Igromania.ru

Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey

Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey Железный цех — Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
Разбираем плюсы и минусы популярных облачных сервисов.
Игроманияhttps://m.igromania.ru/
Железный цех
17
34074
19.08.2020 13:40  | 
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
Об облачном гейминге сегодня говорят часто и помногу. Даже операторы сотовой связи ввязались в это дело: сейчас есть предложения и от «Билайн», и от «МТС», и даже чуть-чуть от «Мегафона». Впрочем, они скорее играют роль рекламной площадки и средства расширения аудитории. Я же расскажу о тех сервисах, которые непосредственно предоставляют услугу облачного гейминга на территории России: как они работают, что предлагают и что стоит выбрать. Список будет такой: Drova.io, Playkey, Loudplay, Playincloud и GFN.ru.

Как это работает

Сразу оговорюсь, что под облачным геймингом сегодня понимают разное: и игры без скачивания, и трансляцию с домашнего компьютера на ТВ или мобильные телефоны, и удалённую аренду железа. Здесь я буду говорить только о последнем.
Спасибо за облачный гейминг надо сказать NVIDIA: именно она два года назад допилила технологию передачи данных между удалёнными компьютерами, а также изобрела в своё время чипы NVENC, которые отлично подходят для стриминга видео.
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
Как итог, схема сегодня выглядит так: на свой компьютер — практически любой мощности — вы ставите программу, которая умеет принимать видеопоток с удалённого сервера и отправлять на него команды с клавиатуры и мышки или геймпада.
На удалённом сервере, который по сути является обычным игровым ПК, установлена аналогичная программа, которая принимает ваши команды и отправляет вам видео напрямую с видеокарты. То есть механизм почти такой же, как в обычном компьютерном клубе, где вы арендуете чужую машину. Единственное отличие в том, что не надо никуда ходить, а играть можно хоть на даче, хоть на море — был бы интернет и низкий пинг.
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
Я не просто так называю облачный гейминг именно «арендой ПК»: доступ вам дают только к железу, а игры вы приносите с собой. При коннекте с удалённой машиной открывается Steam, Origin, EGS или GOG, вы заходите туда с личного аккаунта и запускаете то, что купили. Да, вы сейчас правильно прочитали: платить надо и за игры, и за аренду железа. Легального варианта «всё в одном» пока не придумали — если, конечно, не брать в расчёт free-to-play проекты. Они, естественно, бесплатны.
Условия теста
Чтобы банально не спалиться и не получить приоритет от поставщиков услуг, я до окончания тестов не обращался напрямую ни к одному из сервисов и платил за них сам. Машины использовались две: игровой компьютер на Core i7-4770K и стремительно устаревающий рабочий ноутбук на двухъядерном Intel Core i7-4450U с 4 ГБ оперативки. Место тестов — Москва. Интернет — 100 Мб/с. На основном ПК — провод. На ноутбуке — WiFi 802.11ax на 5 ГГц с пропускной способностью 75 Мб/с.

DROVA.io

Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
Не буду скрывать: с облачными сервисами я уже работал, но в последний раз запускал их ещё на европейской бете GeForce Now, так что впечатлений по большим компаниям лично у меня не осталось. Поэтому текущий материал я буду строить от малого к большему, чтобы условный GFN с его миллиардными вложениями не испортил впечатления от более скромных сервисов.
Начну с самого необычного предложения на рынке: Drova.io. Интересно оно тем, что у компании нет собственных компьютеров или серверов. Она работает по принципу коннекта между пользователями и называет эту схему P2P. Смысл вот в чём: ПК в аренду сдают такие же игроки, как и мы с вами, но, естественно, не просто так, а за 80% от оплаты. Со стороны же пользователя всё выглядит стандартно: ставим программу от Drova.io, выбираем, во что хотим поиграть, коннектимся, вводим пароль от Steam или любого другого сервиса и наслаждаемся.
Чисто в теории у такого подхода огромное количество плюсов. Во-первых, на своём личном компьютере можно зарабатывать деньги. Во-вторых, у сервиса гораздо больший охват регионов, чем у конкурентов. Если почти все крупные компании физически находятся в Москве, и пинг из других городов оставляет желать лучшего, то у Drova.io есть сервера в 31 городе России, начиная с Новокузнецка и заканчивая Магнитогорском. В-третьих, сама схема предполагает, что сеть растёт, и с каждым месяцем качество будет всё выше и выше.
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
На практике же всё немного менее радужно. Во-первых, серверов — или, как их называют, «мерчантов» — не так много. На момент написания материала рабочих машин была 21 штука. Во-вторых, сами Drova.io ни за что особо не отвечают: качество соединения, работоспособность, онлайн и обновления — забота арендодателей. Если что-то идёт не так, Drova.io предлагают обратиться к «мерчанту». Для этого есть сервер Discord, в котором вы пишете владельцу машины о своих проблемах. Ну а он, соответственно, может эти проблемы решить, а может и нет — зависит от его желания.
Это накладывает отпечаток как на стабильность, так и на доверие к сервису. То есть, скажем, отправляя свои логины и пароли компании уровня GFN.ru, лично я не особо переживаю за привязанные к аккаунту карточки. А вот здесь я уже и двойную аутентификацию поставил, и карты все от аккаунтов отвязал, и после каждой игры заставлял Steam принудительно выходить со всех машин, потому что после завершения сессии на удалённом компьютере выйти из аккаунта никто не предлагает. Но опустим этот момент: возможно, тут уже моя личная паранойя.
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
Требования к машине игрока у Drova.io такие же, как у остальных компаний: ПК должен тянуть FHD видео, закодированное кодеком H.264. Собственно, так умеют делать все современные процессоры Intel, начиная с Sandy Bridge (Core 2000), видеокарты NVIDIA со встроенным чипом NVENC, который впервые появился с архитектурой Kepler (GeForce 600), а также платы AMD, начиная с Radeon 2100. Короче, если вашей машине меньше восьми лет, то, скорее всего, она потянет любое облако. Главное, чтобы скорость интернета была выше 30 Мб/с.
Дальше надо зарегистрироваться и скачать программу. Банковскую карточку можно сразу не подвязывать — практически на всех серверах есть бесплатные 20 минут, и можно, не тратя денег, посмотреть, будет у вас всё работать или нет. Дальше уже придется платить. На момент написания материала стоимость была 25 рублей в час. Но на сайте указано, что это временная скидка, и цена поднимется до 48 рублей. Для сравнения: в компьютерных клубах за то же время просят от 50 до 100 рублей. Отметим, что пакетных предложений на официальном сайте нет, но они есть у партнёров. Drova.io сейчас дружит с «МТС», и для абонентов действуют тарифы с возможностью подписаться сразу на месяц за 1000 рублей.
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey

Drova.io — готовимся

После старта программы тебя перекидывает на сайт к списку доступных проектов. Там ты, в теории, выбираешь нужный, кликаешь по нему, переходишь к перечню доступных серверов и коннектишься к тому, что поближе. К сожалению, реальность немного иная — и связано это с тем, что за всё отвечают пользователи-«мерчанты».
Начнём с того, что игра должна быть заранее установлена на арендуемом компьютере. То есть владелец ПК обязан на своей стороне скачать и полностью обновить до актуальной версии все тайтлы. Так как речь идёт о лицензионных проектах, то их надо ещё и купить. Поэтому на одном сервере может стоять 50 игр, на другом — три-четыре. В среднем, правда, количество укладывается примерно в 15-30 проектов на машину.
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
Ещё одна проблема в том, что один «мерчант» — один коннект. Если ПК занят, то придётся ждать, пока он освободится. На это накладывается и то, что далеко не все «мерчанты» держат компьютеры онлайн 24/7: кто-то их просто отключает, кто-то использует для своих нужд и «поднимает» от случая к случаю.
В итоге из списка сервиса в 364 игры на момент написания этих строк 149 были недоступны. Теоретически проблема решаема: Drova предлагает писать в чат Discord запрос на игру (она может быть и не из списка на сайте), и, возможно, на него откликнется кто-то из «мерчантов» и пойдёт устанавливать нужный тайтл. Ну а так как отношения с владельцем машины тут личные, то «мерчант» может поставить необходимое даже из-под вашего аккаунта. Тут как договоритесь.
Арендодатели действительно реагируют на просьбы и устанавливают запрашиваемые игры в течение дня. Отдельно отмечу, что наиболее популярный сервис здесь — это Steam, также нередко встречается Origin, а вот EGS работает поскольку-постольку. Халявных GTA 5, Ark: Survival Evolved и Civilization VI я не нашёл. Пишут, что они не запускаются на удалённых машинах через EGS, хотя нормально работают через Steam.

Drova.io — играем

Опустим проблемы общего характера и перейдём к действию. После того, как игра найдена, и под неё есть сервер, вы просто нажимаете кнопку Play. Запускается софт Drova.io, который подключает вас к удалённому компьютеру, и после этого всё работает так, будто ПК стоит у вас дома. На рабочем столе открывается Steam, вы вводите логин/пароль, и, если игра полностью обновлена, она стартует без всяких скачиваний и ожиданий. О мощности железа можно не беспокоиться: минимальный порог для «мерчанта» — GeForce GTX 1060, которой до сих пор хватает на любые проекты в Full HD при средне-высоких настройках. Единственная проблема в том, что в систему допускают 3 ГБ версии карт, которые грешат подзагрузками. Впрочем, особо напрягаться по уровню графики смысла нет: вне зависимости от толщины канала картинка при передаче всё равно заметно пережимается.
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
Гораздо важнее пинг до сервера. Правило простое: чем он ниже, тем меньше задержка между нажатием на кнопку и реакцией персонажа. К сожалению, до запуска определить задержку до той или иной машины невозможно. Но, опять же, есть правило: чем ближе к вам расположена система, тем отзывчивее будет коннект.
Это не значит, что если в вашем городе нет «мерчантов», то погонять не получится. К примеру, я вполне сносно из Москвы играл в Ark: Survival Evolved на сервере в Ярославле, за 260 км от меня. И в неё же я рубился через Новокузнецк, а до него вообще 3240 км было. Не буду врать: лаги при этом есть, и существенные, но играть всё равно реально. Главное — выбрать правильную игру.
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
Для себя методом проб и ошибок я выделил несколько уровней пинга и игровых жанров. Первый — выше 100 мс — это одно мучение. Между нажатием клавиши и действием проходит катастрофически много времени. В какой-нибудь Slay The Spire порубиться можно, но смысла я не вижу. Второй уровень — коридор в 30-60 мс. Это лаги, которые можно терпеть: Divinity: Original Sin или Cities: Skylines они не мешают. Следующий шаг — 10-20 мс. Это уже нормальная игра в Ark: Survival Evolved, The Witcher 3 или World of в PVE. Ну а лучший пинг — 1-5 мс: с таким уже можно гонять и в Overwatch, и в Apex Legends. Идеальных результатов не достичь, задержки хоть и мизерные, но есть, однако играть и получать от этого удовольствие можно.
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
Отдельно отмечу, что софт у Drova стабильный, и за время тестов не было ни одного разрыва или повышения пинга. Так и хочется сказать, что Drova.io — многообещающий сервис, но есть одна серьёзная проблема: синхронизация сохранений. Она работает из рук вон плохо. Например, мне несколько раз приходилось продолжать чужое прохождение в Pathfinder: Kingmaker, Ark и The Witcher 3.

Drova.io — вывод

Обзор на Drova.io не особо радостный, но я хочу пожелать сервису удачи. Несмотря на огромное количество чисто организационных проблем, у него приятное комьюнити, отзывчивая поддержка и неплохая технологическая база с низким пингом. Для уверенного развития нужно набрать популярности, чтобы было больше серверов, решить проблемы со всеми лаунчерами и облачными сохранениями и организовать правильную поддержку сайта. Пока же Drova.io интересны хорошей географией, ценой и возможностью сдать личный компьютер в аренду.

Playkey

Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
Playkey — один из самых старых облачных проектов в стране. Запустили его в 2014 году, и за это время успели ввести собственную криптовалюту, несколько раз изменить ценовую политику, растерять огромное количество пользователей и пройти путь от классической схемы «большие сервера в офисе» до децентрализованной «берём в аренду чужие ПК и платим владельцам деньги». То есть по бизнес-модели Playkey напоминает «дрова»: платить тоже надо за каждый час, а при желании можно сдать свой компьютер в аренду. Однако, в отличие от Drova.io, всё гораздо аккуратнее и логичнее, серверов больше, список поддерживаемых (читай, установленных) игр шире, и все они актуальны.

Регистрируемся

По механике подключения Playkey тоже похож на конкурента. Регистрируемся, скачиваем программу для трансляций, выбираем игру, отдаём деньги. Оплата почасовая, но минимум можно купить два часа. Максимум — 100 часов. В первом варианте час обойдётся в 80 рублей, во втором — в 60. При этом «месячных» планов нет. Как говорит основатель компании Егор Гурьев, такая модель не случайна.
В их истории был период, когда они продавали месяц за 990 рублей и получали огромные очереди. Примерно 10% пользователей занимали 60% серверного времени. А с учетом, что один час компании обходился в 25 рублей, это было супер невыгодно. Поэтому Playkey пришла к выводу, что сдавать компьютеры дешевле одного рубля за минуту — это прямой путь к разорению.
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
Доступных проектов в Playkey гораздо больше, чем в Drova.io: здесь практически сразу появляются новые тайтлы, плюс я насчитал 369 игр против 364 у конкурента. Но тут есть один важный нюанс: один и тот же проект на разных серверах Drova каждый раз считается отдельной игрой, в Playkey они сгруппированы. Плюс на Drova почти половина контента была недоступна — у Playkey контроль гораздо строже. За время теста я не нашёл ни одной «пустышки». Ещё одно преимущество — тут есть почти все платформы. Steam, Origin, Epic Games Store и даже Rockstar Launcher.
Придраться могу только к неудачной системе сортировки. Во-первых, на главной странице игры выдаются по принципу «сначала популярные». Во-вторых, список грузится по мере прокрутки страницы, из-за чего невозможно пользоваться поиском по странице в браузере. Есть у меня и претензии к устанавливаемой программе: помимо основного ярлыка, Playkey насыпала на рабочий стол ещё шесть совершенно ненужных мне игр из сервиса.
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey

Плюсы

Но многое из этого я готов простить за нормальный запуск лаунчеров платформ. В Drova.io они работают в ограниченном режиме: ввели логин/пароль, сервер их принял и сразу перешёл к загрузке игры, пропуская оболочку Steam. В Playkey лаунчеры работают полноценно.
А значит, как таковых списков игр нет. Можно запустить свой Steam, найти нужное в библиотеке и поставить на закачку. Конечно, на это нужно время, и оно оплачивается из вашего кармана. Но, опять же, никаких ограничений по выбору, а скорость у подключаемых машин достигает 37 МБ/с. Ремастер Final Fantasy XII у меня установился за десять минут при объёме в 17 ГБ.
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
Единственный минус системы ­— непопулярные игры придётся скачивать каждый раз; повторно к той же машине не подключают. Хотя, с учётом обширного списка уже установленных тайтлов, часто заниматься этим вряд ли придётся.
По работе серверов и пинга всё похоже на ситуацию в Drova.io, но с большим рандомом. Если в Drova.io заранее видно, где территориально находятся машины, то в Playkey всё происходит случайно. Будучи в Москве, в Borderlands 3 и Skyrim я играл на компьютере из Мурманска, в GTA V — из Санкт-Петербурга, а в CS: GO — вообще из Стокгольма. В первых четырёх случаях пинг составлял более-менее терпимые 15-20 мс, а вот поток из столицы Швеции уходил за 40 мс, что для быстрого шутера неприемлемо. Впрочем, многие игры запускались с московских серверов, и пинг до них был в районе 1-2 мс. К сожалению, определить заранее, куда тебя кинет, невозможно. Единственный вариант — перезапускать игру и надеяться на лучшее.
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
 Технически приложение Playkey оформлено интереснее, чем у Drova.io: перед запуском оно подсказывает, как понизить пинг, рабочие столы тут оформлены симпатичными скринсейверами, а на старте тебе показывают, сколько осталось оплаченного времени.

Playkey — выводы

Playkey на голову выше Drova.io: видно, что над сервисом давно работают, активно развивают и следят за актуальностью и обновлениями списков. Сумятицы, как у Drova.io, здесь нет и в помине. Не нашёл я и случаев, когда игра есть в списке на сайте, но запустить её невозможно. Сервера доступны практически всегда, и поиграть можно в любой момент. В плюс идут и полноценные лаунчеры, которые позволяют скачать любую нужную игру.
Облачный гейминг — что выбрать и как это работает? Часть 1: Тест и обзор Drova.io и Playkey
В минусы запишем более высокую цену, чем у Drova.io, а также рандомный пинг до серверов. И если первый пункт мне ещё понятен, то второй можно и нужно доработать.

В итоге

По итогам первой части тестов складывается такое впечатление: облачный гейминг — отличная история для тех, у кого по каким-либо причинам нет игровой системы. Конечно, для запойных игроков, которые проводят за компьютером десятки часов, он не подойдёт, но для тех, кто играет время от времени, это отличное предложение. Но надо делать скидку на пинг и чётко понимать: «быстрые» онлайн-проекты, гонки и та же Dark Souls, скорее всего, будут неиграбельны.
Хотите скрыть партнерские блоки? Авторизуйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Дмитрий Колганов
Дмитрий Колганов
Редактор «Железного цеха». Инженер-электромеханик по образованию, пять лет изучал строение электровозов и все последующие годы пытался понять зачем. Влился в сталелитейные цеха «Игромании» в 2006 году, с тех пор стал главным спецом по «железкам» в журнале и на сайте.