05 августа 2019Спец
Обновлено 17.05.2023

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: P.T., Batman: Arkham Asylum, Doom 3 и System Shock 2

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: P.T., Batman: Arkham Asylum, Doom 3 и System Shock 2 - изображение обложка

Пять лет назад интернет наполнили восторженные отзывы на бесплатный интерактивный трейлер к новой игре от Хидэо Кодзимы и — неожиданно!— Гильермо дель Торо: тогда ещё не было оснований думать, что P.T.так и останется единственным доступным фрагментом Silent Hills. Десять лет назад критики ещё не смущались писать, что, играя в Arkham Asylum , каждый из нас может «почувствовать себя Бэтменом» (тем более что это было правдой!). В августе 2004-го любители шутеров лихорадочно пытались понять, потянет ли их железо новый Doom 3. А двадцать лет назад мы ступили на борт звездолёта «Фон Браун», где нас ждали многочисленные враги, не менее многочисленные тайны — и живучий ИИ SHODAN, снова ведущий свою хитрую игру.

5 лет назад — P.T.

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: P.T., Batman: Arkham Asylum, Doom 3 и System Shock 2 - фото 1

Спойлер: Silent Hills так и не добралась до релиза, а Konami , которая в тот момент ещё не отказалась от разработки больших игр ради сверхдоходов патинко, заложила ещё один кирпичик в фундамент мема #FucKonami. Однако в августе 2014 года этого ещё никто не знал. После gamescom 2014 геймеры просто скачивали в PlayStation Store любопытное бесплатное демо от никому не известного разработчика 7780s Studio… и проваливались в ужастик с головой.

При этом формально игре было нечем брать: в ней можно только ходить и приближать камеру. Из доступных локаций — всего лишь не очень длинный коридор, ванная и лестница с комнатой внизу, зацикленные в круг. Звучит очень скромно, но P.T. настолько здорово работает со звуком, светом и пространством, что и сейчас пугает гораздо сильнее самого кровавого ужастика, сколько бы скримеров в нём ни было. Кодзима, который, кстати, сам в хорроры не играет, говорил, что настоящий ужас — не в кишках и насилии, а в состоянии, когда стоишь и боишься как оглянуться, так и сделать шаг вперед. И P.T. — именно про такой страх.

Если знать, что надо делать, прохождение P.T. занимает меньше двадцати минут

Конечно, по гамбургскому счету P.T. — просто развернутый маркетинговый ход, интерактивная реклама невышедшей Silent Hills. Но это и делает игру великой: перед нами реклама, которая оставила в индустрии более яркий след, чем целая охапка ААА-проектов, вышедших в том же году. Её называли игрой года. Её опыт неоднократно пытались воспроизвести: влияние P.T. спокойно признают, например, создатели Layers of Fear. Сейчас можно с уверенностью сказать, что этот маленький игровой тизер стал одной из больших легенд мира видеоигр — и P.T. вовсе не собирается исчезать с радаров: например, в конце июня вышла «милая» фанатская версия ужастика под названием QT.

Прелесть P.T. в зацикленности. Вы повторяете одни и те же действия — проходите по «этажу», решаете головоломку, спускаетесь в подвал и вновь оказываетесь там же, где были. А повторяющиеся действия, как известно, очень сильно влияют на сознание. После затяжной игры P.T. попала в мой разум: мне приснилась кошмарная женщина, которая пыталась попасть ко мне в квартиру, а у меня никак не получилось закрыть дверь. У неё был ключ от моего дома. И в руке — таракан с человеческим лицом. Я наблюдал за ней в глазок и держал дверь, чтобы она не вошла, а она смеялась и по-сайлентхилловски неестественно дёргалась.

Из впечатлений Игромании от P.T.

10 лет назад — Batman: Arkham Asylum

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: P.T., Batman: Arkham Asylum, Doom 3 и System Shock 2 - фото 2

Когда малоизвестная лондонская студия Rocksteady объявила, что работает над масштабной игрой про Бэтмена, новость ни у кого не вызвала особого интереса: их предыдущий проект, шутер UrbanChaos: Riot Response, звёзд с неба не хватал. Но потом Arkham Asylum всё-таки вышла — и Rocksteady, где на тот момент работало всего около шестидесяти человек, стала одной из самых популярных студий в мире, а сам проект попал в Книгу рекордов Гиннесса как самая высокооценённая игра о супергероях за всю историю индустрии.

Тут можно скучно рассказать про то, как британцы нашли идеальный баланс между силой и уязвимостью главного героя, предложив в геймплее гармоничную смесь из боёвки, стелса, акробатики и детективного режима… Но вы и так прекрасно это знаете — в первую очередь потому, что каждый элемент формулы «идеального Бэтмена» не раз адаптировали другие разработчики. Ту же фирменную «аркхэмовскую» боевую систему можно встретить в играх в диапазоне от Mad Max до Shadow of Mordor.

Забавно при этом осознавать, что Arkham Asylum (а с ней и всей трилогии) запросто могло бы и не быть: Rocksteady получили право на производство игры по лицензии только после того, как EA с Pandemicне смогли сделать игру по мотивам «Тёмного рыцаря». Большая неудача для них — и большая радость для любителей Бэтмена по всему миру.

Batman: Arkham Asylum местами (особенно вначале) похожа на Half-Life, а гуляя по отделению интенсивной терапии, невольно вспоминаешь Manhunt. Кто бы мог подумать, что такие ассоциации будет вызывать экшен, созданный по мотивам комиксов! В этом отношении значение проекта Rocksteady Studios трудно переоценить. Авторы наглядно доказали, что на основе серии графических историй можно сделать действительно яркую, незаурядную и чертовски увлекательную игру для самой широкой аудитории.

Из рецензии Игромании на Batman: Arkham Asylum

15 лет назад — Doom 3

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: P.T., Batman: Arkham Asylum, Doom 3 и System Shock 2 - фото 3

Doom 3 получилась очень неоднозначной игрой. Первый и второй Doom увлекают и сегодня: вы просто движетесь вперёд без остановки, бездумно превращая врагов в фарш под прекрасную музыку. Третья же часть, сделанная после большого перерыва, двинула серию в совсем другом направлении.

Во-первых, тут появился сюжет. Многим игрокам тяжело было принять то, что в Doom могут быть карманные персональные компьютеры с какими-то слезливыми письмами и даже спамом. При этом игра относилась к себе крайне серьёзно: получился яркий контраст с легкомысленным безумием первых частей. Во-вторых, Doom 3 неожиданно оказалась хоррором. В игре впервые задействовали инновационную по тем временам систему попиксельного освещения, которая отрисовывала динамические тени на любых объектах, и не просто так: почти вся третья часть проходит в полумраке. В-третьих, враги стали вести себя совершенно иначе: вместо того чтобы бездумно валить на героя огромными толпами, они повадились выскакивать из-за угла или даже подкрадываться со спины, притом не целыми отрядами, а поодиночке. Наконец, Doom 3 был безумно красивым, но вместе с тем крайне требовательным к железу проектом. На холодильнике такой не запустишь.

В результате получилась хорошая игра, которая… мало напоминала классический Doom. Многих ветеранов она расстроила, но на их место пришла большая фанбаза из геймеров помоложе, которые остались в восторге от атмосферы, сюжета, графики и отменного дизайна монстров. Остальным же пришлось ждать двенадцать лет до выхода DOOM (2016).

Какие бы персональные выводы мы ни сделали и как бы ни пытались повлиять на вселенную нашим массовым бессознательным, факт остается фактом. DOOM III — это веха в новейшей истории компьютерных игр. Его можно любить, можно ненавидеть, можно даже упорно игнорировать, но эта игра уже захватила планету Земля, и нам остается только принять это и продолжать жить.

Из рецензии Игромании на Doom 3.

20 лет назад — System Shock 2

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: P.T., Batman: Arkham Asylum, Doom 3 и System Shock 2 - фото 4

System Shock 2 тяжело описывать.

Это сиквел легендарной первой части — причем сиквел образцовый: фанатов ждали новый движок, новый сюжет, новые монстры, оружие, а также множество новых механик.

Это редчайший пример удачного сплава Action/RPG/Survival Horror, причем последний компонент в этом списке вовсе не для галочки. System Shock 2 — возможно, одна из самых страшных игр в истории. И это при том, что в ней почти нет по-настоящему тёмных мест.

Это проект Кена Левина — того самого, что позже подарил нам BioShock и BioShock Infinite (а ещё, на минуточку, работал над SWAT 4 и Thief: The Dark Project).

Благодаря нашим добрым хозяевам из GOG.com и энтузиастам из Night Dive Studios в сети есть доступная (и работающая на современных системах!) версия SS2.

Это игра, в которой в конце вводного брифинга звучит « Берегись! », а потом на место, где стоит герой, с потолка падает балка. Успели отскочить — хорошо. Не успели — вам же хуже.

Это история, где, в принципе, во всём виноват российский олигарх.

Наконец, это игра, которая не очень хорошо продалась, несмотря на мгновенно обретённый культовый статус.

Словом, System Shock 2 тяжело описывать. Скажем так: какой бы ни получилась будущая System Shock 3 от OtherSide Entertainment , планка фанатских ожиданий перед ней будет ну очень высокая.

Представьте: двигаетесь вы по коридору и слышите постоянные тревожные шуршащие звуки, шорох открывающейся двери у вас за спиной, торопливые шаги за углом и дикие вопли разъярённой твари. Но ничего не происходит. А вы всё идёте и идёте. И снова тишина.

Из руководства Игромании для System Shock 2

А во что вы играли в августе пять, десять, пятнадцать и двадцать лет назад? Расскажите в комментариях!

Выпуск ВЧМИ от июля 2019: The Wolf Among Us, ArmA 2, Spider-Man 2, Outcast

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь