30 сентября 2019Спец
Обновлено 17.05.2023

22 игры с высшей оценкой от Игромании. За всю историю журнала и сайта

22 игры с высшей оценкой от Игромании. За всю историю журнала и сайта - изображение обложка

Игромании сегодня исполняется двадцать два, а в день рождения принято вспоминать лучшие моменты прошедших лет. Поэтому в этом праздничном тексте мы решили собрать двадцать два проекта, которые когда-либо получили максимальную оценку (10 либо «выбор редакции») на сайте или в журнале. Конечно, это далеко не все игры за историю Игромании, заслужившие высший балл, но мы не стали перечислять самые очевидные и нашумевшие хиты вроде Uncharted 4, Dark Souls 3 или RDR 2. Вместо этого мы постарались вспомнить проекты самых разных лет, жанров и бюджетов — от подзабытых легенд конца девяностых до относительно недавних талантливых находок. Поехали!

Grand Theft Auto, 1997 год

Это не единственная Grand Theft Auto, которая получила от Игромании полновесную «десятку» (была ещё GTA IV), но самая значимая в историческом плане. По сути своей, первая GTA была обычной аркадой с видом сверху, но если сводить всё до жанра, то можно сказать, что и Doom был обычным шутером от первого лица, а Fallout 2 — обычной изометрической RPG. Такой свободы, такого разнообразия и таких возможностей, как в Grand Theft Auto, на момент её выхода не было ни в одной другой игре. Здесь идеально сочетались и стрельба, и гонки, и огромный открытый мир, и просто возможность устроить максимальный беспредел. А главное, всё это реализовали безо всякой 3D-графики и онлайновых режимов.

Grim Fandango, 1998 год

В 1998 году Day of the Tentacle, серия Monkey Island , Sam & Max Hit the Road и Full Throttle уже стали живой классикой, а их создатели из студии LucasArts заслуженно купались в лучах славы. Но разработчики не пали жертвами звёздной болезни, а продолжали двигаться вперёд — и благодаря их трудолюбию на свет появился один из лучших квестов в истории и заодно первая игра студии в полноценном 3D. Хотя, конечно, приключения Мэнни Калаверы всем запомнились вовсе не благодаря переходу в три измерения. Благодарить стоит оригинальный сеттинг, чёрный юмор и остросюжетную нуарную историю. Желающим приобщиться к классике советуем изучить ремастер: управление там получше, а все достоинства оригинала остались нетронутыми.

Unreal, 1998 год

Современному игроку, избалованному сверхчёткими текстурами, рейтрейсингом и миллионами полигонов, наверное, тяжело будет поверить, что каких-то двадцать лет назад эту мутноватую картинку считали чуть ли не графическим эталоном для домашних ПК. Unreal была не просто отличным шутером — она устроила настоящую визуальную революцию. Правда, несмотря на красоты движка, однозначным хитом игра так и не стала: в плане популярности куда больше повезло её сетевому продолжению с заголовком Tournament. Тем не менее первая по-настоящему большая работа Epic MegaGames всё-таки сорвала заслуженные овации. А движок Unreal Engine — в четвёртой итерации — прекрасно чувствует себя и сегодня.

Half-Life, 1998 год

С одной стороны, перед нами просто очень хороший научно-фантастический шутер. С другой — игра, без которой не обходится ни один «топ лучших» за последние лет двадцать. Игра, показавшая, что сюжет в FPS важней, чем сюжет в порнофильме, как бы там ни считали отдельные гении программирования. Игра, что породила Counter-Strike и Portal — проекты не менее значимые, чем она сама. Про Half-Life 3 , а она сама по себе стала мемом, даже говорить нечего.

Jurassic Park: Trespasser, 1998 год

Вторая половина 90-х — золотой век классических шутеров. В год выхода Trespasser весь мир рубился в Half-Life, Unreal, Duke Nukem 3D, Quake, нестареющую Doom и десятки тайтлов поменьше. Выпускать с видом от первого лица что-либо кроме FPS было чертовски рискованно: такое могли себе позволить разве только DreamWorks Interactive во главе со Спилбергом. Их трёхмерное приключение с физическими головоломками, странным управлением и татуированным бюстом главной героини в нижней части кадра было обречено на восторженные отзывы критиков и полное непонимание со стороны игроков. Для 1998 года очень смелая игра, опередившая своё время и несправедливо забытая.

StarCraft, 1998 год

Если в первой части Warcraft, Dune 2 или **Command& Conquer**стороны конфликтов были более или менее одинаковыми, то StarCraft вывела механическую глубину RTS на новый уровень. Протоссы, зерги и терраны были ну совершенно разными фракциями с абсолютно непохожими юнитами, тактиками и схемами развития — и никаких «лучник стреляет на единичку дальше, зато метатель топоров на единичку сильнее бьёт». В 2019 году знакомиться с классикой лучше посредством вполне достойного ремастера.

Operation Flashpoint: Cold War Crisis, 2001 год

Тактические FPS — дело тонкое. Не всякому дано проникнуться хитростями планирования, тайных операций, координирования действий отряда и бесшумного устранения противника. Неудивительно, что за долгие годы высший балл от «Игромании» получила только одна такая игра. Лучше, чем автор тогдашней рецензии Святослав Торик, и не скажешь: « Operation Flashpoint намного серьёзней, чем Serious Sam , и куда реальнее, нежели Real War . В неё нельзя играть. В ней можно лишь воевать. Ибо Operation Flashpoint — не что иное, как совершенный симулятор обыкновенного… солдата ».

Max Payne, 2001 год

Что получится, если смешать нуарный детектив, комиксы, «Матрицу» и фильмы Джона Ву? Max Payne. Этот TPS слишком уж удачно сочетал мрачную историю депрессивного копа, боевую акробатику из гонконгских боевиков и впечатляющую по тем временам графику — неудивительно, что проект мгновенно стал хитом. К тому же именно здесь впервые появилась механика bullet-time, которая позднее стала жанровым клише. Ну а сам Макс Пэйн с лицом писателя и сценариста Сэма Лэйка навсегда останется одним из самых крутых и брутальных героев видеоигр.

Star Wars: Knights of the Old Republic, 2003 год

Полноценная ролевая игра от BioWare по «Звёздным войнам»? С большим бюджетом, классной историей и толковым геймплеем? В начале нулевых было возможно и не такое. Конечно, у «далёкой-далёкой галактики» к тому времени уже хватало удачных игровых адаптаций (да и неудачных тоже), но Knights of the Old Republic просто порвала всем шаблон: другой игры такого уровня, сделанной «по лицензии», наверное, не найти. Здесь можно было побывать в колоритных местах вроде Академии ситхов на Коррибане или «Звёздной кузницы», завести дружбу с болтливым дроидом-убийцей, а в перерывах между подвигами сыграть партейку в пазаак. Но главное, что выбор между тёмной и светлой стороной нужно было делать постоянно. Финал не сводился к выбору одной из трёх концовок в последней сцене, а отыгрывать и ситха, и джедая было одинаково интересно. Словом, из KotOR вышел куда лучший приквел к оригинальной кинотрилогии, чем вялые «Скрытая угроза» и «Атака клонов».

S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, 2007 год

Вспоминать об этой игре больно, а не вспоминать нельзя. Ведь это, пожалуй, первый проект от русскоязычных разработчиков, получивший такую международную известность. Правда, разрабатывали его так долго, что игра из «Сталкера» превратилась в «Ждалкера», а вырезанных фишек в итоге оказалось больше, чем оставшихся. Видимо, единственным подразделением GSC Game World , работавшим на полную катушку, был отдел маркетинга, обещаний которого хватило бы ещё на пару полноценных игр. Но немудрёных шутерных механик и суровой постсоветской эстетики достало, чтобы сделать S.T.A.L.K.E.R. самой популярной игрой к востоку от Днепра.

Portal, 2007 год

Редкий случай, когда представительница нишевого в общем-то жанра головоломок получила всенародную любовь и признание. Может, дело было в едва ли не идеальной механике, простой и богатой одновременно; может, в остроумных загадках. А может, в GLaDOS, самой харизматичной видеоигровой злодейке со времён SHODAN из System Shock. Так или иначе, Portal умудрилась угодить всем: её с одинаковым рвением проходили и заядлые геймеры, и те, кто до этого не открывал ничего сложнее «Сапёра». А мем «торт — это ложь» и вовсе стал достоянием индустрии: его легко узнают даже те, кто игру в глаза не видел.

«King’s Bounty: Легенда о рыцаре», 2008 год

Чуть ли не единственный пример отечественного проекта, что был именно качественной игрой, а не интерактивной философской притчей, мобильным кликером или кустарной любительской поделкой. Katauri Interactive , авторы незабвенных «Космических рейнджеров», смогли и осовременить идейную предшественницу Heroes of Might and Magic, и при этом не навредить её классическим механикам. От той же HoMM «Легенда» отличалась ненавязчивым юмором и лёгкой «сказочной» атмосферой, хотя за простодушной внешностью скрывалась вполне серьёзная пошаговая стратегия.

Почти у каждого существа были особые навыки, с которыми нужно умело комбинировать магию и способности героя. А неправильная прокачка уже на среднем уровне сложности могла серьёзно помешать прохождению: даже обычные монстры порой давали прикурить — что уж говорить про гигантских боссов вроде Кракена или гигантской черепахи? Здесь позволяли даже завести семью и получать от жены и детей бонусы. А потом передумать, развестись — и отдать пятую часть накопленного золота в качестве алиментов.

Batman: Arkham Asylum, 2009 год

Бэтмену всегда везло на видеоигры «по мотивам» больше, чем его коллегам по супергеройскому цеху. Приличные проекты о Тёмном рыцаре можно было найти ещё на 8-битных консолях, чем не могут похвастать, например, Спайди или Супермен. А в 2009 году Rocksteady Studios доказали, что игра про мстителя в плаще может быть не просто «приличной», но блестящей. Умные загадки, затягивающая история, простой, но зрелищный экшен, компактный и насыщенный открытый мир, шикарные битвы с боссами, встроенная энциклопедия — здесь было всё или почти всё, что должно быть в игре про Бэтмена. А чего не было, то появилось в Arkham City — это редкий пример идеального продолжения, что оказалось лучше оригинала почти во всём.

Machinarium, 2009 год

Чешская студия Amanita Design всегда делала очень необычные игры: тихие, меланхоличные, изящные и выверенные до каждого пикселя. Но талант Якуба Дворски, уже подарившего миру знаменитую Samorost, ни в одной игре не раскрывался столь же ярко, как в Machinarium. На первый взгляд, обычный инди-квест про роботов, а вот на поверку — грустная и одновременно светлая сказка, рассказанная, как обычно, без единого слова. Проект стал шедевром благодаря шикарному арт-дизайну, ярким персонажам и остроумным головоломкам.

Super Meat Boy, 2010 год

К моменту, когда вышла Super Meat Boy, времена двухмерных платформеров, казалось, давно закончились. Но когда кажется, креститься надо: кровавая скоростная аркада «зубодробительной сложности», как любили писать в тогдашней Мании, мгновенно влюбила в себя фанатов хардкора. Да и просто всех, кто в видеоиграх ставит на первое место отточенные, идеально смазанные механики, а не сложный сюжет или реалистичную графику. Впрочем, милая стилизованная картинка с тех пор ни капли не постарела, так что погрузиться во времена действительно сложных платформеров можно хоть сейчас.

Bulletstorm, 2011 год

Студия People Can Fly , где трудятся авторы небезызвестной Painkiller, своими творениями доказывает две вещи. Во-первых, «польский шутер» — это далеко не всегда ругательство. Во-вторых, драйвовые, агрессивные и попросту «мясные» FPS ещё рано списывать со счетов. В конце концов, ради чего мы играем в такие игры? Ради по-хорошему дурацких историй, больших пушек, разнообразных способов расправы над врагами и безумной брутальности. Всего этого у Bulletstorm с избытком.

XCOM: Enemy Unknown, 2012 год

XCOM — это не просто ремейк древней пошаговой тактики. Нет, это хитроумная, отточенная, идеально выверенная и одновременно очень динамичная пошаговая тактика, глубоко модернизировавшая концепцию первоисточника. XCOM — это игра, чья механика по сей день остаётся стандартом для всех современных тактических стратегий. Её практические решения обрели такую популярность, что даже автор оригинальной X-Com Джулиан Голлоп в своей новой игре Phoenix Point взял за основу именно двухфазную боёвку детища Firaxis Games.

The Last of Us, 2013 год

Лебединая песня PlayStation 3 , один из главных аргументов в вечном споре « Sony против Microsoft » и просто незабываемая игра талантливой студии Naughty Dog. После ярких и солнечных Uncharted мрачная постапокалиптическая The Last of Us смотрелась очень мощно и свежо. Настолько, что если и не в оригинал, то в переиздание для PS4 поиграть точно стоит. Особенно в преддверии выхода продолжения.

Divinity: Original Sin, 2014 год

Путь, который выбрали современные RPG, по душе не всем. Игры Bethesda или BioWare , конечно, хороши, но во всех этих открытых мирах и нелинейных сюжетах не наберётся и малой толики той свободы, что дарила игрокам компьютерная классика… не говоря уж о настольных ролёвках. А вот бельгийцы из маленькой Larian Studios сделали всё как в старые добрые времена: поставили перед игроком проблему и сказали «разбирайся как хочешь». Вот тебе куча (не всегда очевидных) механик, открытый мир и возможность общаться хоть с призраками, хоть с быком-предсказателем — дерзай. Осталось добавить к этой формуле кооперативное прохождение — и разработчики сорвали банк. К сожалению, до звания ролевой игры года Divinity немного не дотянула, но тремя годами позже это исправил её сиквел. И он же, к слову, стал игрой 2017 года по версии Игромании.

DiRT Rally, 2015

Единственный симулятор в нашей подборке, но уж будьте уверены, он здесь неспроста! Узкие и опасные трассы, никакой модной перемотки времени и убийственная сложность — без предварительной настройки авто и умения пользоваться ручником здесь делать нечего. Чтобы играть в DiRT Rally как следует, нужно сперва научиться в неё играть — а на это может уйти не один десяток часов. Зато вознаграждает она сполна: множеством автомобилей, асинхронным мультиплеером, чувством победы и над соперниками и над самим собой.

Bloodborne, 2015

Пожалуй, ни одна студия-разработчик не получала от игроков такую безграничную любовь и всепожирающую ненависть одновременно, как FromSoftware. Их Dark Souls стала настоящим культурным явлением, доказав, что большая, глубокая и при этом дьявольски сложная RPG может рассчитывать не только на высокие оценки критиков, но и на неплохие продажи. А Bloodborne одновременно и похожа на Dark Souls, и серьёзно от неё отличается: она более быстрая, агрессивная и колоритная за счёт викторианского сеттинга. Неизменным осталось одно — безжалостная сложность.

Planescape: Torment — Enhanced Edition, 2017

Одна из лучших cRPG всех времён и народов не сумела в своё время получить от Игромании заслуженную десятку, но переиздание исправило эту историческую несправедливость. Безумный, но тщательно проработанный мир, сумасшедшие герои, невообразимый сюжет, самые странные квесты и едва ли не лучшие диалоги в истории компьютерных игр… Про это нет смысла писать — надо играть самому.

А о каких хороших проектах вы узнали благодаря совету Игромании? И каким играм вы сами без колебаний влепили бы оценку «шедевр»? Делитесь воспоминаниями в комментариях — и играйте только в лучшее!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь