Мир непуганых джедаев. Два года игры в Star Wars RPG
Исторически сложилось, что добрая половина популярнейших интеллектуальных игр сосредоточена в руках заокеанской компании Wizards of
the Coast. Самая раскрученная коллекционная карточная игра — Magic: the Gathering — одна из визитных карточек компании. Самая известная RPG в жанре фэнтези — Dungeons & Dragons — также принадлежит им. А вот с фантастическими RPG “Волшебникам с побережья” везло меньше. В свое время они купили у TSR довольно перспективную систему Alternity , заточенную именно под научно-фантастический жанр, однако в конце концов свернули ее, решив сосредоточить все творческие силы на новом проекте — создании игровой механики, которая вписывалась бы в любое окружение. Этот проект увидел свет на самом рубеже XX и XXI веков — речь идет, естественно, о d20 system , которой был посвящен внекомпьютерный раздел августовской “Игромании”. Все это время в другой части Тихоокеанского побережья — в Голливуде — процветала одна из самых популярных фантастических вселенных, киноэпопея “Звездные войны”. Игровой частью “Звездных войн” заведовала компания West End Games , выпускавшая, помимо всего прочего, и ролевую игру с механикой, основанной на шестигранном кубике (впоследствии, чтобы отличать две игры, эту RPG стали называть d6 ). И вот на сцене появляются “Волшебники”, движимые идеей создания лучшей фантастической ролевой игры. В результате ряда операций, осветить которые значило бы нарушить коммерческую тайну, права на выпуск интеллектуальных игр по “Звездным войнам” переходят Wizards of the Coast. Последние, не теряя времени, приспосабливают d20 system под вселенную Джорджа Лукаса и сразу вслед за выходом первой игры с новой механикой (Третья редакция D &D) выпускает в свет в ноябре 2000 года Star Wars Roleplaying Game. Немного о преемственности Те из нас, кто застал Star Wars RPG от West End Games , увидят много знакомого и в новой игре от Wizards of the Coast. Это и неудивительно — все тот же Билл Славичек в свое время работал в WEG над созданием… правильно, d6 SW RPG. Более того, эти две игровые системы с легкостью могут быть использованы вместе, для чего в базовой книге d20 SW RPG заботливо приводится специальный конвертор. Разработчики из WotC даже сделали специальное заявление, что они не будут переиздавать игровые пособия, изданные WEG. Так что ветеранам стоит достать со шкафа свои запыленные листы персонажей — появился отличный повод вернуть любимых героев к жизни! Листая правила **__**Книга правил Star
Wars RPG — это 300-страничный том из разряда “all you need to play” (в отличие, скажем, от D &D, для полноценной игры в которую требуется минимум две книжки). Книга состоит из двух разделов: для игрока и мастера. В 11 главах первой части рассказано о том, как создавать персонажа, какие навыки и особенности для него выбрать, приведены правила по сражениям и использованию Силы. 5 глав мастерской секции включают в себя советы начинающим ведущим, руководство по созданию противников, правила по животным и роботам, а также “фирменное” игровое приключение. В приложениях, помимо традиционных послесловий и глоссария, можно найти алгоритм пересчета персонажей из предыдущей игровой системы, d6 , в новую, d20. Особо подчеркивается, что приключения по правилам новой игры могут происходить в любой из трех эпох истории “Звездных войн”: в период рождения Империи (I-III эпизоды), во время Восстания (IV-VI эпизоды) и при Новом ордене джедаев (многочисленные книги, описывающие несколько десятков лет после победы повстанцев над Империей). В “своей” части книги правил мастер найдет характерные особенности каждой эпохи, а также описания персонажей из фильмов и книг — партия приключенцев сможет повстречаться с Йодой, Люком Скайуокером и даже Дартом Вейдером. От драконов в подземельях — к дроидам в космосе Читать Star Wars RPG , особенно после Player’s Handbook для D &D, — очень занимательное занятие: львиная доля обеих книг не только посвящена одному и тому же — объяснению механики d20 system , но и написана практически идентичными выражениями. Становится очевидным, что в погоне за скоростью авторы просто выбирали куски из книг по D &D, заменяли имена собственные и названия прочих реалий, да так просто и включали в текст. Например, если в PHB рассказывается о барде Девисе, который пытается своими песнями завоевать доверие священника, а когда его попытки проваливаются, убеждает его при помощи дипломатии, то в SW RPG нас ожидает вуки Рорворр, который сначала разыскивает одного охотника за головами, забираясь на крыши всевозможных зданий, а потом, убедившись в бесполезности подобных методов, решает расспросить тусующийся в кабаке народ. Справедливости ради заметим, что во втором издании эти огрехи были устранены. Еще раз о d20 Итак, львиная доля книги посвящена описанию механики. Кратко напомню общие **
чертыd20 system**. В ее основу положены классы , дающие самое общее представление о персонаже (например, воин или плут). От класса зависит, с какими умениями и особенностями начнет игру персонаж и как он будет развиваться в дальнейшем.Умения (skills) и навыки (feats) — это еще два базовых понятияd20, отражающие возможности персонажа. Навык позволяет персонажу делать что-то необычное, например, вSW RPG навык “обоерукость” позволяет персонажу равноценно действовать как правой, так и левой рукой. Умения, в отличие от навыков, можно развивать, улучшая свое владение ими; они измеряются в пунктах и довольно часто подвергаются проверкам — когда возникает сомнение в исходе того или иного действия персонажа (узнал я слухи или нет, удержался ли на плаву во время бури и т. д.). Чтобы проверить умение, персонаж кидает двадцатигранную кость (сокращенно — d20), прибавляет к результату значение своего умения и сравнивает полученную сумму с числом, назначенным мастером (это число называется сложностью ).
Если сумма равна или больше сложности, действие завершилось успехом. Каждое умение принадлежит к тому или иному атрибуту (ability) — это характеристики, описывающие персонажа как живое существо. В SW RPG шесть атрибутов (те же, что и в D &D): сила, ловкость, телосложение, интеллект, мудрость, харизма. Атрибуты также имеют свои численные выражения (как правило, от 3 до 18) и могут влиять на проверки соответствующих им навыков. Совершая игровые действия, персонаж накапливает опыт (XP, в просторечии — “экспа”). От накопленного опыта зависит уровень персонажа. С достижением каждого нового уровня персонаж получает дополнительные пункты, которые можно распределить между умениями, а также прочие полезности, зависящие от класса. Сражение происходит с использованием того же двадцатигранника. К броску добавляется бонус к , а сумма должна превысить показатель защиты цели. Кость, бросаемая на повреждения в случае попадания, зависит от оружия. Нанесенные повреждения вычитаются из показателя здоровья персонажа (зависит от уровня и класса персонажа); когда тот достигает нуля, персонаж начинает умирать. Все проверки производятся с учетом разнообразных модификаторов, как положительных, так и отрицательных, щедро выдаваемых мастером. Например, по прячущемуся за колонной бандиту попасть куда сложнее, чем по стоящему спиной к вам на расстоянии два метра. Звездные войны как фэнтезийное Средневековье? Созданная для D &D система не могла не претерпеть изменений. Прежде всего это Футурология Линейка SW RPG продолжит пополняться в ближайшем будущем. Выйдет главное географическое дополнение, рассказывающее о центре галактики: Coruscant and the Core Worlds. Напоминаю, что Корускант — столица старой Республики, а затем — Империи. Помимо этой планеты-мегаполиса, в книге описываются еще 25 миров! Содержимое рюкзаков приключенцев (включая лазерные винтовки и реактивные ранцы) представлено на страницах Arms & Equipment Guide. Благодаря ему мастер всегда знает, что положить в потайном уголке планеты в качестве сокровища.
Обновленный монстрятник будет именоваться Ultimate Alien Abthology. Он содержит 175 существ с различных планет и из всех эпох “Звездных войн”.
сказалось в наборе рас. Вместо стандартных эльфов, гномов и полуросликов в SW RPG предлагаются 11 рас из мира “Звездных войн”. Это люди, цереане (гуманоиды с удлиненным черепом), эвоки (маленькие медвежата с Эндора), гунганы (после I эпизода их никому представлять не надо), иторианцы (они же молотоголовые), кальмароподобные мон-каламари, пупырчатокожие родиане, суллустане (к этой расе принадлежал второй пилот Ландо Калриссиана из VI эпизода), рептилии трандошане, тви’леки (отличаются от людей двумя щупальцами, растущими из головы) и мохнатые гиганты вуки. Раса — это не просто эстетический выбор игрока, каждая обладает специфическими чертами: бонусами к ряду умений, модификаторами атрибутов, дополнительными особенностями и т. д. Например, амфибии мон-каламари могут свободно дышать под водой, а родиане — прирожденные охотники за головами. Выбор расы во многом связан с выбором класса персонажа. Классов в SW RPG восемь: fringer — житель отдаленных областей Галактики (таким был Люк Скайуокер в IV эпизоде), нобиль (noble) — торговец и дипломат, плут (scoundrel), разведчик (scout), солдат (soldier) — профессиональный боец, адепт Силы (Force adept), советник джедай (Jedi consular) и рыцарь джедай (Jedi guardian). Представители последних трех классов владеют Силой и могут творить просто невообразимые вещи (хотя прибегнуть к Силе в мире SW RPG , как мы увидим ниже, может практически каждый). Разработчики SW RPG , учитывая, что в фантастическом мире возможности персонажей по нанесению друг другу повреждений, включая попадания из бластеров, отрубания конечностей и ранения осколками от детонаторов, куда шире, чем в патриархальных D &D, ввели в систему две шкалы здоровья. Знакомые по D &D хиты превратились в жизненную силу (vitality points). Жизненная сила персонажа увеличивается с переходом на каждый уровень. Помимо нее, существует собственно здоровье (wound points) — оно неизменно и равняется показателю телосложения (Con). Повреждения сначала уменьшают текущую жизненную силу, а когда ее не остается, начинает теряться здоровье. От некоторых правил D &D было решено отказаться. Подобная участь постигла довольно мудреную attack of opportunity (когда в сражении один персонаж проходит в зоне досягаемости оружия своего врага, враг может попытаться атаковать его, не тратя на это обычную атаку). В мире, где исход схватки решают не меч и топор, а бластер и винтовка, подобное правило казалось несколько лишним, однако “атака при возможности” снова объявилась в новом издании базовых правил. При этом многие “пережитки старины” непонятным образом сохранились. Например, в список умений наряду с вождением и компьютерной грамотностью входят верховая езда и приручение животного, хотя и ежу понятно, что в мире “Звездных войн” животные не играют и десятой части той роли, которая отведена им в фэнтезийном средневековье. Есть и другие дополнения в механике. Например, каждый персонаж обладает репутацией, выражающейся числом и характеризующей его известность. Традиционные американские мили, футы и дюймы заменены в SW RPG привычными метрами и километрами. Для моделирования сражений с помощью миниатюр введено два разных масштаба: один для стандартных 30-мм фигурок, а другой — для не менее распространенных на Западе action figures по “Звездным войнам”. Впрочем, все это не настолько существенно, чтобы останавливаться на этом подробно. Да пребудет с нами сами знаете что В мире “Звездных войн” нет магии, зато есть Великая
Сила — the Force. Сила — пронизывающее всю далекую-далекую галактику энергетическое поле. Отдельные личности — их называют владеющими Силой — способны пользоваться этим полем для совершения сверхъестественных поступков. Сила для “Звездных войн” — все равно что магия для D &D, и создатели ролевой игры не могли оставить ее без внимания. В SW RPG есть два подхода к Силе. Первый подход характеризует Силу как источник способностей ее адептов. Это особая система основанных на Силе умений и навыков. Чтобы владеть Силой, необходимо обладать навыком “чувствительный к Силе”. Он является обязательным для всех остальных основанных на Силе умений и навыков. Три главных навыка “от Силы” — изменение, контроль и ощущение — необходимы для овладевания основанными на Силе умениями. Адепты Силы, советники и рыцари джедаи по умолчанию обладают чувствительностью к Силе и автоматически получают три главных навыка на первых пяти уровнях. Персонажи остальных классов также могут взять эти навыки, но в порядке общей очереди. Второй подход — Сила как всегалактическое явление. Каждый персонаж — если он только не дроид и не йужжан вонг какой-нибудь — а не только три владеющих Силой класса, обладает очками Силы (Force point). Очки Силы приобретаются при переходе на новый уровень, также их можно получить при совершении героического поступка. Каждый персонаж может в какой-либо момент своей игровой жизни воззвать к Силе и получить от нее поддержку (если у него, конечно, остались неизрасходованные очки Силы). Потратив очко Силы, персонаж получает дополнительные кости (их число зависит от уровня) ко всем своим проверкам на d20 в течение одного хода. Дополнительные кости — всегда шестигранники, и в этом можно увидеть наследие предыдущей системы, d6. Результаты на дополнительных костях прибавляются к результату на d20, что в некоторых случаях существенно увеличивает вероятность успеха. Главное — не забыть о возможности прибегнуть к Силе. Сила по природе своей нейтральна, но разумные существа, используя ее как во имя добра, так и во имя зла, видят в ней две стороны: светлую и темную. Заметим в скобках, что SW RPG изначально рассчитана на “добрых” персонажей, и считается, что все владеющие Силой принадлежат изначально к светлой стороне. Однако любой может быть утянут на зловещую темную сторону, совершая жестокие поступки, сознательно прибегая к ее услугам или используя “темносторонние” умения и навыки (к таким относятся, например, внушение страха, “фирменное Вейдеровское” удушение и синие силовые молнии). Вследствие подобных действий персонаж получает очки темной стороны (Dark Side points), символизирующие его совращенность злом. Если таких очков набирается много, персонаж переходит на темную сторону. В игровой механике это отражено штрафами на совершение добрых поступков. Однако у каждого остается путь к Свету — все через те же самоотверженно-героические поступки. Дополнения и замеченные опечатки __ Одновременно с выходом на экраны
Attack of the Clones из печати вышла новая и улучшенная книга правил Star Wars RPG , которая теперь насчитывает 384 стр., что на 64 стр. “больше”, чем в старом руководстве. После тщательного изучения становится понятно, что это сильно измененное издание (недаром в название попало слово Revised ). Авторы избавились от художественных цитат, которые занимали слишком много места, а также от приключения в конце книги. Приводим основные отличия от прежней книги правил. Chapter 2: Species — В главе приводится информация по 17 расам, представителями которых могут быть персонажи (на 6 больше, чем в оригинальной книге), с цветными иллюстрациями. Chapter 3: Classes — Эта глава подверглась самой значительной переработке. Все 9 классов были тщательно пересмотрены, и усилены те из них, что показали себя достаточно “слабыми” ( Fringer , Force Adept ), путем добавления новых способностей. Также, по просьбам огромного количества поклонников, был введен новый класс, Tech Specialist , удобный для отыгрыша механика, техника, инженера или доктора. Chapter 4: Skills — Некоторые из старых умений были переработаны, несколько добавились: Balance, Gamble, Drain Energy, Illusion. Chapter 5: Feats — Добавлены как кальки навыков из D &D ( Improved Critical, Trip, Bantha Rush ), так и совершенно новые навыки. Chapter 7: Equipment — Практически у всех видов снаряжения теперь есть симпатичная иллюстрация. Доспехи теперь не увеличивают уровень защиты (Defense) персонажей, а поглощают повреждения (Damage Reduction). Chapter 8: Combat — Как уже было сказано, вернули attack of opportunity. Также изменились правила смерти — в новой редакции используется схема: -10 Wounds = Dead.
Chapter 10-11: Vehicles & Starships — С “абстрактной” системой ведения космического боя простились решительно и навсегда, взамен пришла значительно более тактическая концепция. Силовые щиты стали поглощать повреждения (DR). В числе примечательного следует отметить большой двухстраничный разворот, посвященный тому, чем же все-таки занимается на борту космического корабля его команда во время сражений. Chapter 12: Gamemastering — Все престиж-классы были переработаны, а также появились новые: Jedi Master и Jedi Investigator. Представлена новая система начисления “экспы”, значительно более точная и конкретная. Включен Communities Generator для создания реалистичных и детализированных городов и поселений. Chapter 13: Eras of Play — Приведены характеристики и описания всех важных персонажей 5 фильмов, а также героев художественной литературы. Chapter 14: Allies and Opponents — Приведено множество “базовых” оппонентов по каждому классу персонажей. Включена оригинальная система правил по сотворению совершенно новых созданий. Chapter 15: Droids — Приводится множество новых правил по дроидам, их созданию, модификации и отыгрышу (да-да, теперь можно поиграть за дроида!). Но по-прежнему встречаются ошибки и неточности. Не все из того, что мы видели в фильмах, может быть выполнено персонажами. Джедайская способность “отбивать” бластерный огонь вызывает противоречивые мнения. Как бы то ни было, Star Wars RPG сделала еще один шаг к совершенству.
Самолетами, пароходами, ТАЙ-файтерами Если возвращаться к научно-фантастической составляющей мира **
“Звездных войн”, то сразу становится ясно, что без всяких звездолетов-компьютеров-роботов далекая галактика немыслима. ГлавыSW RPG**, посвященные технике, написаны под большим влияниемAlternity(недаром в число авторов книги входит один из создателейAlternityБилл Славичек ). В частности, это проявляется в разделении всех компьютерных систем и другой электроники на классы по качеству: плохой, обычный, хороший и замечательный. Чем качественнее прибор, тем большие плюсы к проверке навыка дает его использование. Вообще, любое сложное техническое устройство описывается в игровых терминах не менее подробно, чем персонаж. Для техники существует шкала относительных размеров — от крошечного до колоссального, у нее есть “здоровье”, максимальная скорость, вместимость, боевые характеристики и т. д. Кстати, сражение между двумя космическими кораблями происходит по той же схеме, что и бой между персонажами, — и в этом еще раз проявляется универсальностьd20 system. Космическая битва — это та же серия проверок умений (в основном умения пилотировать звездолет), которой в игровом мире соответствуют разнообразные маневры, огонь из всех видов корабельного оружия и уворачивание от этого самого огня. Движение на высоких скоростях — дело уже само по себе куда более опасное, чем пикник на лужайке, поэтому проваленные проверки пилотирования не проходят бесследно. Машина может выйти из-под контроля пилота и даже врезаться куда-нибудь, если подвернется подходящий астероид. Повреждения от столкновений (которые зависят от скорости столкновения и от относительного размера столкнувшихся предметов) настолько подробно расписаны, что редкий мастер лишит себя удовольствия заставить персонажей испытать их в полной мере.У каждой саги есть конец?Кто мешает Лукасу после выхода Третьего эпизода снять Эпизод Седьмой? Кто мешает выпускать все новые и новые книги поStar Wars RPG? Но если кто-то их покупает, значит… Значит, “Звездные войны” по-прежнему остаются легендой и согревают сердца фанатов ожиданием продолжений! Поддержка новой линейки происходит и в Интернете, на официальной странице игры (** www.wizards.com/starwars) — там регулярно появляются совершенно бесплатные приключения, описания рас и животных, шаблоны героев и престижные классы. Подобные же материалы выкладываются на компакте нашего журнала. Ролевые “Звездные войны” затягивают все больше и больше народу, и время показывает, чтоWizards of the Coast** имеют хорошие шансы создать самую популярную RPG в фантастическом жанре.
Библиография “Волшебники с побережья”, оставаясь верными себе, не ограничились выпуском одной книги, создав целую линейку ролевых “Звездных войн”, насчитывающую уже более десятка товаров. Одновременно с базовой книгой на прилавках магазинов появилось первое “родное” приключение Invasion of Theed по Первому эпизоду, включавшее облегченную версию правил игры. Позже вышел глобальный модуль Tempest Feud , рассказывающий о гангстерской империи Хаттов на протяжении трех эпох “Звездных войн”.
Дополнительная информация о вселенной “Звездных войн” содержится в ряде вспомогательных мануалов. Географические расширения Secrets of Naboo и Secrets of Tatooine посвящены двум знаменитым планетам далекой галактики. Они рассказывают о местной истории и обычаях, обитателях и преданиях, покрывая большие отрезки времени (во втором случае — все три эпохи “Звездных войн”).
Поклонникам темной стороны, Императора и Дарта Вейдера посвящено специальное ролевое руководство: The Dark Side Sourcebook. Оно включает в себя массу информации о “злых” персонажах, их культуре и истории, которую Lucas Film не публиковала более нигде! Здесь представлены не только новые “темные” умения и навыки, но и новые виды вооружений, например, знаменитый меч-посох Дарта Мола. Подобная же честь увековечиться в отдельном издании выпала и на долю джедаев в книге Power of the Jedi.
Такие важные аспекты вселенной Лукаса, как обитатели далеких планет, звездные суда и полезное снаряжение, также не могли не удостоиться отдельных томов в библиотеке SW RPG. Alien Anthology являет собой фантастический вариант знаменитого Monster Manual — в этой книге перечислены не только расы, к которым могут принадлежать ваши игровые персонажи, но и многочисленные существа, готовые заступить им дорогу. Starships of the Galaxy собрала под обложкой самые знаменитые устройства и механизмы, бороздящие бескрайние просторы: от одноместных корабликов до гигантских Звезд Смерти. К этой энциклопедии прилагаются и новые умения, связанные с пилотированием и космическими боями.
Две из трех звездных эпох нашли отражение в книгах Rebellion Era и New Jedi Order. Основные герои (и светлые, и темные), локации, ход истории — все это представлено в “эпохальных” руководствах. Третья книга, о старой Республике, по всей видимости, появится после выхода Третьего эпизода.
Наконец, абсолютные фанаты, скупающие любую продукцию с двумя заветными словами, не пройдут и мимо таких относительно бесполезных вещей, как фирменные листы персонажей и “экран мастера”, содержащий наиболее употребительные таблицы. **_
_**