «Петькой» в итоге попали к продавцам пиратской продукции и стали распространяться по их каналам. Это увеличило продажи почти на порядок: продать даже несколько тысяч копий в то время было немалым достижением, а тут раз — и несколько десятков тысяч».

Бука: от начала и до наших дней - фото 14

ЭТО ИНТЕРЕСНО: в девяностых ходила шутка про российские локализации: «Озвучено профессиональными программистами». Связано это было с тем, что из-за недостатка средств приходилось выкручиваться, и роли озвучки отдавались буквально людям с улицы. «Петька» стал исключением, его озвучивали профессиональные театральные актеры — например, голосом Чапая был Александр Анатольевич Пожаров, в миру известный как Шура Каретный.

Кризис 1998 года фактически похоронил продажи консолей, и нам ничего не оставалось, как полностью перейти на реализацию ПК-игр.

В середине девяностых большинство лицензионных компьютерных игр продавалось в больших коробках, а внутри кроме заветного диска всегда валялись руководства к играм, уйма рекламных буклетов и, чем черт не шутит, разные бонусы вроде футболок. И никому в голову не приходило называть такой набор «коллекционным изданием» — так было принято, и это было нормально… До дефолта 1998 года.

В условиях кризиса население еду-то не всегда могло себе позволить — где уж там о покупке коробочных игр задумываться! А с джевелами было гораздо проще: и стоит недорого, и вроде настоящая, рабочая, копия. Второй игрой в джевеле стали всем известные « Герои меча и магии 3 », которым буквально на днях стукнуло пятнадцать лет.

Бука: от начала и до наших дней - фото 15

► На локализацию «Героев» были брошены все силы компании, переводили всем миром. Результат окупил себя — в первый год игра принесла в три раза больше средств, чем на нее было потрачено.

Бука: от начала и до наших дней - фото 2

Александр Михайлов : «Сотрудничали мы с компанией 3DO достаточно давно — мы импортировали их консоль, а потом, когда продажи не особенно пошли и компания свернула проект, переключились на их игры, и одним из первых наших проектов стали как раз третьи «Герои».

НА ЗАМЕТКУ: 3DO Interactive Multiplayer — консоль пятого поколения от компании 3DO. Для своего времени она представляла собой верх технического совершенства — мощная вычислительная способность, CD-привод и возможность использовать приставку как видеоплеер. Тем не менее из-за отсутствия внятной защиты от пиратства, стоимости в 599,95 $ (для примера: SNES на старте стоила 210 $, а PlayStation — 299 $) и невероятной конкуренции на рынке 3DO продержалась в производстве всего три года.

Бука: от начала и до наших дней - фото 2

Александр Михайлов : « Кризис 1998 года фактически похоронил продажи консолей (их закупочная стоимость привязана к доллару, а он стоил немало), и нам ничего не оставалось, как полностью перейти на реализацию ПК-игр. Все же кризис стал важной вехой для экономики в целом — после него рынок начал развиваться невероятными темпами, и мы целых десять лет не знали особых проблем

Из интересного: в тот период мы выпускали Grand Theft Auto 2 и решили похулиганить с локализацией, а заодно поставили на коробку знаменитую тогда фразу Путина «Мочить в сортирах». Это было рисково, мы не знали, что с нами за это сделают. Но все обошлось, и коробки с игрой расхватывали вмиг».

Бука: от начала и до наших дней - фото 18

► Многие поклонники GTA до сих пор считают вторую часть лучшей в серии.

Продажи поднимались, линейка как собственных, так и западных проектов неуклонно росла, рынок развивался, и, казалось, ничто не предвещало беды. Как всегда бывает, после белой полосы начинается черная — еще один кризис подкрался незаметно. Но до него еще целых десять лет — целая эпоха.

Бука и Гэйб

В 2005 году «Бука» стала сотрудничать с Valve. В тот момент у компании Гэйба Ньюэлла закончился контракт с издательством Vivendi, и Valve вернула права на все свои игры. Тогда они и пришли в Россию.

Бука: от начала и до наших дней - фото 2

Александр Михайлов : «Тогда многие разработчики работали по такой схеме: для распространения игры на Западе проект отдавался в руки крупных издателей, а в России они предпочитали продавать игры самостоятельно. После истечения контрактов с Vivendi Valve пришлось перезаключать все договора на распространение своих игр, в том числе и в России. Сюда приехал Джейсон Холтман — один из тех людей в индустрии, кого я больше всего уважаю. К сожалению, Valve он уже покинул.

Так вот, он встречался со всеми представителями издательств в России, но в итоге выбрал именно нас. Как я узнал позже, для Valve тогда были главными даже не финансовые условия — им нужно было, чтобы их проекты достойно и качественно позиционировались. Чем мы и занялись.

Бука: от начала и до наших дней - фото 20

► Лицензионный Counter-Strike продался немыслимым тиражом, и это несмотря на то, что пиратскую версию игры можно было найти буквально на каждом углу.

Защита была ужасно несовершенной — очень многих игроков из России банили, хотя на самом деле они ни в чем не были виноваты.

Мы стали распространять четыре игры: Half-Life 2 , Counter-Strike: Source , антологию исходной Counter-Strike и антологию первой Half-Life . Хотя это были далеко не новинки, лицензионные копии этих игр впервые стали продаваться в джевелах. Джейсон показывал график Steam по пользователям в России: в 2005—2007 годах показатели выросли на порядок.

Гигантскую работу мы провели по тестированию и локализации Steam. Техподдержка почти легла — мы за работой чуть ли не ночевали, проблем было страшно много. В Steam была жесткая региональная защита, чтобы российские коробки с играми не возили в Европу. Защита была ужасно несовершенной — очень многих игроков из России банили, хотя на самом деле они ни в чем не были виноваты. Просто система считала, что пользователь находится в США или Европе, а на деле либо он пользовался прокси, либо интернет-оператор криво раздавал IP-адреса. Весь две тысячи шестой год человек пять-шесть сутками занимались проблемами со Steam, чтобы он наконец-то стал удобным, безопасным и локализованным».

Снова кризис

Мы сильно недооценили риски. Количество персонала пришлось сократить вдвое, а через год — еще раз.

Золотые деньки меж тем прошли. Мировой финансовый кризис не обошел «Буку» стороной. В 2008—2009 годах компания потерпела денежные убытки, почти свернула разработку собственных игр и сократила массу сотрудников. Удержаться на плаву и пережить темные времена помогали как старые проекты, так и новые, среди которых оказались Company of Heroes и Saints Row 2.

Бука: от начала и до наших дней - фото 21

► Saints Row 2 стал очень веселой и безбашенной альтернативой GTA 4, которая на серьезных вещах показывала историю иммигранта из Восточной Европы.

Бука: от начала и до наших дней - фото 2

Александр Михайлов : «Мы сильно недооценили риски. Количество персонала пришлось сократить вдвое, а через год — еще раз. Это было очень неприятно и лично для меня очень тяжело. Мы постарались максимально честно распрощаться с сотрудниками, но другого выхода не было — компанию нужно было спасать. Вторая головная боль — необходимость заново подписывать контракты с западными издателями о суммах контрактов. Долго разговаривали, долго договаривались, и, к счастью, со всеми удалось прийти к взаимопониманию.

Что касается проектов, то почти все они вышли в плюс. Из наших игр — « Collapse: ярость », из иностранных — все. Оглядываясь назад, я понимаю, что Collapse лучше было бы прикрыть в самом начале кризиса, а пущенные на него деньги потратить более разумно. Но, к счастью, продался он достаточно хорошо, а потом наши дела вновь пошли в гору».

Стабильное настоящее

А затем «Бука» вернулась, что называется, back to basics. Иначе говоря — к импорту консолей. К началу 2010 года компания наладила сотрудничество с Microsoft и начала поставлять в Россию Xbox 360 и аксессуары к нему. Сейчас доля «букинских» Xbox на российском рынке — чуть больше половины.

Тогда же было подписано соглашение о сотрудничестве с Alawar — одним из крупнейших издателей казуальных игр в мире. Немало помогала и Valve своим венценосным Portal 2. Компания понемногу восстанавливалась и снова расширялась — за три года штат увеличился чуть ли не в полтора раза. А потом подоспел Far Cry 3.

Бука: от начала и до наших дней - фото 23

► Русскую озвучку Far Cry 3 расхватали на цитаты, которые до сих пор можно услышать в самых неожиданных местах.

«Петька» для планшетов — дело ближайших месяцев.

Бука: от начала и до наших дней - фото 2

Александр Михайлов : «Far Cry 3 — наш лучший проект в прошлом году. После провальной второй части брать эту игру было достаточно опасно. Никто не знал, чего от нее ждать, но результат превзошел все ожидания. Я очень доволен локализацией (о ней живописно рассуждал Денис Давыдов в нашемблоге), это был тоже очень опасный шаг, но все обошлось.

Что же касается дел недавних дней — совсем недавно мы вышли в Steam как официальные издатели и можем теперь загружать туда собственные проекты. Скоро выходим на мобильный рынок, «Петька» для планшетов — дело ближайших месяцев…»

* * *

На этой ноте мы расстались, но наша история еще не закончена — у российской индустрии еще немало сторон, которые стоило бы раскрыть. Пишите в комментариях, о чем или о ком вам хотелось бы почитать в следующий раз. Мы обязательно вернемся!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь