06 июня 2017
Обновлено 17.05.2023

Обзор STRAFE. Головокружение от джибзов

Обзор STRAFE. Головокружение от джибзов - изображение обложка

STRAFE — странный зверь. Странный, потому что честный. Маркетинговая кампания, развернутая на Kickstarter, и множество геймплейных роликов кричали о ностальгии по шутерам середины-конца 1990-х годов.

Можно подумать, что извечная низкополигональная стилистика и саундтрек в стиле ретровейв — очень заезженная тема. Отработанная, так сказать. Но… не в этот раз. STRAFE не ради красного словца давила на психику поклонников старых шутеров. Хотели «старье» — получите «старье», самое честное старье из всех. Искреннее признание в любви Doom, Quake и иже с ними.

Но любовь, увы, бывает слепа.

Назад в прошлое

STRAFE — не чистокровный шутер. Это «рогалик», вдохновленный всеми любимыми шутерами. По большей части, Quake 2. Поэтому и динамика игры будет понятна любому, кто хотя бы краем уха слышал о веяниях в жанре rogue-like. Безымянный герой (или героиня), которого игровое сообщество уже успело окрестить Стрейфгаем, ураганом проносится по уровням, собирает апгрейды, улучшает характеристики и отчаянно рассчитывает дожить до победного конца — перманентную смерть, основной элемент жанра, никто не отменял.

Главную ставку разработчики сделали на темп перестрелок, которые просто из кожи вон лезут, чтобы еще раз напомнить игроку о светлых временах «аркадной» стрельбы. Той самой, которая не была обременена катсценами, сюжетной мотивацией и регенерацией здоровья.

Обзор STRAFE. Головокружение от джибзов - фото 1

Лучше и не скажешь. Еще как DOOMed.

И ставка эта, сделанная молодой студией Pixel Titans , сыграла. Каждая мало-мальски большая заварушка в STRAFE превращается в беспощадный кровавый танец. Враги нисколько не уступают в скорости игроку, но их в десятки раз больше. Выглядят они, из-за моделек и графики, может, и по-дурацки, но бьют очень больно. Если замешкаться хотя бы на секунду, тут же можно попасть в окружение. А там и с запасом брони распрощаться недолго — и хорошо, если только брони.

Словом, главный урок шутеров старой школы STRAFE вызубрила на отлично. Если ты стоишь на месте, то ты труп. Если хочется жить, предстоит вертеться как уж на сковородке. «Отцы» сетевого режима Quake порадуются от души, так как умение распрыгиваться и целиться на бегу (иногда в воздухе, иногда — с разворотом на 180 градусов) оказывается ключевым для выживания на просторах STRAFE. В какой-то момент, спустя десятки оторванных голов и разлетевшихся по локациям «джибзов», перестаешь думать и начинаешь функционировать исключительно на рефлексах. Выстрел, поворот, выстрел, длинный прыжок на соседнюю платформу, швырнуть флак-гранату, разбить голову монстра ракетницей…

Обзор STRAFE. Головокружение от джибзов - фото 2

Пожалуйста, соблюдайте порядок очереди. Патронов хватит на всех.

А когда вдруг приходишь в себя, то вокруг ни души. Только тела, валяющиеся повсюду конечности и стены, забрызганные кровью. Буквально. Кровь и кислота в STRAFE работают по всем законам физики; в какой-то момент можно запутаться: солдат ты или очень экстравагантный маляр, с дробовиком вместо кисти и внутренностями монстров вместо палитры. Отличный саундтрек только подчеркивает атмосферу удалой, залихватской бойни. Такой, что аж глаза слезятся от выхлопа пушек.

Запах насилия по утрам

Разумеется, следуя всем заветам предков, STRAFE не жалеет игрока и не прощает даже незначительных ошибок. Да, бои сами по себе довольно просты: ИИ монстров не творит чудес, поэтому в большинстве случаев они просто несутся на вас всей гурьбой (иногда прибегая изо всех окрестных комнат), потрясая гаечными ключами. Но каждая оплошность наказывается, потому что шансов восстановить броню и здоровье у игрока всегда мало. Поставить себя в крайне невыгодное положение по собственной глупости можно в любой момент, даже когда кажется, что все под контролем.

Из этого вытекает интересный контраст. Первобытный экшен, который лучше всего можно описать ненавистным словом «спинномозговой», соседствует с предельно дотошным менеджментом ресурсов. В STRAFE быть неуязвимым — это не достижение, а необходимость. Нужно быть недосягаемо быстрым и метким, чтобы в каждой схватке тратить как можно меньше здоровья, расходуя оружие в зависимости от ситуации.

Обзор STRAFE. Головокружение от джибзов - фото 3

Ничего смешного. Если припечет, то еще и не так можно драться.

К слову, с оружием разработчики обошлись довольно странно, несмотря на аллюзии с классикой шутеров. В начале каждого забега можно выбрать из трех агрегатов: дробовик, автомат и рейлган (или проигнорировать все и проходить игру с гаечным ключом). Все три обладают основным и дополнительным режимом огня, вдобавок их можно менять, если найти на уровнях специальные автоматы. Апгрейд может превратить автомат в миниган или взрывающий гвоздемет, а из дробовика и вовсе сделать гранатомет. Вопреки здравому смыслу, местное оружие нужно перезаряжать вручную, а такая перезарядка в аркадных шутерах как минимум неуместна — зачем самолично рушить темп игры?

Звучит и ощущается это добро нормально, без восторгов, но вот какая штука. Эти три пушки — единственное, на что можно рассчитывать всегда. Все остальное оружие подбирается на уровнях и выбрасывается, как только закончится обойма. От этого немного страдает вариативность боев, равно как и реиграбельность — сколь бы увлекательно ни было размазывать тварей по стенам залпом дроби, в пятисотый раз начинает хотеться чего-то новенького.

То же самое, увы, можно сказать и про всю остальную игру.

Обзор STRAFE. Головокружение от джибзов - фото 4

Война войной, а гладить лягушонка — по расписанию.

Смерть через генератор чисел

Самая большая проблема STRAFE (не говоря о плохой оптимизации и фатальных багах) заключается в том, что она упускает из виду вещи, делающие «рогалики» хорошими. Игра не желает быть ни шутером, ни «рогаликом» — она смешивает элементы этих жанров, но будто бы сама не знает, в каких пропорциях.

STRAFE-шутеру не хватает грамотно спроектированных карт и большей свободы в вооружении. Локации генерируются случайным образом, но не целиком: начало, основные задачи и конец уровня всегда будут одними и теми же. Если на уровне 1-3 есть две цветных запертых двери, то они будут там всегда. Поскольку умирать игрок будет часто, очень скоро можно заиграть «до дыр» все уровни и видеть их как просто перемешанные кусочки конструктора. Карты, конечно, достаточно запутанны, но в плохом смысле, а отвратительная трехмерная карта нисколько не облегчает навигацию.

Вообще, с удобствами есть проблемы. Например, отсутствует толковый индикатор урона, поэтому понять, что героя вот-вот убьют, можно только интуитивно или глядя на полоску здоровья. Чуть-чуть отвлекся, а тебе уже откусили полголовы. И ты даже не заметишь.

Обзор STRAFE. Головокружение от джибзов - фото 5

Не дайте милому скафандру себя обмануть. Под забралом шлема — самый настоящий маньяк.

STRAFE-«рогалику» не хватает четкой и вознаграждающей игрока системы прогрессии. Жанр всегда компенсировал свою сложность и нелюдимость тем, что каждая попытка прохождения, каждая смерть открывала новые возможности. Ты умер, но навсегда открыл столько-то предметов, такие-то локации и увидел что-то новенькое. Это подстегивает тут же, на кураже, попытаться еще раз, чтобы добиться еще больших успехов.

В STRAFE ничего этого нет. Каждый заход от старта до финиша предельно однообразен. Путь всегда будет одним и тем же: корабль-каньон-жилые-районы-лаборатория. На каждом уровне — заранее известные задачи и заранее известные враги. Черт, даже расположение магазинов с предметами известно, их нельзя встретить случайно!

При этом игра изобилует секретами разной степени изощренности: от оружия из других культовых шутеров (как вам дробовик из Superhot, останавливающий время?) до более масштабных и тщательно спрятанных пасхалок. Многие из них по-настоящему радуют, но этого мало, чтобы наполнить игру радостью открытия.

Обзор STRAFE. Головокружение от джибзов - фото 6

Больше скриншотов из STRAFE

STRAFE прекрасно удается воссоздать драйв и кровавость старомодных шутеров, но у нее с трудом получается соединить бодрые бои с перманентной смертью и исследованием локаций. Экшеновая механика и структура «рогалика» не уживаются друг с другом, не могут окончательно поделить сферы влияния. В итоге получается игра, не имеющая своего лица.

Противоречие на противоречии под соусом из ностальгии и великолепного саундтрека. Игра способна увлечь на пару вечеров, однако только самым ярым поклонникам Quake захочется вернуться в нее после финальных титров. Уж больно редким стало удовольствие быстрой и бездумной пальбы во все, что движется.

Хотя для многих и этого простого удовольствия окажется более чем достаточно.

Обзор STRAFE. Головокружение от джибзов - фото 7
Вердикт

Хорошо 7,5 Оценка Игромании Ностальгический экшен-«рогалик» с отличной стрельбой. STRAFE вряд ли сможет удивить, но ей вполне по силам занять вас на несколько вечеров, на каждом шагу вызывая в памяти былые деньки. Увы, живет она только заслугами своих прародителей. Если Quake уже несколько раз пройден вдоль и поперек, можно дать шанс и STRAFE.

Достоинства
👍
  • кровища! атмосферный саундтрек
  • старая добрая аркадная пальба
  • местами приятный графический стиль.
Недостатки
👎
  • быстро приедается
  • нет стимулов к повторному прохождению
  • проблемы с балансом
  • не очень хорошая оптимизация.
Как мы играли

Во что: ключ куплен автором.

На чем: PC

Сколько: семь часов.

Ачивка редакции

«Я тебе ноги пооткусываю»

Остаться без патронов и перебить орду монстров, используя дробовик как дубинку.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь