Igromania.ru OnAir прямой эфир
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего

Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего

Рецензии — Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Крутой Сэм возвращается в одной из лучших частей серии.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
91
47306
24.09.2020 16:00  | 
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всегоОбзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Близкие по духу
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Serious Sam: The Second Encounter
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Doom Eternal
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Serious Sam 3: BFE
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Duke Nukem 3D
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Dusk
Четвёртую часть Serious Sam мы ждали целых девять лет. Нередко проекты, которые настолько долго томятся в разработке, сбиваются с пути, но «Крутой Сэм», напротив, вернулся на верную тропу. Лучшая часть со времён The Second Encounter? О да!

Идеальный баланс

Крутой Сэм явился публике в 2001-м, когда классические шутеры вроде Doom и Quake уже успели выйти из моды, оставив множество поклонников бессюжетных и динамичных шутеров обездоленными. Дюк Нюкем добавил к забойному геймплею остроумного протагониста, но тут же ушёл в 15-летний запой, из которого вернулся уже «не тем». На его место и пришёл Сэм, очевидно списанный с Дюка: сюжет в The First Encounter был очень условным (крутой спаситель Земли крошит инопланетных чертей в Древнем Египте), а значительную часть сценария составляли шутейки героя. Была у игры и собственная фишка – гигантомания. Километры открытых пространств, сотни врагов – Serious Sam всегда была куда более простецкой, чем модные ААА-шутеры, но она всё равно впечатляла.
Однако после первой части у «Сэма» случился кризис идентичности. Serious Sam 2 понесло в юмор настолько, что она вышла игрой максимально несерьёзной, по факту мультяшной. Затем разработчики развернулись на 180 градусов, и Serious Sam 3 стала очень серым и мрачным приквелом, рассказывающим о последних днях Земли.
Serious Sam 4 же наконец-то нашла золотую середину. Хронологически это первая игра в серии, её события предшествуют апокалипсису из третьей части. Земляне еле-еле отражают атаки инопланетных орд, захватчики уже превратили значительную часть населения планеты в кровожадных зомби, а от гибели не застрахован никто – ни члены местных ячеек сопротивления, ни коллеги Сэма Стоуна из элитного отряда по борьбе с агрессорами. По улицам летают дроны, сулящие каждому землянину по личному полипу, а глава местной оккупационной власти регулярно выступает с пространными монологами о бренности человеческой природы.
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Пожалуй, никто – включая самих разработчиков – не думал, что «Крутому Сэму» нужен нарратив, но после четвёртой части сомнения в этом отпадают сами собой. Её сценарий (написанный соавтором The Talos Principle Йонасом Киратцесом и его женой Вереной) по объёму превосходит все остальные выпуски вместе взятые, но остаётся максимально ненавязчивым. В нём драматичные и комичные моменты представлены в максимально правильных пропорциях: игра и не даёт забыть, за что мы сражаемся, и при этом трещит по швам от всевозможных шуток, каламбуров и колкостей.
Если в предыдущих выпусках серии Сэм был единственной звездой, то тут компанию ему составляют множество ярких персонажей: от православного батюшки Михаила, осуждающего католическую ересь, до французского хипстера, перепутавшего захватчиков с мирной делегацией из дальнего космоса. Особенно удались коллеги Сэма; некоторых мы уже видели в третьей части, где они себя вообще никак не раскрывали, но в этот раз у коллектива есть настоящая химия. Вспоминать о существовании SS3 после концовки SS4 особенно больно.
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего

Стреляй @ Не думай

В плане геймплея это всё тот же старый добрый «Сэм». Бегаем по огромным, просторным локациям, активируем невидимые триггеры – и из ниоткуда начинают появляться десятки монстров, которых мы распыляем в труху при помощи обширного арсенала. Берём ключ, открываем дверь, крошим очередную толпу. Никаких премудростей: геймдизайн, ИИ противников и даже структура самих уровней в «Сэмах» традиционно была крайне простой.
В боях по-прежнему резонно держаться от врагов подальше и стрейфиться, стреляя на бегу. Ну и, конечно, важно расставлять приоритеты – кого убрать первым. Арахноиды вооружены пулемётами, от которых в сторону не ускачешь, – значит, ими надо заняться в первую очередь, как и снайперами. Огненные шары рептилоидов преследуют вас и могут влететь в спину – с ними лучше тоже поскорее расправиться. Быки-оборотни, безголовые камикадзе, безумно бесячие клиры и бугаи с кувалдами (заменившие, по сути, бензопильщиков) легко догонят Сэма, так что с ними тянуть не стоит. Остальных можно оставить на закуску.
Бестиарий четвёртой части вобрал в себя лучших (не клоунских) врагов из предыдущих выпусков, но радует и новенькими – например, телепортирующимися вампирами
Арсенал Сэма не особо изменился, но пополнился апгрейдами – например, самонаводкой для ракет и преобразованием лазерных выстрелов в один мощный луч. Помимо пушек, Сэм теперь может использовать и гаджеты: карманную аптечку, атакующий врагов с воздуха дрон, берсерк-снадобье и даже портативную чёрную дыру, которая полностью зачищает арену. Всегда приятно иметь в кармане дополнительные тактические опции.
Плюс по всей игре раскиданы сирианские артефакты, дающие Сэму очки прокачки. С их помощью можно, например, усилить добивания в упор (впрочем, это не сделает из игры новую Doom, так что не рекомендую), научиться стрелять с двух рук из любого оружия или кататься на гнаарах и быках-оборотнях. Принципиальный момент: всё это абсолютно не обязательно.
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
Хотя локации в «Сэмах» всегда были обширными, их прохождение оставалось линейным. Тут никогда не надо думать, куда идти, а редкие развилки чётко помечены как побочные задания: за помощь разным ячейкам земного сопротивления Сэм получает улучшения для пушек и топовые гаджеты.
Линейность сохраняется даже на просторах Франции – на уровнях, площадь которых достигает десятков квадратных километров. Всегда можно добежать до «той горы вдалеке» (и с неё передать привет Тодду Говарду), но толку от этого будет мало. Чтобы бешеный темп игры не сильно проседал на таких огромных локациях, разработчики ввели разные средства передвижения – от простого квадроцикла до комбайна, способного перемолоть всех врагов на пути в фарш. Подобная техника в Serious Sam 4 используется крайне эпизодически и служит для того, чтобы просто немного разнообразить игровой процесс, – но не более того.
Единственное исключение – боевой мех; с ним беда. Главное качество самого Сэма – подвижность, а у робота её совсем нет. Когда в него одновременно палят десятки противников, здоровье меха падает очень быстро, и лечиться он не умеет. Причём взять и выйти из него (в отличие от других транспортных средств) Сэм не может – если игра велела сражаться в нём, то иного пути нет. К счастью, «залезать в грёбаного робота» надо всего пару раз за всё прохождение – и это, пожалуй, худшие сегменты Serious Sam 4.
Вместо триумфального завершения римской главы получилась одна фрустрация
Но в остальном это ровно тот же самый «Сэм», что покорил наши сердца в 2001-м, – нововведения, в основном, лишь косметические. Формула игры за прошедшие годы ничуть не состарилась – это чистый дистиллят FPS: быстрое передвижение, крутые пушки, разнообразные и многочисленные враги, забойная музыка и неослабевающий темп. Serious Sam – про то, как разум уступает инстинктам, про адреналин и драйв. Это коррида с десятками противников, где победа на каждой арене даётся потом и кровью, но приносит искреннее удовольствие.
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего

Кривой Сэм

В техническом плане всё чуть хуже. Свойственный серии гигантизм в четвёртой части никуда не делся, и в вопросах графики она радует количеством, а не качеством. Иными словами, она выглядит довольно незамысловато, но при этом гораздо более живо, чем её предшественница. Городские пейзажи тут представлены не серым пыльным Каиром, а колоритным Римом с типичными для серии руинами. Добавьте сюда широкие поля, каменоломни и замки Франции, да ещё и заснеженную Сибирь с обязательной «Калинкой» – и Египет забудется сам собой.
Правда, прогулки по местным пейзажам могут испортить баги – мне их встретилось неприлично много. На DirectX 12 вообще было фактически невозможно играть: на одном из уровней ночное небо было залито ослепительно белым светом. В паре мест камикадзе пробрались за пределы карты и обречённо орали из-за стены. В другом я, думая, что нашёл секрет, вышел за пределы уровня и потом долго окольными путями возвращался назад по низкополигональным декорациям. В общем, ничего критического (если играть на DX11), но проблем много, и они видны невооружённым взглядом. Будем надеяться, что их в скором времени исправят.
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всегоОбзор Serious Sam 4. Веселье превыше всегоОбзор Serious Sam 4. Веселье превыше всегоОбзор Serious Sam 4. Веселье превыше всегоОбзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
В конце концов, ваше отношение к Serious Sam 4 напрямую зависит от любви к её первым выпускам. Если вы приняли их, со всем их примитивизмом, тролльскими ловушками, плоскими шутками и примитивным экшеном, то, скорее всего, полюбите и четвёртую часть. Эстетически и тематически она ближе к Serious Sam 3, но при этом выглядит как основательная работа над ошибками чрезмерно серой и постной «трёшки».
«Крутой Сэм» всё-таки про глупое веселье – а его в SS4 хоть отбавляй.
  Порадовало
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
  • напряжённый и динамичный экшен прямо как в первой части;
  • полный юмора сценарий;
  • разнообразие локаций и игровых ситуаций;
  • к крутому арсеналу добавился набор полезных гаджетов.
  Огорчило
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
  • пилотирование меха – не праздник, а пытка;
  • арены чересчур безыскусны;
  • враги по-прежнему появляются прямо перед носом;
  • очень много багов.
  Как мы играли
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чем: РС.
Сколько: 15 часов.
  Ачивка редакции
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
«Глас Божий»
Узнать с трёх нот музыкальную тему из The Talos Principle, величайшего творения Croteam.
  О локализации
Текст в игре переведён на русский язык. Каламбурами, само собой, лучше наслаждаться в оригинале.
Обзор Serious Sam 4. Веселье превыше всего
★★★★☆ Достойно
Вердикт
Это ровно тот «Крутой Сэм», которого мы ждали. Даже больше: мы надеялись на драйвовый геймплей и впечатляющий размах действа, а получили ещё и отличный сценарий. Double the fun!
Хотите скрыть партнерские блоки? Авторизуйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Сергей Цилюрик
Сергей Цилюрик
Выпускающий редактор Игромании. Пишет о видеоиграх за еду с 2003 года. Любитель яркой японщины, сюжетных инди и аргументированной критики всего подряд. Уже второй десяток лет ведёт блог о Final Fantasy.