29 апреля 2020Спец
Обновлено 17.05.2023

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Mortal Kombat X, Splinter Cell: Conviction, Psychonauts, The Legend of Zelda: Majora's Mask

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Mortal Kombat X, Splinter Cell: Conviction, Psychonauts, The Legend of Zelda: Majora's Mask - изображение обложка

Вы читаете «Во что мы играли» — ежемесячную рубрику, где мы вспоминаем, какие игры выходили ровно пять, десять, пятнадцать и двадцать лет назад. В апрельском выпуске мы полюбуемся жестокостью Саб-Зиро, навестим старика Сэма Фишера, а ещё вспомним парочку любимых героев из первой половины двухтысячных: очкастого Раза из «Психонавтов» и Линка из «Легенды о Зельде».

5 лет назад — Mortal Kombat X (13 апреля 2015)

В этом апреле у Mortal Kombat X первый юбилей: пять лет с релиза. А кажется, только пару лет назад все сходили по ней с ума — и мы в том числе! Наш ролик про самые жестокие фаталити MKХ и по сей день остаётся одним из самых популярных на YouTube-канале Игромании: вы уже набили там почти восемь миллионов просмотров.

И, согласитесь, игра заслужила такой хайп. Десятая часть подарила фанатам чувство, что они вернулись к «той самой» легендарной Mortal Kombat. Только на этот раз она была ещё и максимально эпичная, кровавая и зрелищная. Боевую систему из девятой части подправили и довели до совершенства, а новые герои оказались не просто декоративными болванчиками, а яркими и самостоятельными бойцами.

Правда, на релизе у MKХ были проблемы с ПК-версией, зато консольщики сразу получили почти идеальную игру — и отрывались по полной с первых дней. А вы были в их числе?

Если судьба вселенной вам не столь важна, как сам процесс поединка, то поводов для расстройства не предвидится. Новая механика немного усложнила те элементы, что были в прошлой игре, добавила динамики и разнообразия. Запас прочности в механике заложен на годы — лишь бы сервера справлялись.

Из рецензии Игромании на Mortal Kombat X

10 лет назад — Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction (13 апреля 2010)

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Mortal Kombat X, Splinter Cell: Conviction, Psychonauts, The Legend of Zelda: Majora's Mask - фото 1

А вот Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction не подарила фанатам такого однозначного удовольствия: десять лет назад авторы серии выкинули из неё почти весь стелс и заменили его на экшен. В итоге Сэм Фишер превратился из осторожного, почти невидимого спецагента в… настоящего рубаку. Вместо того, чтобы тихо красться по уровням, он спокойно перестреливался с врагами в открытых стычках. То, что в предыдущих частях наверняка привело бы к провалу миссии, в Conviction было в порядке вещей. Нарвались на сигнализацию и переполошили всю охрану? Не беда! У Сэма теперь есть дробовик, не говоря уж про дикие объёмы взрывчатки и другого мощного оружия.

Боёвку тесно связали с системой укрытий, а уровни сделали максимально линейными — в общем, получилась скорее фантазия на тему Gears of War , чем классическая Splinter Cell. Но, к счастью, ещё через пару лет выяснилось, что Ubisoft всё-таки не готова навсегда расстаться со стелсовыми корнями своей франшизы. В 2013 году вышла Splinter Cell: Blacklist, где Сэм Фишер вернулся к своим обычным занятиям: прятался в тёмных углах, ползал по вентиляционным шахтам и усыплял врагов издалека. Остаётся надеяться, что он и дальше будет заниматься тем же самым. Если у серии, конечно, вообще появится продолжение.

В 2002 году первая часть Tom Clancy’s Splinter Cell начиналась с длинного туториала, где рассказывали, как проскользнуть мимо камер, почему лучше ходить по бетону, а не по гравию, а также заставляли красться короткими шажками. В Conviction от нас требуют месить чужое лицо об писсуар, выкидывать зевак из окон и снимать трех противников за раз. Ко всему прочему, на каждом уровне лежит большой ящик с пистолетами, автоматами, дробовиками, гранатами… Splinter Cell изменился — возможно, навсегда. Это больше не стелс, а бодрый линейный экшен с укрытиями, мордобоем и шпионскими гаджетами. Хорошо это или плохо — зависит от ваших личных предпочтений и отношения к серии: новички, мы уверены, серьезного дискомфорта точно не испытают. Но мы все-таки испытываем легкую досаду: сегодня стелс-игр почти не делают, и лишаться одного из немногих представителей самого интеллигентного поджанра экшенов — просто обидно.

Из рецензии Игромании на Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction

15 лет назад — Psychonauts (19 апреля 2005)

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Mortal Kombat X, Splinter Cell: Conviction, Psychonauts, The Legend of Zelda: Majora's Mask - фото 2

Похожий вопрос можно адресовать и Psychonauts— легендарному платформеру от Тима Шейфера, создателя Full Throttle и Grim Fandango. Оригиналу в этом месяце исполняется пятнадцать лет — а вторая часть хоть и анонсирована, но выйдет непонятно когда. Её ждали ещё в 2019-м, потом релиз перенесли на 2020-й, а теперь вся команда вообще перешла на удалённую работу — и неизвестно, сколько ещё времени ей понадобится.

Так или иначе, юбилей первой части — отличный повод познакомиться с этим необычным тайтлом: несмотря на то, что на релизе Psychonauts провалилась в продаже, это одна из лучших игр 2005 года. Во-первых, это просто смешная и изобретательная история с «дикими, но симпатичными» персонажами. А во-вторых, это ещё и очень талантливый проект с точки зрения геймдизайна. Главному герою нужно забираться в головы других людей, чтобы разбираться с их проблемами или узнавать важные секреты. Таких уровней в игре десять, и ни один не похож на другой — ни с виду, ни по механикам. У кого-то внутренний мир — это, например, гигантский чёрно-белый куб. У кого-то — целый мегаполис, который вы будете крушить, как Годзилла. А у кого-то — тихий пригород, где не работают законы физики, а дороги изгибаются во всех возможных плоскостях.

Словом, это по-настоящему безбашенная игра, которую явно делали от души, а не просто на продажу. И если вам нравятся добрые фантастические сказки в духе Beyond Good & Evil, то «Психонавты» тоже зайдут на ура.

Удивительно, но до сих пор идея поместить игрока во внутренний мир игровых персонажей практически нигде не использовалась. Со времен American McGee’s Alice не было ни одной такой игры, и с чем это связано — решительно непонятно. Ведь это просто сказка для любого дизайнера: придумывай, что хочешь, место найдется даже самым бредовым фантазиям — в воображаемом мире возможно все.

Дизайнеры Double Fine Productions использовали эту возможность по полной программе. Тим Шейфер и его сотрудники никогда не жаловались на слабое воображение, но в Psychonauts они прыгнули выше своей головы. Каждый уровень здесь — настоящее произведение искусства, выполненное в уникальном стиле. У всех персонажей роятся в голове свои собственные тараканы.

Из рецензии Игромании на Psychonauts

20 лет назад — The Legend of Zelda: Majora’s Mask (27 апреля 2000)

Во что мы играли 5, 10, 15 и 20 лет назад: Mortal Kombat X, Splinter Cell: Conviction, Psychonauts, The Legend of Zelda: Majora's Mask - фото 3

А двадцать лет назад вышла одна из лучших игр в линейке The Legend of Zelda — Majora’s Mask. Эксклюзив для Nintendo 64 был сиквелом знаменитой Ocarina of Time, но работал по довольно нестандартным для серии правилам. В Majora’s Mask Линк оказывается в своеобразном «Дне сурка» : на то, чтобы пройти все данжены и спасти мир, ему отведено всего три внутриигровых дня — в реальном времени это чуть меньше часа. И если не успеть решить все проблемы к сроку, на планету упадёт луна. К счастью, после событий прошлой игры Линк умеет перематывать время, так что после каждой неудачи он просто возвращается на три дня назад и начинает путешествие сначала. А в решении головоломок ему помогают маски, которые как раз и подарили проекту название. Надевая каждую из них, главный герой обретает разные способности: например, летать, кататься по земле или плавать под водой.

Но Majora’s Mask запомнилась игрокам не только новыми механиками. Поменялся сам тон повествования: сюжет в этой части куда более мрачный и приземлённый, чем в её предшественницах. Да и тикающий таймер не даёт расслабиться ни на минуту: он постоянно напоминает игроку, что на нём лежит ответственность за выживание целого мира. А потому и эмоций от прохождения остаётся куда больше.

Кстати, в 2015 году игру перевыпустили для портативной консоли 3DS — так что её всё ещё можно пройти своими руками.

На этом наша ретроспектива подходит к концу. А во что вы играли в апреле пять, десять, пятнадцать и двадцать лет назад? Обязательно расскажите в комментариях.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь