31 марта 2020Спец
Обновлено 17.05.2023

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Bloodborne, Metro 2033, God of War, Majesty

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Bloodborne, Metro 2033, God of War, Majesty - изображение обложка

Вы читаете «Во что мы играли» — ежемесячную рубрику, где мы рассказываем, какие игры выходили ровно пять, десять, пятнадцать и двадцать лет назад. Сегодня мы вспомним, как постигали всю боль бытия в готическом Ярнаме, как выживали в лабиринтах московского метро, как истребляли пантеон греческих богов и как учились управлять фэнтезийным королевством.

5 лет назад — Bloodborne

Разработчик : From Software

Издатель : Sony

Платформа : PS4

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Bloodborne, Metro 2033, God of War, Majesty - фото 1

Пять лет назад на PS4 вышла Bloodborne от Хидетаки Миядзаки. Уже тогда он считался одной из немногих персон в индустрии, одинаково боготворимых как игроками, так и критиками. Благодаря ему любая игра FromSoftware сегодня обязательно становится событием. Причём в его геймдизайне нет ничего невероятного. Высокая, но посильная сложность. Достойная награда за любопытство. Челлендж как основа игрового процесса и необходимость думать не только спинным, но и головным мозгом. Всё это было в Demon s и Dark Souls и всё это перешло в Bloodborne.

Жестокость здесь по-прежнему возведена в абсолют, схватка даже с первым противником может порвать шаблон новичку, а худо-бедно разобраться в истории получится разве что одному из сотни. Короче говоря, тот, кто уже не раз просыпался в Прибежище нежити, чувствовал себя в викторианском Ярнаме как дома.

В то же время игра по сравнению с Dark Souls стала гораздо изящнее и динамичнее. Боевая система избавилась от щитов и магии. Чтобы выжить и победить, нужно было уклоняться, парировать и быстро контратаковать. Ну а мир пусть и потерял в масштабах, выиграл в цельности. Даже здешняя готическая архитектура выглядела куда легче и лаконичней, чем средневековые замки Лордрана.

10 лет назад — Metro 2033

Разработчик : 4A Games

Издатель : THQ / Deep Silver

Список платформ : PC, PS3, PS4, Xbox 360, Xbox One, Switch

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Bloodborne, Metro 2033, God of War, Majesty - фото 2

Перемещаемся ещё дальше в прошлое: «Метро 2033» по одноименной книге Дмитрия Глуховского, которая в своё время стала для российской фантастики если не прорывом, то уж точно знаковым событием. Причем главным и чуть ли не единственным достоинством среднего в художественном плане романа был сеттинг — традиционный и свежий одновременно. Образ постъядерного метро вышел настолько живым и ярким, что сам просился на экраны: не важно, в формате кино, сериала или игры. Повезло именно нам, геймерам.

Хотя на самом-то деле шутер у украинской 4 A Games вышел не слишком впечатляющий. Выходцам из GSC Game World не удалось сделать ни выдающуюся стрельбу, ни внятный стелс, ни запоминающиеся уровни. Казалось бы, очередной коридорный FPS из Восточной Европы — да не тут-то было.

Исследовать темноту тоннелей, бродить по мирным станциям, истреблять мутантов и прятаться от фашистов оказалось очень весело. Немалую роль в этом сыграл проработанный мир и его мирные жители. Нельзя не вспомнить и об элементах иммерсивного геймплея: менять кассеты в противогазе или подкачивать баллон пневматической винтовки требовалось вручную. Всё это создавало чувство вовлеченности, воспроизводило тот самый густой дух книжного оригинала и делало то, на чём серия держится и по сей день.

15 лет назад —God of War

Разработчик : Sony Santa Monica

Издатель : Sony

Список платформ : PS2, PS3, PS Vita

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Bloodborne, Metro 2033, God of War, Majesty - фото 3

Пятнадцать лет назад. God of War. Да, вы правильно услышали, пятнадцать лет назад на PlayStation 2 вышла одна из самых значимых для индустрии игр.

God of War — это история о мести, которая вышла из-под контроля, да так под него обратно и не зашла. Уже в первой части серии размалёванный как Пеннивайз полуголый спартанец перерезал народу больше, чем все персонажи дедушки Гомера. Под горячую руку попали и боги, и титаны, и легендарные чудовища, а уж циклопов, кентавров, гарпий и прочих вымирающих видов и вовсе не счесть. К тому же всё это создавалось задолго до того, как PlayStation-эксклюзивы начали презрительно называть «кинцом». Так что экшен был сложным и разнообразным, испытания — в меру трудными, а головоломки — не самыми глупыми.

В общем, у Santa Monica Studio всё получилось настолько мощно, эпично и зрелищно, что ни устаревшая графика, ни фиксированная камера, ни QTE не мешают порубиться в ремастер и сегодня.

20 лет назад —Majesty: The Fantasy Kingdom Sim

Разработчик : Cyberlore Studios

Издатель : Hasbro

Платформа : PC

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Bloodborne, Metro 2033, God of War, Majesty - фото 4

Ну и наконец, 20 лет назад мы играли в Majesty: The Fantasy Kingdom Sim. Это стратегия с непрямым управлением, более всего похожая на смесь Settlers и Warcraft. И едва ли не самая необычная представительница и без того нетипичного жанра. Дело в том, что подзаголовок The Fantasy Kingdom Sim игра получила неспроста. Здесь игрок не выбирает, какое именно дерево срубить крестьянину, какой спелл кинуть магу и в какой бордель пойти эльфу. Мы лишь решаем, что строить, открываем новые заклинания, да высказываем монаршие повеления. А уж как их исполнять, обычные люди и герои решают самостоятельно.

Герои здесь — это не жалкие куклы без собственной воли, а своенравные, жадные и в большинстве своём глубоко порочные существа, у которых по каждому вопросу есть собственное мнение. Бесплатно истреблять каких-нибудь троллей здесь согласны разве что редкие паладины. Все остальные и пальцем не пошевелят, пока правитель не назначит достойную награду. К счастью, полученные деньги герои склонны моментально спускать в королевских же игорных домах и кабаках, так что, по крайней мере, часть расходов возвращается. Непривычная экономика, но это лишь начало. Стоит игроку немного освоиться в хозяйственных тонкостях, как из канализации начинают лезть крысолюди, следом с кладбища прут армии живых мертвецов, а потом юный рейнджер, спасаясь бегством, ненароком приводит в город армию гигантских пауков…

В общем, скучно в волшебной стране не бывает. А уж хитростей, нюансов и, самое главное, возможностей косвенное управление таит в себе целую прорву. Попробовать «симулятор фэнтезийного королевства» или его разработанное в России продолжение есть смысл и сегодня — хотя бы ради уникальной механики.

На этом всё. А во что вы играли в марте пять, десять, пятнадцать и двадцать лет назад? Расскажите в комментариях!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь