31 декабря 2020
Обновлено 17.05.2023

Игра года. Half-Life: Alyx, Among Us, The Last of Us Part II и многие другие

Игра года. Half-Life: Alyx, Among Us, The Last of Us Part II и многие другие - изображение обложка

О номинации

«Игра года» — всегда самая сложная и неоднородная из номинаций, ведь в неё попадают очень разные проекты: от инди до ААА, от шутеров до стратегий, от сложных философских притч до взрывных кровавых файтингов. Что ж, тем интересней: никогда не знаешь, какие именно номинанты в ней окажутся. Хотя, конечно, в этом году первое место определила сама судьба.

Седьмое место — Animal Crossing: New Horizons

Игра года. Half-Life: Alyx, Among Us, The Last of Us Part II и многие другие - фото 1

Animal Crossing — одна из тех серий, которые чрезвычайно любимы и на Востоке, и на Западе, но у нас почти неизвестны. А ведь франшизе-то скоро стукнет третий десяток! Может, дело в эксклюзивности для не особо популярных в России консолей Nintendo , может — в мультяшной стилистике, может — в очень уж размеренном и неторопливом геймплее. Это не так уж важно. Важно то, что эта комбинация The Sims, Stardew Valley, Don’t Starve и бесконечного отпуска на райском островке без труда способна затянуть на пару сотен часов, и всё это время игроку обязательно будет чем заняться.

Здесь можно добывать ресурсы, крафтить инструменты, строить дома, выращивать цветы, ловить рыбу, коллекционировать насекомых, продавать плоды своих трудов, заниматься терраморфингом и вообще делать всё, что обычно делают симы (и даже больше), но без какого-то давления извне. Хочешь — копай, не хочешь — не копай. Причём всё, что происходит в этом милейшем мире, ещё и привязано к ходу реального времени. Но даже этот таймгейтинг и бесконечный гринд совершенно не раздражают. Они словно созданы специально для того, чтобы отдыхать, медитировать и в целом постигать дзен.

В завершение достаточно сказать, что New Horizons вышла одновременно с Doom Eternal — и с лёгкостью затмила по продажам даже долгожданное детище id Software. И это при том, что игра — эксклюзив одной-единственной платформы. А чтобы понять, чем же она всё-таки так хороша, в ней стоит покопаться самостоятельно… только не удивляйтесь, если застрянете там до весны.

Шестое место — Doom Eternal

Игра года. Half-Life: Alyx, Among Us, The Last of Us Part II и многие другие - фото 2

В своё время мы назвали Doom 2016 года лучшим шутером десятилетия. Очень неплохой результат для студии, главные достижения которой, казалось бы, остались где-то в девяностых. Естественно, id Software приложила все усилия, чтобы Doom Eternal получилась как минимум не хуже предшественницы. И, чёрт возьми, им удалось!

Выдавать авансы за новое десятилетие пока рановато, но Doom Eternal — как минимум один из лучших шутеров последних лет. Он всё такой же быстрый, злобный и безжалостный, как и раньше: никаких перезарядок, никаких укрытий, никакой автоматической регенерации здоровья, никаких остановок. Нужны патроны — распили демона. Нужна аптечка — разорви демона. Некогда моргать, некогда дышать — есть время только на то, чтобы бежать, стрелять, кромсать, прыгать, резать. Уничтожать тварей под лютый металл Мика Гордона. Упиваться насилием и адреналином. А ещё — изучать неожиданно богатый для такой игры лор.

Doom Eternal — это отличный способ проверить себя на прочность или просто покромсать на досуге адские легионы, совсем как тогда, в 93-м. А заодно просто идеальный сиквел: больше, ярче и в чём-то даже круче оригинала (хотя, казалось бы, куда уж).

Пятое место — Hades

Игра года. Half-Life: Alyx, Among Us, The Last of Us Part II и многие другие - фото 3

Supergiant Games , авторы Bastion и Transistor, в очередной раз ухитрились превзойти сами себя. Эта маленькая, да удаленькая игра — неожиданно органичное сочетание чрезвычайно стильной «акварельной» картинки, достойной AAA-проекта озвучки и геймплея на стыке Diablo, Dark Souls и rogue-lite. Причём на первый взгляд в ней нет ничего особенного: чтобы увидеть многогранный игровой процесс и глубокую историю, нужно проиграть. Умереть один раз, десять, сто — столько, сколько потребуется, чтобы получить ещё один кусочек сюжетной головоломки, услышать от знакомого персонажа новый комментарий, сразить непобедимого доселе босса новым оружием или свежей тактикой.

Да, Hades точно не для тех, кто не переносит репетативный геймплей. Но каждый забег (а они здесь редко длятся дольше получаса) обязательно дарит что-то новое: игровую механику, врага или просто крупицу информации. И останавливаться совсем не хочется.

Hades — пожалуй, самое удачное из существующих произведений Supergiant Games. А ещё — лучшая независимая игра 2020 года по версии Игромании.

Четвёртое место — Yakuza: Like a Dragon

Игра года. Half-Life: Alyx, Among Us, The Last of Us Part II и многие другие - фото 4

Серия Yakuza (оригинальное японское название — Ryu Ga Gotoku, что, собственно, и переводится на английский как Like a Dragon) очень популярна у себя на родине, но на Западе её судьбу иначе как тяжёлой не назвать. Виной тому и паршивые локализации, и бездумный маркетинг, и сама игровая специфика. Что ж, Like a Dragon сменила главного героя, жанр, название (в западном издании оно потеряло цифру) и стала отличной точкой входа для тех, кто давно хотел попробовать Yakuza, но справедливо боялся за свой рассудок.

А рискнуть точно стоит! Новый для серии протагонист Итибан Касуга успевает и побыть бездомным, и поучаствовать в разборках мафиозных кланов (естественно, полных сюжетных поворотов, интриг и предательства), и совершить целую кучу подвигов во имя простого народа. И всё это оформлено как смешение Dragon Quest, South Park: The Stick of Truth и Shenmue. Причём сочетание получилось неожиданно крутое: с толковой пошаговой боёвкой, интересными героями, зрелищной постановкой и сложным сюжетом.

Да, эта JRPG про поющих в караоке гангстеров — весьма специфическая и крайне японская вещь. Но если вы не боитесь культурного шока и просто любите всё, что связано со Страной восходящего солнца, то не проходите мимо. И даже если предпочитаете что-то более привычное и понятное, то просто дайте этой игре шанс — узнаете много неожиданного о собственных вкусах.

Третье место — Cyberpunk 2077

Игра года. Half-Life: Alyx, Among Us, The Last of Us Part II и многие другие - фото 5

К ролевым играм из Восточной Европы во всём остальном мире всегда относились с опаской. Они были сложными, недружелюбными, чаще всего довольно страшными с виду — и нередко весьма странными по содержанию. Тем необычнее выглядят исключения из правил от CD Projekt RED : из авторов типичных восточноевропейских RPG они доросли до высшей лиги с The Witcher 3, а теперь Cyberpunk 2077 сделала их настоящей элитой.

Это большая, красивая и разнообразная игра, которая временами напоминает «Бегущего по лезвию» пополам с «Хардкором» Ильи Найшуллера — настолько она стильная, драйвовая, динамичная и хорошо поставленная. Настоящий проект нового поколения, который стоит каждой минуты из восьми долгих лет ожидания. Вот только технические проблемы, без которых не обошлось из-за торопливого релиза, едва ли не ставят на всём этом великолепии крест.

На одной чаше весов оказались шикарный сеттинг, симпатичная картинка, ветвистые квесты, взрослый сюжет и Киану Ривз. На другой — баги, техническая сырость и нереальные требования к железу. Эту игру лучше вообще не запускать на слабых PC или консолях прошлого поколения, если не хотите разочароваться в ней, в себе и в мире в целом. С другой стороны, ради неё не жалко купить и новую видеокарту, и PS5.

Честное слово, если бы поляки подержали Cyberpunk 2077 на стапелях ещё какое-то время, чтобы довести до ума оптимизацию для старых приставок (или вовсе отказались от выпуска этой версии) и слабых PC, то их творение точно стало бы игрой года… При хорошем раскладе — уже следующего.

Второе место — The Last of Us Part II

Игра года. Half-Life: Alyx, Among Us, The Last of Us Part II и многие другие - фото 6

В своё время The Last of Us показала, на что способна старушка PlayStation 3. Теперь Part II сделала то же самое для PS4. Режиссура стала ещё лучше и сложнее, темы и сама подача — взрослее, а постапокалипсис — мрачнее и одновременно прекраснее. Это действительно одна из самых красивых и проработанных игр для прошлого поколения консолей. Алые пятна крови и объёмные следы на снегу, плавные и реалистичные движения героев, танцующие в воздухе споры кордицепса… А это удивительное внимание к мелочам? Личные вещи и фотографии в заброшенных домах, стенд с лучшими работниками на стене супермаркета, забытая в детском уголке PS3, возле которой лежит открытая коробочка с Uncharted 2, — кажется, на такое способны только в Naughty Dog.

Конечно, The Last of Us Part II есть за что ругать. Да, здесь действительно чересчур часто встречается слово «шовинист», а главный моральный урок о непротивлении злу насилием подаётся настолько навязчиво, будто разработчики не верят в интеллектуальные способности своей аудитории. Да, любимый приём разработчиков инди-хорроров — подавать сюжет через разбросанные повсюду записки — выглядит уже не иммерсивным трюком, а просто пережитком геймдизайна из прошлого века. Да, трёхчастная структура «исследование — стелс — перестрелка» смотрится далеко не так бодро, как раньше. Да, они убили всеми любимого героя. Но ненавидеть их за это так же глупо, как угрожать сотрудникам CD Projekt RED физической расправой из-за очередного переноса Cyberpunk 2077.

Как бы там ни было, The Last of Us Part II — всё равно одна из лучших игр в истории индустрии в целом и в портфолио Naughty Dog в частности. Несмотря ни на что.

Спецноминация — Among Us

Игра года. Half-Life: Alyx, Among Us, The Last of Us Part II и многие другие - фото 7

Мы знаем, что Among Us официально вышла аж в 2018 году. Но удивительная судьба этой игры не позволила нам пройти мимо: ведь ещё недавно никому не нужный проект внезапно стал настоящим культурным феноменом.

Благодаря чему? Уж точно не глубокому и комплексному геймплею. Если коротко, то это мультиплеерный аналог «Мафии» (обычной, социальной, а не The City of Lost Heaven) в реальном времени. Есть космический корабль, каждым членом экипажа которого управляет живой человек. Есть честные астронавты — они должны просто выполнить свою работу и выжить; а есть предатели, задача которых — избавиться от остальных игроков. Чтобы понять, был ли человек саботажником, достаточно просто выкинуть его в космос открытым голосованием — или внезапно найти хладный труп где-нибудь в реакторном отсеке. Выглядит всё это максимально примитивно: со стороны беготня каких-то гномов в глупых шапках кажется не более осмысленной, чем мельтешение мотыльков у ночного фонаря.

Но при этом здесь есть все признаки хита: простенькая, но забавная картинка, элементарный игровой процесс, сумасшедшая реиграбельность, сильная социальная часть и порог входа даже ниже, чем у Counter-Strike: чтобы начать играть, не нужно знать и уметь вообще ничего. Из этого складывается очень сумбурный, смешной и неожиданный инди-феномен, который наверняка получил бы первое место, выйди игра в этом, а не в позапрошлом году.

Первое место — Half-Life: Alyx

Игра года. Half-Life: Alyx, Among Us, The Last of Us Part II и многие другие - фото 8

Как бы ни старались издатели игр и производители железа, VR по-прежнему остаётся штукой с неясной судьбой. Поэтому из игр там до сих пор либо рельсовые тиры, либо проекты в духе Vader: Immortal и Beat Saber, либо заточенные под VR версии обычных хитов: Skyrim, Fallout 4, Superhot… Больших и дорогих сюжетных игр, созданных эксклюзивно для шлемов и использующих их потенциал на всю катушку, по сути, и нет. Вернее, не было до выхода Half-Life: Alyx.

Главное в этой игре то, что она компетентна и технологически — как развлечение для VR, — и геймплейно, и как произведение интерактивного искусства. Само собой, никто и не ждал от Valve пустой атмосферы, плоского звука или устаревшей графики. Но важнее всего здесь щепетильное внимание к мелочам: от физически достоверного поведения жидкостей в сосудах или реалистичной перезарядки до эпизодов, когда нужно закрывать рот и нос рукой, чтобы не надышаться ядовитых испарений. Хотя самое удивительное — даже не в проработке деталей, а в стрельбе. Конечно, она требует привыкания, но любой из трёх стволов работает действительно по-своему, обвесы серьёзно меняют геймплей, а каждый следующий вид врагов требует особого подхода.

Игра года. Half-Life: Alyx, Among Us, The Last of Us Part II и многие другие - фото 9

Да, Alyx — это не Half-Life 3. Это нечто куда более ценное: не простое продолжение знаменитой серии, а настоящая революция в жанре, которая наконец демонстрирует, на что способны и как должны выглядеть полноценные игры в виртуальной реальности. А всё, что было до неё, — это так, тренировка.

Уходящий год был чертовски сложным: и для мира, и для индустрии, и для каждого из нас. Что ж, зато приятно видеть, что даже в такое тяжёлое время продолжают выходить новые классные игры, сменяются консольные поколения, а люди находят время для того, чтобы не только выживать, но и просто развлекаться. 2020-й стал, наверное, самым богатым на мощные ААА-релизы годом за последние лет пять — но смог преподнести и пару приятных сюрпризов. А как вам такие итоги?

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь