20 апреля 2019Спец
Обновлено 17.05.2023

Как создать игру, которую все ненавидят. Manhunt 15 лет

Как создать игру, которую все ненавидят. Manhunt 15 лет - изображение обложка

20 апреля 2004 года забойный стелс-экшен Manhunt впервые вышел на ПК. Игра от Rockstar Games оказалась не для впечатлительных. Ставящий во главу угла насилие и литры крови хоррор не давал морального выбора: хочешь выжить в игре безумного режиссёра — казни врагов. В результате игру запретили в Австралии, Новой Зеландии, Германии и ряде других стран, а в остальных она получила высокий возрастной рейтинг. Российские СМИ приплели Manhunt к делу «аптечного стрелка» Дмитрия Виноградова, расстрелявшего в 2012 году шесть человек. До этого они обличали Postal в случае с Александром Копцевым, устроившим резню в синагоге в 2006-м, а в прошлом году досталось Метро 2033 , которая якобы вдохновила керченского стрелка Владислава Рослякова (или всё-таки виновата несуществующая Дока 2?).

К юбилею ПК-релиза одной из самых аморальных игр в истории мы решили вспомнить, какие ещё проекты оказывались в центре разных скандалов, почему это происходило… и чем заканчивалось.

Истоки насилия

Всё началось ещё во времена аркадных залов. Правда, тогда гимн ультранасилию состоял из примитивных чёрно-белых пикселей. Писатель Иб Мельхиор вряд ли предполагал, что жестокий спорт из его рассказа «Гонщик» попадёт сначала на антиутопическую трассу фильма «Смертельные гонки – 2000» 1975 года с Сильвестром Сталлоне, а потом и в игру. В 1976 году Exidy выпустила скандальную Death Race , перенявшую концепцию жестокого ралли, где игрок был уже не свидетелем насилия, а его участником.

Пользователям предлагалось ломать кости попадавшимся на пути «гремлинам», худо-бедно напоминавшим людей. Крики жертв, всплывающие на их месте надгробия и жутковатый дизайн автоматов c черепами оценили не все. Не говоря уже о первоначальном названии игры: Pedestrian («Пешеход»).

Как создать игру, которую все ненавидят. Manhunt 15 лет - фото 1

Если бы мамочки из 1970-х знали, какими будут игры в наше время, вряд ли бы их обеспокоила безобидная Death Race

Сыр-бор ожидаемо начался с обеспокоенной мамы, зашедшей в зал аркадных автоматов и обвинившей игру в том, что она учит детей убивать. Следом национальный совет безопасности назвал гонку «нездоровой и отвратительной», а СМИ выступили с критикой. Так, популярная передача 60 Minutes на канале CBS посвятила целый выпуск психологическому воздействию игр. Директор по маркетингу из Exidy Пол Джейкобс оправдался, мол, аркада юмористическая, в ней нет ни улиц, ни пешеходов. Купить Death Race решились далеко не все владельцы залов, однако после такой активной кампании против игры её продажи выросли в несколько раз, а коллекционные автоматы до сих пор могут стоить тысячи долларов.

Корректность превыше всего

Spastic — медицинский термин, связанный с церебральным параличом, — стал сленговым и очень грубым словечком, которым характеризовали неумелого и глупого собеседника. И вроде бы игры-то тут при чём? Но в 2007 году британцы обнаружили, что интеллектуальная игра Mind Quiz от Ubisoft именно этим словом называла вас после неудачного ответа. Это не понравилось жительнице Белфаста, которая связалась с журналистами и рассказала свою историю: она потеряла трёхлетнего сына, страдавшего от церебрального паралича, её отец тоже страдает от недуга, а подобное использование этого слова, с её точки зрения, недопустимо. В Ubisoft признали оплошность, принесли извинения всем, кого обидели, и отозвали продукт.

Создатели Mario Party 8 для Nintendo Wii наступили на те же грабли, заставив грубить одного из злодеев, Камека. Только не в Великобритании, приятель! Nintendo отозвала все копии Mario Party 8 на Туманном Альбионе из-за использования всё того же потенциально оскорбительного слова. Правда, в отличие от Mind Quiz, игра вернулась на полки — просто опасное слово заменили на более безобидное.

Как создать игру, которую все ненавидят. Manhunt 15 лет - фото 2

Спасибо урокам Mario, теперь вы не ляпнете лишнего на экскурсии в Лондоне

Говоря о региональных запретах, нельзя не упомянуть и историю, пожалуй, самого крупного российского игрового скандала. Через два года после событий в Великобритании издательство Activision готовило к выпуску сиквел великой Call of Duty: Modern Warfare. Проблема оказалась, как вы, возможно, помните, в стартовой миссии No Russian: игроку, внедрённому в террористическую организацию, нужно было расстрелять мирных жителей в российском аэропорту. Об этом эпизоде стало известно из-за утечки перед релизом, и, ожидаемо, разразилась буря.

В Госдуме предложили внести Call of Duty: Modern Warfare 2 в список экстремистских материалов, и в этом случае, пожалуй, депутатов можно понять — эпизод и впрямь мог шокировать российскую публику. Activision сначала не привезла Modern Warfare 2 на Игромир, а потом и вовсе занялась самоцензурой и начисто вырезала этот уровень из российской версии, хотя его и так можно было пропустить. Из-за этого MW2 официально вышла в России только на ПК — на консолях оказалось невозможным убрать отдельный кусок готового продукта.

ЛГБТ-скандалы

Фэнтезийный ролевой экшен Dragon Age: Inquisition запрещён в Индии по одной простой причине: в стране еще с 1861 года законодательно запрещены однополые браки. А гомосексуальные отношения в Inquisition поданы разработчиками как данность, игра даже заслужила признание ЛГБТ-организации GLAAD — персонажи вышли объёмными и уникальными, получили побочные квесты и, да, могли вступать в брак. На фоне этого особенно смешон протест российских депутатов из КПРФ, ополчившихся на FIFA 17 всего лишь за поддержку акции английской футбольной премьер-лиги «Радужные шнурки».

Как создать игру, которую все ненавидят. Manhunt 15 лет - фото 3

Выходец из знатного тевинтерского семейства Дориан славится не только магическими талантами, но и романами с инквизиторами-мужчинами

А вот и совсем недавний пример: Ubisoft пришлось извиняться за гомофобный символ в The Division 2. В апреле всплыла подборка скриншотов, высмеивающая многочисленные орфографические ошибки. На одном из граффити изображён полицейский с пончиком, и номер на его значке легко расшифровывается как гомофобное ругательство. Студия не только извинилась, но и на всякий случай удалила изображение с выходом нового патча — мало ли что.

Как создать игру, которую все ненавидят. Manhunt 15 лет - фото 4

Знакомые с понятием «leet speak» легко считали сообщение на номере значка полицейского

Насилие над детьми

Были проблемы и у игр жанра survival horror. Например, в Великобритании (да, опять) запретили Rule of Rose 2006 года, вдохновлённую мрачными сказками братьев Гримм и Эдварда Гори, — в ней, по мнению общественности, были слишком юные персонажи.

Как создать игру, которую все ненавидят. Manhunt 15 лет - фото 5

В Rule of Rose девочки живут в своём собственном мире, и мир этот полон насилия

Англия, 1930 год. Воспитаннице сиротского приюта Дженнифер приходится выживать на самом дне иерархии местного тайного общества, а заодно разгадывать страшные тайны особняка. За пределами Японии Sony положилась на силы местных издателей, а на тех посыпались обвинения в лесбиянстве, садомазохизме и детских пытках. Римский мэр Уолтер Вельтрони требовал запрета игры в Италии. Скандал дошёл до ЕС, где заговорили о необходимости запретить несовершеннолетним доступ к подобным продуктам.

Игры со смертью

Сиквел экшена по комиксам Shadow Man , с подзаголовком 2econd Coming , прославился весьма сомнительной рекламой. Acclaim Entertainmentвзбесила общественность заявлением, что заплатит родственникам недавно умерших, чтобы прорекламировать релиз игры о путешествии по миру мёртвых… на могильных плитах. Мол, это не хитрый рекламный трюк, а возможность достойно проводить любимого человека за хорошую субсидию. По словам пресс-секретаря студии, игра должна была быть тёмной и кровавой, так что решение поднять рекламу «на новый уровень» было вполне целесообразным.

Как создать игру, которую все ненавидят. Manhunt 15 лет - фото 6

Череп на обложке есть? Есть. Значит на кладбище рекламе самое место!

Англиканская церковь заявила, что не допустит такого беспредела на своих кладбищах. Да и в Ассоциации наружной рекламы Великобритании с посылом не согласились, хотя вряд ли их смутил подобный уровень эпатажа. В любом случае, студии требовалось разрешение местных властей, а сама инициатива попахивала осквернением. Желающих поучаствовать в рекламной кампании не нашлось — да и сама игра, как оказалось, была далека от идеала.

Животные в беде

Жестокое обращение с животными послужило причиной скандала вокруг Whiplash (2003) для PlayStation 2 и Xbox. В преддверии релиза в Великобритании критика звучала со всех сторон.

Скованные вместе ласка Спэнкс и кролик Рэдмонд вырываются со склада корпорации Genron, тестирующей продукты животного происхождения. Ласка — мозг спасательной операции, а потому Рэдмонд, прокачивающий ярость, зачастую становился подручным оружием: его можно было швырнуть в толстого охранника, закинуть в какой-нибудь механизм, использовать как абордажный крюк… в общем, облегчать себе побег весьма сомнительными способами.

Как создать игру, которую все ненавидят. Manhunt 15 лет - фото 7

Беднягу кролика можно было извалять в токсичных отходах, «зарядить» электрическим током и даже наполнить гелием, чтобы вырваться из стен треклятой корпорации зла

Хотя посыл игры заключался как раз в протесте против издевательств над животными, игра вызвала возмущение жестокостью и шутками над страданиями Рэдмонда. Особенно активно против игры (разумеется) выступало Королевское общество по предотвращению жестокого обращения с животными.

К запретам на продажу Whiplash полемика не привела: Eidos заявила, что создала игру именно затем, чтобы осветить проблему опытов над животными среди детей. Как справедливо заметили противники травли, а если кто не понимает разницу между приемлемым и неприемлемым, то проблема тут не в самой игре.

Торты раздора

Потешная стратегия Fat Princess 2009 года для PlayStation 3 точно не увидела бы свет в 2019-м на фоне идей бодипозитива. Но и десять лет назад феминистки посчитали концепцию и само название оскорбительным. Тем не менее разработчикам удалось отстоять игру, и в 2015 году даже вышло продолжение в другом жанре.

Наш обзор Fat Princess Adventures

Первая игра сводилась к одному — спасти принцессу и вернуть её в замок. Чтобы насолить друг другу, команды кормили чужих принцесс тортом — барышня становилась тяжелее, и тащить её было невмоготу. На кормёжке свет клином не сошёлся: можно было строить осадные орудия, оборонительные сооружения, использовать способности — это была полноценная RTS.

Но игровые блоги вроде Feminist Gamers и Shakesville, ясное дело, зациклились именно на механике с тортиками. Sony обвинили в создании поколения «фэтшейминговых гетеронормативных придурков», а также предложили добывать золото, а не тортики. Некоторые игровые журналистки при этом не нашли в Fat Princess ничего оскорбительного. Напротив, они оценили «дерзкое чувство юмора» разработчиков и отметили, что здесь и женские персонажи могут «надрать задницу» и спасти девицу в беде.

В ответ на обвинения Джеймс Грин, арт-директор Titan Studios , задал следующий вопрос: «Станет лучше или хуже, если я скажу, что концепт-художник, создавший персонажей, — девушка?»

На костях истории

Формат «основано на реальных событиях» порой тоже выходит боком. Исторический симулятор JFK: Reloaded 2004 года пытался воссоздать убийство президента Джона Кеннеди. Игрокам предлагали примерить роль Ли Харви Освальда и выстрелить в президентский лимузин. Более того, если бы игрок с точностью воспроизвёл траекторию полёта пули, он мог получить до ста тысяч долларов — вся игра, по сути, задумывалась как массовая судебно-медицинская экспертиза, попытка раз и навсегда понять, что случилось 22 ноября 1963 года. Естественно, такое начинание осудила и семья покойного президента, и ряд сенаторов, назвавших задумку «подлой», а организация Children Now, продвигающая безопасные для детей СМИ, заявила, что инди-игра не была образовательной и учила лишь тому, как стать убийцей.

Как создать игру, которую все ненавидят. Manhunt 15 лет - фото 8

В другом случае противники игры были настойчивее, и релиз пришлось отменить. В 2004 году, во времена американской оккупации Ирака, морские пехотинцы США штурмовали город Фаллуджа, потеряв под сотню солдат и убив порядка полутора тысяч повстанцев. По мотивам тех событий был создан шутер Six Days in Fallujah для консолей Xbox 360 и PlayStation 3. Он получился очень реалистичным, потому что у создателей был доступ к отчётам и планам сражений, фотографиям, видео и спутниковым картам, да и сами пехотинцы — участники тех событий — выступили консультантами. Но игру так и не издали.

Как создать игру, которую все ненавидят. Manhunt 15 лет - фото 9

Студия Atomic Games анонсировала её всего через пять лет после операции, и проект моментально столкнулся с мощным протестным движением. Например, отец погибшего в Ираке капрала Королевской военной полиции заявил прессе, что релиз станет мучительным как для участников тех действий из США и Великобритании, так и для мусульманских семей, притом фанатичных мусульман он и вовсе может подтолкнуть к ещё более жестоким действиям. В том же материале бывший полковник 1-го батальона Королевского ирландского полка Тим Коллинз заявил: «Слишком рано начинать делать видеоигры о войне, которая еще идёт».

Сейчас эта тема уже далеко не так остра. И если на второй день войны в Ираке Sony не смогла зарегистрировать популярный тогда лозунг «Shock and Awe» («шок и трепет», тактика устрашения противника за счёт демонстрации поразительной военной мощи) как название игры, то пару лет спустя этой расхожей фразой стали называть уровни, достижения и оружие во множестве крупных проектов: например, в Gears of War 2 и League of Legends.

Игровая индустрия доказывает: со временем люди могут привыкнуть к любым прежде чуждым идеям, но всему своё место и время. Да, порой разработчики дают большие осечки. То, игнорируя местные законы рекламы, пропихнут в кадр энергетические напитки ( EA Sports MMA ), то вдруг поставят релиз авиасимулятора после 11 сентября в Америке ( Propeller Arena ), то попытаются выпустить в Германии симулятор надзирателя концлагеря ( KZ Manager Millennium ) или заставят русских геймеров сжигать дома и отстреливать советских солдат ( Company of Heroes 2 )…

Но, как и любое другое искусство, игры просто развивают общественные дискуссии и подходят к границам допустимого, которые неумолимо раздвигаются. Если сериалам Netflix (те же посвящённые суициду «13 причин почему») можно поднимать табуированные темы, то чем игры хуже?

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь