Почему стоит поиграть в Twilight Struggle. И как научиться любить порты настолок на ПК

Почему стоит поиграть в Twilight Struggle. И как научиться любить порты настолок на ПК Прямым текстом — Почему стоит поиграть в Twilight Struggle. И как научиться любить порты настолок на ПК
Почему я просиживаю каждую свободную минуту в компьютерной адаптации настольной игры, вышедшей четырнадцать лет назад.
Игроманияhttps://m.igromania.ru/
Прямым текстом
19
14519
21.07.2019 13:00  | 
Почему стоит поиграть в Twilight Struggle. И как научиться любить порты настолок на ПК
Почему стоит поиграть в Twilight Struggle. И как научиться любить порты настолок на ПК
После прошедшей летней распродажи в Steam я чувствую себя как-то особенно глупо. Не потому, что слил кучу денег в унитаз, — наоборот, я взял хороший такой пакет обязательных к ознакомлению вещей. Infinifactory, AMID EVIL, Sonic Mania, полная коллекция Rusty Lake, Baba Is You, Supraland… Проходи — не хочу, всё разное, всё достойное.
Но вместо этого я просиживаю каждую свободную минуту в компьютерной адаптации настольной игры, вышедшей четырнадцать лет назад. Которую вдобавок купил в том же Steam ещё в 2016-м.

«Мы вас похороним»

Если вы никогда не слышали о настолке Twilight Struggle, я нисколько вас не виню: вещь это, прямо скажем, нишевая. В 2005 году её выпустило тогда ещё не очень известное издательство GMT Games, но, несмотря на положительные отзывы критиков, проект едва-едва приносил прибыль. Однако со временем о нём узнавало всё больше и больше людей, и в конце концов в 2010-м Twilight Struggle вырвалась на первую строчку рейтинга BoardGameGeek (по сути, главного онлайнового ресурса про настольные игры). Да ещё и закрепилась там аж до 2016-го.
Вот так оно выглядит живьём. Фото издателя
В контексте развлекательной индустрии этот успех невероятно забавен, потому что Twilight Struggle — это исторический варгейм про «холодную» войну. И выглядит она тоже как карикатурный чопорный варгейм —  то есть убийственно скучно. Twilight Struggle похожа на нечто такое, во что может играть только ваш дед, раз в год встречаясь со старыми товарищами. И всё же настольщики (уставшие от океана бездарных поделок даже похлеще, чем геймеры) её боготворят, а пресса регулярно называет Twilight Struggle лучшей игрой всех времён; для справки — шахматы занимают в том же рейтинге смешную 427-ю строчку. Это как назвать лучшей видеоигрой в истории не условную God of War, а «Всеслава Чародея».
В этом году российские издатели наконец сообразили, что было бы неплохо локализовать столь обласканную народом игру, и GaGa Games выпустила её под названием «Сумеречная борьба». Разумеется, будучи коллекционером настолок, я захотел посмотреть, из-за чего весь сыр-бор, и попросил друга прихватить коробку.
Мы сыграли партию. Две, три. Неплохо, неплохо, надо потом получше распробовать. Я проводил товарища домой, а час спустя, по привычке открыв Steam, вдруг вспомнил, что когда-то давно, кажется, купил ПК-порт этой настолки…
И теперь он завладел моей жизнью. Помогите.

Мужик, ты не туда воюешь

В 2016-м, запустив Steam-версию «Сумеречной борьбы» на пять минут, я быстро бросил это дело... как, наверняка и не один десяток других игроков. Вся эта реконструкция «холодной» войны, какие-то циферки, иконки, непонятная карта — словом, совершенно непролазные дебри, да ещё и на английском (русской локализации на ПК, увы, нет). Как, что, зачем — чёрт его знает, надо у деда спросить.
Со стороны смотрится… своеобразно, но на самом деле визуальный дизайн довольно эргономичный и легко читаемый
На практике же всё довольно просто. Один игрок управляет США, а второй — СССР. Партия длится всего десять ходов; в каждом стороны по очереди разыгрывают восемь карт. Все карты — это замешанные в одну колоду реальные события той эпохи, приносящие выгоду либо США, либо СССР: основание ЦРУ, подписание Варшавского договора, Кэмп-Дэвидские соглашения и так далее. Игроки либо реализуют эффект события на карте, либо тратят указанные на ней очки на операции — повышение влияния (или уменьшение чужого) в разных странах, государственные перевороты… Ну, вы знаете — типичные внешнеполитические будни.
Побеждает тот, кто первым наберёт 20 победных очков, а основной способ их получить — это контроль над регионами (у кого больше стран, например, в Южной Америке, тот и молодец). Что само по себе не очень сложно, но есть один нюанс: «Сумеречная борьба» — это игра с нулевой суммой. То есть когда один игрок получает очки, второй их теряет. А противостояние сверхдержав — по сути, не что иное как перетягивание межконтинентального каната. Оппоненты постоянно пытаются действовать на опережение и выбивать из-под ног друг у дружки почву, попутно готовя плацдарм для будущих ходов и не позволяя сопернику вырваться вперёд.
У США шаткое положение на Ближнем Востоке, зато есть выход в Африку. Главное — выбить «комми» из Ирана
Согласен, звучит как вполне архетипическая стратегия... но лишь на поверхности. На мой взгляд, «Сумеречная борьба» (по крайней мере, её ПК-версия) олицетворяет всё то, к чему стремится каждый уважающий себя сессионный «рогалик» и прочие небольшие таймкиллеры: упаковывает неприлично много осмысленного геймплея в мало времени.

Не доставайся ж ты никому!

Если вы согласны с утверждением Сида Мейера, что игры — это цепочки интересных решений, то сразу разглядите гений «Сумеречной борьбы»: в ней никогда не бывает простых дилемм. Если в руку пришла карта противоположного лагеря, её можно (иногда даже нужно) использовать для очков, но из-за этого сработает потенциально неприятное для вас событие. Поэтому каждый ход — это серия не просто интересных решений, но компромиссов.
Вот, скажем, играете вы за США и у вас есть «Договор о гарантиях безопасности между США и Японией» — отличная карта, она фактически дарит янки безраздельный контроль над одной из ключевых стран Азии. Вроде бы и очевидно, что нужно сыграть событие, но с другой стороны — зачем? В этом регионе у вас и так всё нормально (пока что). Может, лучше оставить её на потом? Или разыграть для прироста влияния в Африке? Хотя… Нет, оставим на следующий ход, сейчас можно сыграть вражескую карту «Варшавский договор» — да, она поможет Советам, но Европа всё равно пока никому не упала, не сильно повредит.
В смысле «запрет на испытания ядерного оружия»? А как же радиоактивный пепел и вот это вот всё?
При этом игра почти симметрична: у обеих держав есть уникальные события, но в начале партии все находятся в примерно равных условиях. А значит, голову над очередным компромиссом ломаете не только вы, но и ваш оппонент. В сражении с ботом это ощущается не так сильно, но при игре с живым противником воздух прямо-таки электризуется от напряжения.
Опять же карточный движок — он везде карточный движок. Да, бывает, что до обидного не везёт: попытался совершить переворот, но кубик не хочет подарить Северной Корее демократию. Важный раунд — а в руку пришли сплошь вражеские карты. Это неприятно, но от случайности никуда не деться — можно лишь заранее подготовиться к худшему и играть с расчётом на несколько ходов вперёд.
Космическая гонка — одна из немногих возможностей без опаски сбросить в утиль совсем уж неприятную вражескую карту. Толку не всегда много, но это тоже даёт победные очки
С другой стороны, непредсказуемость карт генерирует неподдельную драму и повышает ставки. То у США чёрная полоса, то у СССР, регионы переходят из рук в руки, счётчик победных очков застрял на нуле — та ещё нервотрёпка. А порой воля случая вкупе с историчностью событий создаёт поистине волшебные моменты. Можно разыграть сначала «Убийство Джона Кеннеди», а следом — «Инаугурационную речь Джона Кеннеди». А что, никаких логических противоречий, всё нормально. В Зоне-51 держат не инопланетян, а некромантов.
И вся эта красота происходит довольно быстро, потому что ИИ не думает над ходом по пять минут. А через пару партий, когда осваиваешься с картами и геймплейными нюансами, темп ускорится ещё больше — уже не придётся вчитываться в текст.
На самом деле в Steam полно портов очень и очень достойных настолок. Race for the Galaxy, Scythe, даже старушка Talisman — прикоснуться к непривычной многим геймерам философии геймдизайна сейчас проще, чем когда либо
Единственный недостаток и вместе с тем главное достоинство компьютерной версии «Сумеречной борьбы» — она цифровая. Это может показаться смешным, но многие настольщики на дух не переносят «электронные» порты даже самых любимых игр — потому что «не то». Всё-таки осязаемость компонентов — важнейшее свойство настольных игр как медиума.
С другой стороны, компьютер берёт на себя все расчёты. Не нужно возиться с раскладкой на столе, а потом собирать компоненты назад в коробку; не получится ошибиться в математике или случайно спутать правила. Вдобавок ПК-версия даже без скидок стоит неприлично дёшево, а идёт с полным фаршем: локальный мультиплеер, онлайновые матчи, одиночная игра. Разве что перевода нет, но кто ж запрещает вам взять русскоязычные правила «полноценной» настолки с сайта издателя?
Я забыл о Destiny 2, Slay the Spire, Mortal Kombat 11. Потому что в развлекательной индустрии, где время игрока — на вес золота, «Сумеречная борьба» умудряется быть не только одной из лучших настольных тактик, но и великолепным компьютерным таймкиллером, — особенно для тех, кто любит историю.
В общем, попробуйте. А потом расскажите мне, как победить нормального бота, играя за США. Пожалуйста.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Денис Павлушкин
Денис Павлушкин
Редактор Игромании. Человек странных вкусов и широких взглядов. Готов переигрывать в Hammerfight до скончания времён.