Igromania.ru OnAir смотреть прямой эфир

Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии

Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии Спец — Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
Вспоминаем все проекты легендарной компании.
Игроманияhttps://m.igromania.ru/
Спец
115
57250
17.02.2020 17:00  | 
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
В начале февраля BioWare стукнуло двадцать пять. Правда, последние несколько лет для разработчиков выдались тяжёлыми. Фанаты не одобрили ни Anthem, ни Mass Effect: Andromeda, а студию критикуют за нерадивый менеджмент и кранчи.
Но как бы там ни было, BioWare была и остаётся легендой с огромным наследием. За четверть века там разработали 18 тайтлов — и большинство из них вошли в историю как отличные игры, которые заходят и в 2020 году.
К юбилею BioWare мы решили вспомнить каждый из этих проектов. А чтобы было ещё интереснее, проверили их рейтинг на «Метакритике» — и расставили все игры не по порядку выхода, а от худшей к лучшей. В список не попали только Sonic Chronicles: The Dark Brotherhood и Mass Effect Galaxy. Они вышли на портативных платформах — и сравнивать их с ААА-играми было бы нечестно.
А вот остальные 16 вошли в топ — и вы уже наверняка знаете, какая игра должна быть на первой строчке. 

16. Anthem (2019)

Рейтинг на Metacritic: 59
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
Шестнадцатую строчку занимает последняя из игр BioWare — Anthem, мультиплеерная экшен-RPG в открытом мире. И она воплощает в себе сразу все недавние проблемы студии. Игру собирали в адской спешке, концепцию постоянно меняли, а проблемы не успели отшлифовать до релиза.
Но хуже всего то, что Anthem и сама не знает, на что она хочет быть похожа: на ММО в духе Destiny или на сюжетную ролёвку в традициях Mass Effect. Разработчики погнались за двумя зайцами — и не поймали ни одного. Даже в том, что им обычно удавалось лучше всего, — сценарии, персонажи и диалоги — игра не дотянула до уровня предшественниц. А потому ей достаётся звание самого разочаровывающего проекта BioWare.

15. Shattered Steel (1996)       

Рейтинг на Metacritic: 60
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
Предыдущая игра — последняя в послужном списке студии, а эта, наоборот, была «первым блином». Хотя нельзя сказать, что он вышел комом: шестьдесят баллов — это не такой уж плохой рейтинг. Но одно можно сказать точно: Shattered Steel меньше всего похожа на классическую «игру от BioWare». Это просто экшен про мехов с неплохим геймплеем и историей, но именно он проложил разработчикам дорогу в индустрию.

14. Mass Effect: Andromeda (2017)

Рейтинг на Metacritic: 73
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
А вот с тайтла на четырнадцатой строчке начался самый тёмный период в истории BioWare. Кто-то скажет, что он стартовал ещё на Dragon Age: Inquisition, но если она заставила фанатов серии лишь высказывать опасения, то с релизом «Андромеды» они наконец подтвердились. Боёв и затянутых путешествий по локациям стало больше, интересных квестов — меньше, а новые расы и персонажи не сильно отличались от старых. К тому же релизная версия кишела багами и недоработками.
После эпических приключений оригинальной трилогии фанаты ждали, что перезапуск подарит им не меньше ярких эмоций. Но никакого «вау-эффекта» не получилось. «Андромеда» оказалась просто… приемлемой игрой. А «приемлемо» — это, согласитесь, не та планка качества, которой ждёшь от Mass Effect.

13. Dragon Age II (2011)

Рейтинг на Metacritic: 81         
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
На тринадцатой строчке расположилась Dragon Age II. Но несмотря на несчастливый номер, её нельзя назвать плохой игрой. Да, команда BioWare поторопилась выпустить проект на рынок. И именно потому многие локации были сделаны под копирку, бои стали проще, а вся история оказалась куда более камерной. Вместо легендарных подвигов и спасения целого мира — всего лишь приключения одной семьи в отдельно взятом городе.
Но именно этот недостаток одновременно оказался главным достоинством второй части. Благодаря тому, что квесты не размазали по огромному миру, сюжет стал более цельным. Сценаристам удалось построить реалистичную и приземлённую историю, которая показывала мир Тедаса с более личной перспективы. Да и у ярких спутников главного героя было больше времени раскрыть свои характеры. Разумеется, Dragon Age II далеко не идеальна — но она точно не так плоха, как утверждают некоторые фанаты первой части. И рейтинг в 81 балл это только подтверждает.

12. MDK 2 (2000)

Рейтинг на Metacritic: 83         
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
Сейчас BioWare знаменита собственными франшизами, но в начале своего пути она не чуралась развивать и чужие серии. В двухтысячном году она выпустила MDK 2 — игру, которая с виду ну никак не похожа на обычные творения канадцев.
Это весёлый sci-fi шутер, где можно играть за одного из трёх персонажей: космического десантника, учёного либо генномодифицированную собаку с четырьмя руками. Казалось бы, такую игру сложно воспринимать всерьёз, но MDK 2 получила неожиданно высокие оценки. Критики хвалили динамичную и сложную боёвку, уникальные механики каждого героя и впечатляющую по тем временам графику. Даже работая в малознакомом жанре, BioWare отлично справились со своей задачей.

11. Star Wars: The Old Republic (2011)

Рейтинг на Metacritic: 85         
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
А вот Star Wars: The Old Republic оказалась куда более спорным релизом. Игроки мечтали о продолжении Knights of the Old Republic, но получили не традиционную RPG, а… ММО.
По сути, в 2011 году BioWare пошла на такой же риск, как и с Anthem восемь лет спустя. Она попыталась совместить сюжетную глубину своих классических проектов и мультиплеерные механики. И, надо признать, она не так уж плохо справилась. Критики даже называли игру лучшей ММО 2011 года и главной конкуренткой WoW. Проблема была лишь в одном: это оказалась совсем не та игра, которую жаждали фанаты вселенной.

10. Dragon Age: Inquisition (2014)

Рейтинг на Metacritic: 86         
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
В случае с Dragon Age: Inquisition BioWare пошла от обратного. Она постаралась учесть мнение фанбазы, избавиться от недочётов, за которые ругали вторую часть. Но, исправляя старые ошибки, разработчики наделали новых.
Игровой мир стал огромным и разнообразным — но его под завязку забили одинаковыми побочными квестами. Ярких и запоминающихся персонажей хватало — но они оказались так хороши, что основной сюжет на их фоне выглядел безнадёжно скучно. А боевую систему усложнили после второй части, но увели её в сторону ММО-механик.
Тем не менее, Inquisition удалось главное: она сохранила дух «той самой» Dragon Age. И, видимо, поэтому стала «Игрой 2014 года» по версии многих крупных профильных СМИ.

9. Mass Effect (2007)

Рейтинг на Metacritic: 88         
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
К моменту выхода первой Mass Effect BioWare уже заняла серьёзное место в индустрии. Но большую известность студии принесли Baldur’s Gate и Knights of the Old Republic — два проекта, которые были основаны на чужих вселенных. В первом случае игру собирали на базе Dungeons & Dragons, во втором — на наследии Star Wars. Но как бы они ни были успешны, в компании хотели свою собственную франшизу. И им это удалось: в 2007-м вышла Mass Effect.
BioWare выбрала футуристический сеттинг: по сюжету на дворе уже 22-й век, а человечество путешествует между созвездиями и общается с соседями по галактике. Это была первая RPG подобных масштабов на современных консолях — и она положила начало новой эпохе развития студии.

8. Dragon Age: Origins (2009)

Рейтинг на Metacritic: 88
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
А через два года эстафету подхватила и Dragon Age: Origins. Вы уже заметили, что BioWare предпочитает не изобретать велосипед, а работать со знакомым материалом? Если Mass Effect задумали как космооперу наподобие «Звёздных войн», то Dragon Age расположили в фэнтезийном сеттинге — совсем как Baldur’s Gate. И что та, что другая игра не разочаровали ни пользователей, ни критиков. У этих проектов даже одинаковый рейтинг на «Метакритике» — 88 баллов из ста. Но мы всё-таки поставили Dragon Age на одну строчку выше.
Почему? Да потому что у разработчиков было два года, чтобы проанализировать реакцию на Mass Effect и выдать именно то, что точно понравится фанатам. RPG с огромным и отлично прописанным миром, сильным сюжетом и глубокой ролевой системой, где каждый выбор имеет реальные последствия.
Всё это, разумеется, было и в Mass Effect. Но у неё нашлись и слабые стороны: не самая удобная боёвка, скучноватый режим исследования и прочие технические проблемы. И как раз от этих недостатков разработчики максимально избавили Origins.

7. Jade Empire (2005)

Рейтинг на Metacritic: 89
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
Но Mass Effect не была их первой попыткой создать свою собственную вселенную. Ещё в 2005 году вышла Jade Empire. В каком-то смысле она тоже походила на «Звёздные войны» — но уже не как космоопера, а как героический эпос про борьбу тёмных и светлых сил. А вот место действия максимально отличалось: новую вселенную построили на эстетике Древнего Китая. Ещё одна ключевая фишка игры — боёвка: её основали на восточных единоборствах, а потому сражения там были в духе гонконгских боевиков и регулярно отсылали к фильмам с Джеки Чаном.
Увы, сейчас Jade Empire оказалась в тени всё тех же Mass Effect и Dragon Age — и незаслуженно редко всплывает в разговорах о наследии BioWare. А между тем эта мистическая история ничуть не хуже всех остальных признанных шедевров студии.

6. Neverwinter Nights (2002)

Рейтинг на Metacritic: 91
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
Следующая пара игр опять дышит друг другу в затылки. И у Neverwinter Nights, и у Baldur’s Gate по 91 баллу на «Метакритике». Но если уж выбирать, какая из них должна остаться на шаг позади, то это точно будет Neverwinter Nights.
Пожалуй, это самая недружелюбная к игроку RPG за всю историю BioWare. А всё потому, что её построили на основе правил Dungeons & Dragons — как и Baldur’s Gate. Но если в «Балдуре» основной упор пришёлся на сюжет, то в Neverwinter Nights разработчики сосредоточились на продвинутых механиках и боёвке настольной D&D. И хотя игра могла похвастаться отличной графикой и звуком, одиночная кампания не выдерживала никакого сравнения с обеими частями Baldur’s Gate. Персонажи получились клишированные, а сюжет и локации — просто ничем не примечательные. Но уникальной фишкой Neverwinter Nights стал вовсе не одиночный, а многопользовательский режим: туда основные механики D&D улеглись куда лучше. Фанаты настолки могли сами строить новые кампании в виртуальном мире, а потом ещё и проходить их с друзьями по сети — и это в 2002 году.

5. Baldur’s Gate (1998)

Рейтинг на Metacritic: 91
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
А вот Baldur’s Gate куда больше похожа на ту самую «классическую игру от BioWare». Именно она и сформировала этот типаж. Как и во многих последующих тайтлах студии, мы создавали оригинального персонажа и отправляли его искать приключения в огромной вселенной, полной неразгаданных секретов. А по дороге собирали целую команду ярких сопартийцев, сражались с фантастическими монстрами и определяли судьбу целого мира. Более того, по окончании истории можно было перенести своего персонажа прямиком в следующую часть. Эта же механика позже появилась и в Mass Effect.
Сейчас Baldur’s Gate, конечно, уже не так впечатляет, как двадцать лет назад. Но для своего времени она стала настоящим прорывом. А заодно сформировала золотой стандарт качества BioWare, которого студия придерживалась ещё очень много лет.

4. Mass Effect 3 (2012)

Рейтинг на Metacritic: 92
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
Именно этот золотой стандарт фанаты припомнили разработчикам через тринадцать лет, когда вышла Mass Effect 3. У критиков не было к ней никаких особых претензий — рейтинг в 92 балла это подтверждает. А вот фанатское сообщество было в ярости. Причём даже не от самой игры, а от нелогичной концовки, которая свела на нет все предыдущие выборы и старания игрока. И хотя основных вариантов развязки было три, а с мелкими отличиями их и вовсе набиралось шестнадцать, публику не устроил ни один из них.
Тем не менее, это всё ещё была исключительно качественная игра — и, если бы не концовка, она наверняка оказалась бы куда выше в этом списке. BioWare упаковала в третью часть все лучшие наработки: удались и пафосные эпичные моменты, и маленькие личные истории персонажей. Но, к сожалению, сценаристы напортачили, и любимая всеми трилогия Mass Effect завершилась на очень громкой ноте — но не на чистой и торжественной, как все надеялись, а на фальшивой.

3. Star Wars: Knights of the Old Republic (2003)

Рейтинг на Metacritic: 93
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
Вот мы и добрались до тройки лучших игр BioWare — бронза достаётся Star Wars: Knights of the Old Republic. И она была настолько хороша, что некоторые фанаты называют её не просто лучшей игрой по вселенной, а лучшей историей в мире Star Wars.
Причём чтобы сделать сюжет интересным для широкой аудитории, сценаристам не понадобились ни Люк, ни Дарт Вейдер. Сюжет Knights of the Old Republic развернулся за тысячи лет до их рождения. И если вы играли в другие RPG от BioWare, то уже можете себе представить, насколько захватывающие приключения можно пережить в этой версии далёкой-далёкой галактики.
В общем, если Baldur’s Gate сформировала уникальный стиль студии, то именно Knights of the Old Republic принесла ей мировую славу.

2. Baldur’s Gate II: Shadows of Amn (2000)

Рейтинг на Metacritic: 95
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
Серебро в нашем топе забирает Baldur’s Gate II: Shadows of Amn. Двадцать лет назад она стала идеальным сиквелом для первой части — и образцом, на который ориентировались разработчики многих будущих RPG.
Всё, что было хорошего в оригинальной Baldur’s Gate, развили и дополнили. Разговорчивые спутники, изобретательные сайд-квесты, убедительные злодеи, отчаянные сражения и спасение мира… Словом, каждый элемент, за который мы и по сей день хвалим Skyrim или «Ведьмака», был ещё в Baldur’s Gate II.
И стоять бы ей на вершине пьедестала, не будь в портфолио BioWare ещё одного легендарного сиквела. Такого, который уже не просто хорошо дополнил оригинал, а вывел всю франшизу на новый уровень.

1. Mass Effect 2 (2010)

Рейтинг на Metacritic: 95
Все игры BioWare — от худшей до лучшей. Топ к 25-летию студии
Речь, разумеется, про Mass Effect 2. В отличие от первой части, она сосредоточена уже не столько на угрозе Жнецов, сколько на пёстрой компании Шепарда. Сюжет раскрывается не через абстрактные речи о будущем всей галактики, а через истории ваших же спутников и друзей.
Чтобы собрать достойную команду по спасению мира, надо окунуться в личные проблемы каждого сопартийца. Причём их квесты на лояльность не оторваны от основного сюжета — они буквально его развивают. И если вы не потратите достаточно времени на то, чтобы получше узнать каждого члена команды, то рискуете погубить всех своих напарников.
Именно эта находка разработчиков стала ключевой для успеха Mass Effect 2. Сюжет не просто сопровождает геймплей, как это происходит в большинстве игр подобного жанра. Наоборот, геймплей буквально зависит от сюжета. Первая Mass Effect была то зрелищным боевиком с кучей взрывов, то трагичной историей отдельных персонажей — но почти никогда и тем, и другим одновременно. А вот во второй части команде BioWare удалось нащупать этот хрупкий баланс. И, кажется, с тех пор ей так ни разу и не удалось повторить этот фокус.
Именно за это достижение Mass Effect 2 и получает место на самой верхушке нашего списка.
А какую игру вы сами назвали бы лучшей за всю историю студии? И какое, по-вашему, будущее ждёт компанию BioWare? Обязательно расскажите нам в комментариях.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Екатерина Жорова
Екатерина Жорова
Редактор Игромании с 2016 года. В споре о том, что важнее — геймплей или нарратив, — однозначно выбирает второе (хотя лучше всего, конечно, когда они неделимы). И скептично относится к попыткам делить игры на «плохие» и «хорошие»: любой проект ценен, пока хоть один человек на свете получает от него удовольствие.