Менеджмент года. Rimworld, Frostpunk, Surviving Mars и Graveyard Keeper

Менеджмент года. Rimworld, Frostpunk, Surviving Mars и Graveyard Keeper Лучшие игры 2018 | Основные номинации — Менеджмент года. Rimworld, Frostpunk, Surviving Mars и Graveyard Keeper
Долой разрушение, да здравствует созидание: выбираем лучшие игры в жанре «менеджмент».
Игроманияhttps://m.igromania.ru/
Лучшие игры 2018 | Основные номинации
Менеджмент года
Менеджмент года
  О номинации
Бо́льшая часть видеоигр несёт в себе деструктивное начало: вечно мы с кем-то воюем, в кого-то стреляем, и даже если вдруг вспомнить про гонки или спорт — там всё тоже построено на соперничестве. Но что делать, если вы устали от разрушений и вместо этого мечтаете созидать? Самое время зависнуть в симуляторе менеджмента! О том, какие проекты в этом жанре особо выделились в 2018 году, мы сейчас и расскажем.

Третье место — Graveyard Keeper

Менеджмент года
Если вы давно мечтали о тихих соседях, прибыльной должности и соприкосновении с мистикой, то Graveyard Keeper — игра для вас. По сюжету вы оказываетесь в шкуре простого обывателя, которого сбила машина. Но на этом приключения только начинаются: в загробном мире ему выпала роль смотрителя средневекового кладбища. Работы хватает: уход за могилками, менеджмент поступающих трупов, выполнение квестов от потусторонних работодателей... Правда, главный герой всё это в гробу видал: он просто хочет выяснить, как вернуться домой, — но что поделать, если в обмен на любые обрывки информации каждый встречный обязательно потребует услугу?
С точки зрения геймплея, Graveyard Keeper — вполне типичная «ферма» на манер Stardew Valley, только с поправкой на специфический циничный антураж. Свежий труп — это не только чья-то оборвавшаяся жизнь, но и ценный источник мяса, крови и других ресурсов, которым обязательно найдётся применение в хозяйстве. А чтобы их всегда было в достатке, жителей местного королевства не запрещается, скажем, травить —  главное, чтоб вы сами успевали утилизировать всех поступающих «клиентов».
Менеджмент года
Перед начальством тоже предстоит отчитываться и содержать кладбище в образцовом порядке. А ещё нужно добывать еду, собирать стройматериалы, варганить на верстаках полезные предметы, проводить службы в церкви для сбора пожертвований — в общем, заботиться о том, чтобы дело процветало. Параллельно идёт и развитие персонажа: он может совершенствоваться в шести разных дисциплинах, которые тоже открывают новые возможности, — и так до тех пор, пока кладбище не станет самым уютным в стране.
Graveyard Keeper очаровывает неожиданным подходом к привычному жанру. Этот мрачный проект — эдакий противовес многочисленным слащавым «фермам», где вечно светит солнышко и зеленеет травка, аж скулы сводит. При этом отрисована игра не в жуткой готической графике, а во вполне симпатичном пиксельном стиле, который не позволяет заподозрить разработчиков в излишней кровожадности.
Или всё-таки позволяет? Тут надо копнуть глубже...

Второе место — Frostpunk и Surviving Mars

Менеджмент года
Менеджмент года
На втором месте по итогам голосования у нас очутились сразу две игры. Первая из них — Frostpunk, проект от создателей This War of Mine (которую мы в своё время тоже хвалили при подведении итогов 2014 года), столь же мрачный и депрессивный, но при этом притягательный. В тот раз мы старались выжить в гражданской войне, а сейчас перенеслись в замерзающий мир, где нужно налаживать быт целого поселения.
На дворе — конец альтернативного XIX века, вулканы Кракатау и Тамбора извергаются одновременно, закрывая планету облаками дыма и пепла. Солнечные лучи больше не могут пробиться сквозь завесу, и на Земле резко падает температура — но жить-то как-то надо! Чтобы спасти человечество в условиях нового ледникового периода, приходится в огромных количествах добывать уголь и бережно хранить каждую крупицу выработанного тепла.
Менеджмент года
Проект недаром взял приз за лучшую инди-игру года на церемонии CEEGA и номинировался на лучшую стратегию по версии TGA: разработчики сумели правильно передать атмосферу сурового холода — вплоть до того, что во время игры и сам поневоле начинаешь мёрзнуть прямо за компьютером. И Frostpunk берёт не только эстетикой: её по-хорошему сложная экономическая модель постоянно держит в напряжении, то и дело демонстрируя, что любая ошибка управления может привести к массовой гибели людей.
Менеджмент года
Второй проект тоже способен похвастаться рекордно низкими температурами, хоть и по другой причине: в Surviving Mars, как нетрудно догадаться по названию, игроку предстоит заниматься колонизацией Красной планеты. На низком уровне сложности на Марс нас отправляет богатая корпорация, явно срисованная со SpaceX, а вот на «харде» придётся лететь в качестве представителя России или Индии.
Игру выделяют две главные фишки. Во-первых, каждый потенциальный колонист — это личность со своими достоинствами и недостатками: ваши подопечные могут оказаться веганами, алкоголиками, геймерами, бабниками, паникёрами и бог знает кем ещё. И если поначалу удаётся набирать лучших из лучших, сводя «побочные эффекты» к минимуму, то со временем в очереди на освоение новой планеты останутся только всевозможные фрики и маргиналы. А вам придётся заботиться о том, чтобы они уживались друг с другом и не чахли от тоски под куполом, который регулярно бомбят метеориты. Выживание зависит не только от бесперебойной подачи еды, воды и электричества, но и от пресловутой морали: глубоко разочарованный в экспедиции персонаж может начать проситься обратно на Землю, а то и вовсе покончить жизнь самоубийством, подав пример соседям.
Менеджмент года
Вторая фишка — сразу несколько сюжетных веток, которые наполняют прохождение непредсказуемыми событиями. Например, в какой-то момент вокруг вашей колонии начнут появляться непонятные чёрные кубы. Можно использовать их в качестве стройматериалов, но спустя некоторое время они вдруг начинают мерцать и тикать, как часовая бомба. Поди пойми, что случится, когда они дотикают! Надо то ли срочно от них избавляться, то ли, наоборот, набрать побольше и ждать интригующей развязки.
Начинать прохождение можно каждый раз с новым сценарием, что значительно повышает реиграбельность. Хочется ведь хоть раз посмотреть на каждый из исходов экспедиции! Тем более что тексты в Surviving Mars написаны очень талантливо: как будто читаешь неплохой роман в жанре научной фантастики, пока возишься с незаурядным менеджментом.

Достойны упоминания

Менеджмент года
Любителей старой доброй Theme Hospital в этом году порадовали её идейной наследницей. Two Point Hospital строится на очень похожих принципах: нужно возводить прибыльную больницу, где лечат от всяких экзотических болезней. То лампочка у человечка вместо головы вырастет, то острый приступ кубизма случится, то разовьётся ликантропия — а выдумывать лечение от ещё одной невообразимой хвори снова вам.
Менеджмент года
Jurassic World Evolution похожа на Planet Coaster — только вместо американских горок вы строите загоны с динозаврами. Экономическая модель во многом похожа, игровые принципы — тоже, менеджмент тут не очень сложен, зато возможностей для творчества и самореализации вагон и маленькая тележка. Самый кайф, конечно, — это когда что-то идёт не так и какой-нибудь тираннозавр вырывается на свободу и начинает кого-нибудь жрать. А ещё эта игра заполняет сюжетную дыру между событиями первых двух фильмов серии Jurassic World. В неё даже пригласили Джеффа Голдблюма: он сыграл привычную уже роль профессора Яна Малькольма.
Менеджмент года
И наконец, нельзя не сказать про Northgard, которая оказалась ну очень хардкорным проектом про викингов. В этом проекте, несмотря на его внешнюю мультяшность и несерьёзность, очень легко наделать ошибок, которые приведут к принципиальной невозможности завершить миссию. Здесь важно сразу нащупать выигрышную стратегию и безукоризненно её придерживаться — а для этого не раз придётся начинать уровень заново.

Первое место — Rimworld

Менеджмент года
С жанром мы, конечно, слукавили. Rimworld — на самом деле не столько экономический симулятор, сколько генератор историй, одна трэшовее другой. Нет, вы, конечно, можете играть в неё как в серьезный симулятор управленца. Более того, игра Тайнана Сильвестра предоставляет множество шансов себя оптимизировать и даже сломать. Мало-мальски опытный игрок без особых проблем защитит поселение почти непроходимым лабиринтом с ловушками в любом биоме, споит ценного зверя трамбо пивом и научится кормить колонистов блюдами, в которых никто не учует человечины.
Просто для примера: один из самых изящных и бюджетных способов отбиться от налётчиков— построить на входе огромную крышу, которая будет держаться на одном специально подточенном столбе. Враги наступают, колонисты подстреливают столб... Бумс. Этому налётчику отрубило голову, этому переломало почти все кости, этому... поцарапало глаз. Бывает!
Менеджмент года
Однако совсем не зря некоторые ветераны Rimworld практикуют сознательный отказ от утилитарных «коридоров смерти» и, например, раз за разом начинают игру голым, одноногим, одноруким колонистом во льдах местной Антарктики. Потому что настоящее удовольствие в этой игре начинается в момент, когда вы отказываетесь от покоя и безопасности. Когда пытаетесь создать в пустыне утопию, которая открывает двери перед каждым жителем планеты. Когда строите поселение-тюрьму, где прав и свобод нет ни у кого. Когда в вашем городе стихийно образуется культ замороженных мертвецов, и бо́льшая часть энергии уходит на поддержание огромного холодильника. Когда вы отправляете лучших бойцов колонии на самоубийственную миссию, потому что на кону — жизнь товарища.
Некоторые называют эту игру Dwarf Fortress Lite. Некоторые — Dwarf Fortress с человеческим лицом. А кто-то просто говорит: «Рэнди, твою ж мать, это уже третья свора куриц-людоедов на этой неделе!», а потом с удовольствием наблюдает, как бешеные курицы добивают последних выживших в глубинах разбомблённого бункера. Это дорогого стоит.
Менеджмент года
Если мы не упомянули здесь ваш любимый созидательный проект, обязательно напишите о нём в комментариях. Ну а если вам всё же больше по душе разрушение и дух соперничества, добро пожаловать в другие номинации: следующая откроется на сайте уже завтра!
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторах
Александр Пушкарь
Александр Пушкарь
Прикипел к играм еще в бессознательном возрасте, когда родители-инженеры брали его с собой на работу и сажали перед экраном БЭСМ, чтобы не отвлекал. Самолично собрал свой первый компьютер «Поиск-1» (впоследствии взорвался).
Федор Кокорев
Федор Кокорев
Автор, тенор, бородач. Ждет Beyond Good & Evil 3, воспитывает кошку по имени Николай.