Цикличность истории. Фантастика и реальность в играх серии Mass Effect — Игромания
05 ноября 2015Спец
Обновлено 17.05.2023

Цикличность истории. Фантастика и реальность в играх серии Mass Effect

Цикличность истории. Фантастика и реальность в играх серии Mass Effect - изображение обложка
Цикличность истории. Фантастика и реальность в играх серии Mass Effect - фото 1

Перед вами работа нашего читателя — одного из победителейтворческого конкурса «Жатва №2». Поздравляем Анатолия и приглашаем к нам!

В 2007 году свет увидел Mass Effect от канадской студии BioWare — проект, положивший начало франшизе, менее чем за десятилетие разросшейся до потрясающей игровой трилогии, трех романов, полнометражного аниме и россыпи небольших графических новелл. Очень скоро мы сможем оценить новую Mass Effect: Andromeda, а это хороший повод бросить свежий взгляд на всю серию.

Mass Effect по праву считается одной из самых обширных и проработанных космических опер. Но ведь все новое — это хорошо забытое старое, и как ни старайся придумать что-то с нуля, ты опираешься на свои знания и предыдущий опыт. Давайте попробуем разобраться, где черпали вдохновение создатели Mass Effect.

Все это происходило раньше и повторится вновь

Раз в несколько тысячелетий во вселенной проявляется космическая угроза, имеющая целью уничтожить разумную жизнь. А руководствующийся исключительно собственными интересами человек ей в этом помогает, незаметно для себя становясь марионеткой. Кто сказал про жнецов? Это история из фильма Люка Бессона « Пятый элемент »! Сарен и Призрак вобрали в себя черты главного антагониста из этой фантастической киноленты. Зорг (в блестящем исполнении Гэри Олдмана) имеет огромные ресурсы, руководит преступной сетью, но и сам не чурается грязной работы.

Цикличность истории. Фантастика и реальность в играх серии Mass Effect - фото 2

► Властный взгляд, коварные планы и шикарный вид из окна. Никого не напоминает?

Одним из первых ярких впечатлений от Mass Effect , безусловно, становится прибытие на Цитадель. Во время прогулок по космической станции прежде всего вспоминаешь « Вавилон-5» (если не учитывать четкую визуальную ассоциацию с ореолами из Halo ). Президиум, по сути, выполняет те же функции: тут находятся посольства, решаются дипломатические вопросы и заключаются торговые контракты.

А как же расы, населяющие Цитадель? История кварианцев и гетов имеет много общего с завязкой сюжета другой космической оперы — Battlestar Galactica. «Сайлоны были созданы человеком. Они развивались. Они восстали». Причины бунта различны, но результат один: создатели искусственного интеллекта вынуждены были покинуть родную планету и теперь скитаются по вселенной на флотилии космических кораблей. Для BSG характерен и еще один чрезвычайно важный для обеих вселенных элемент — цикличность истории.

Цикличность истории. Фантастика и реальность в играх серии Mass Effect - фото 3

► 47 875 выживших. В поисках дома под названием Земля.

Рахни во многом схожи с расой разумных насекомых из вселенной « Звездного десанта ». Арахниды захватывают планеты, подавляют числом, а их поведение контролируют Brain Bugs — мозговые центры колоний. При этом образ рахни ближе именно к книжной версии жуков. В первоисточнике арахниды строили космические корабли и имели современное оружие. А рахни прекрасно разбираются в технике и помогают при строительстве Горна, чем поражают людских инженеров.

Некоторые аспекты мира Mass Effect основаны на теории палеоконтакта. Сама идея того, что в древности человечество посещали представители высокоразвитой цивилизации, возникла очень давно, но популярность обрела после выхода книги Эриха фон Дэникена « Колесницы богов ». В Mass Effect палеоконтакт произошел между протеанами и азари. Древняя раса форсировала развитие цивилизации синекожих красавиц, а с помощью генной инженерии привила им врожденные способности к биотике. Азари почитали протеан как богов, и культ Атаме прошел с ними через тысячелетия.

Цикличность истории. Фантастика и реальность в играх серии Mass Effect - фото 4

► Фрагмент росписи египетского храма в Абидосе. Возраст пять тысяч лет.

Исторические параллели

Создатели Mass Effect черпали идеи не только в научной фантастике и теориях заговоров, но и в истории нашего мира. Так, например, турианская культура отчасти вдохновлена Римской империей, это проявляется в военной доктрине, именах и названиях. В то же время их религия вобрала в себя многое от взглядов коренных народов Северной Америки. А то, что турианцы произошли от ящероподобных птиц Палавена, возможно, — отсылка к тому, что символом США считается белоголовый орлан.

И как США защищает интересы демократии в любой точке земного шара, так и турианцы с их мощнейшим флотом — ударная сила Совета. Война Первого контакта состоялась именно потому, что Иерархия напала на людей, не дожидаясь одобрения со стороны других рас, пусть она и руководствовалась желанием не допустить нарушения Альянсом закона о «спящих» ретрансляторах.

Но если турианцы — олицетворение современных США, то что насчет остальных рас? С одной стороны, кроганы — отражение в кривом зеркале всех землян. Их цивилизация находилась на одном этапе развития с нашей, когда случился переломный момент — ядерная война. Суровое предостережение: они были в шаге от вступления в галактическое сообщество, но не справились с внутренними дрязгами и чуть не погибли.

Рахнийские войны имеют много общего со второй мировой. Цивилизация разумных насекомых вела войну, желая искоренить «низшие расы». Отметим хронологию боевых действий: турианцы тогда еще не появились на межгалактической арене, а во второй мировой США первоначально оказывали только экономическую помощь. Члены Совета уступали рахни все новые территории — пока не появились кроганы, с чьей помощью и была одержана победа.

Цикличность истории. Фантастика и реальность в играх серии Mass Effect - фото 5

► «Воин-освободитель» — мемориал в Берлине. В Президиуме Цитадели стоит «Монумент крогана» — в память об их жертвах во время рахнийских войн.

Иными словами, кроганы — это Советский Союз, а Совет Цитадели — Западная Европа? Не совсем. Все это кусочки мозаики, которые вместе показывают общую картину. Генофаг, который турианцы применили против кроганов, вызывает четкие ассоциации с атомными бомбами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки. Честь не позволяла японцам сдаться, а для США продолжение войны с крупным островным государством означало бы еще множество битв, большие потери людей и ресурсов. Но после применения такого страшного оружия у Японии оставался выбор лишь между полным уничтожением и капитуляцией.

Так какие же параллели можно провести между членами Совета Цитадели и современными странами? Азари — это Евросоюз, они говорят много правильных вещей, спокойны и рассудительны, но не проявляют активности. Людьми действия и главной движущей силой здесь можно назвать турианцев, олицетворяющих собой США. Саларианцы — это современная Азия, они нейтральны и заняты больше своими делами: готовят собственную космическую программу и строят самый большой в мире ускоритель частиц.

А кроганы — это современная Россия. Мы отстраиваем новую страну на развалинах ее предшественницы. Нас уважают за былые заслуги, но не очень-то доверяют, уж больно мы любим поиграть мускулами. С нами считаются, ведь мы сильны, но нашим соседям неприятно, что свою мощь мы выставляем напоказ. А иногда бурчим вполголоса о восстановлении империи.

* * *

Быть может, одним из главных источников вдохновения разработчиков послужила история нашей планеты. За последние пятьсот миллионов лет на Земле было шесть случаев массового вымирания видов, и жившие в давние времена обитатели планеты дошли до нас в форме ископаемых.

Human-Reaper не случайно выглядит как скелет человека: жнецы ведь тоже хранили в себе наследие разумных рас, раз за разом собирая свой урожай на протяжении миллионов лет. Уготована ли человечеству столь же незавидная судьба — стать частью истории и кануть в Лету, — или оно способно забыть про былые распри, объединиться и вместе устремиться к звездам?

Вопрос остается открытым.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь