Igromania.ru

События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple

События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple Лучшие игры 2020 | Спецноминации — События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple
Вспоминаем всё то, чем 2020-й отметился в истории игровой индустрии.
Игроманияhttps://m.igromania.ru/
Лучшие игры 2020 | Спецноминации
33
11237
11.01.2021 13:00  | 
События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple
События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple
Наконец-то закончился безумный 2020-й. Настала пора подвести итоги и вспомнить все самые важные события в игровой индустрии. Крупнейшие релизы, тренды и скандалы.

Карантин и отмена E3

События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple
А помните, как в прошлом январе большой новостью казалось то, что Sony пропустит выставку E3? Кто бы мог предположить, что никакой E3 не будет вовсе. Да уж, на игровую индустрию пандемия повлияла не меньше, чем на все другие сферы бизнеса и жизни. Уже в марте всем студиям пришлось срочно переводить работников на удалёнку. Вскоре после этого руководители многих компаний, например, Naughty Dog и CD Projekt Red, начали жаловаться, что карантин страшно тормозит все производственные процессы. Следствием стала волна переносов крупных проектов. Хотя, как выяснилось позже, кое-кто просто использовал вирус как удобное обоснование и без того необходимой отсрочки.
Но не обошлось и без позитивных последствий, как бы дико это ни звучало. Как минимум первые месяцы карантина обеспечили игровой индустрии приток новой аудитории. Не зная, чем себя занять на самоизоляции, люди начали массово скупать игры и консоли. Наибольшей популярностью пользовалась Switch — в марте спрос на неё подскочил на 150%. Nintendo даже была вынуждена приостановить поставки консоли в Японию, ведь запасы кончились, а заводы не могли их пополнить по причине карантина.
Впрочем, не будем лукавить. Уверены, что свой вклад в продажи Switch сделали и пираты, сумевшие сломать систему на аппаратном уровне и почти на полгода обойти все защиты японцев. Сейчас, правда, ситуацию слегка исправили: причастных к этому делу арестовали и посадили, производство и поставку мод-чипов сильно сократили, а в свежем обновлении 11.0.1 прикрыли основные дыры.
По оценке портала GamesIndustry, суммарная годовая прибыль игровой сферы в 2020 году составила почти 175 млрд долларов. Это почти на 20% больше, чем в прошлом году. Хотя, справедливости ради, большая часть этой суммы приходится на мобильные игры.
А что касается E3 и прочих крупных выставок, то их отсутствия, в общем-то, никто и не заметил. Все крупные компании провели собственные онлайн-презентации и остались в плюсе. Не нужно было ничего никуда везти, организовывать шоу, а главное, соперничать с конкурентами за новостные заголовки. Выступления разделяли целые недели, а значит, внимание зрителей можно было ни с кем не делить. В общем, одни преимущества. В итоге сейчас есть вполне реальная вероятность того, что E3, а за ней и огромная часть оффлайн-выставок, попросту канет в лету. Может, оно и к лучшему.

Выход The Last of Us Part II

События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple
Самой громкой и противоречивой игрой 2020-го до недавних пор была The Last of Us: Part II. Ох, сколько народу ломало за неё копья. Сколько пятых точек подожгла, скажем так, одна необычная партия в гольф. Причём священная война началась ещё до релиза. Какой-то подлец в апреле слил в сеть кучу футажей с важными спойлерами. Sony быстро вычислила преступника и попыталась удалить все утёкшие кадры, однако молву было уже не остановить.
То, что узнали фанаты первой части, им сильно не понравилось. Но гораздо сильнее им не понравилось то, что игра полюбилась критикам. После снятия эмбарго оценка проекта на Metacritic достигла 96 баллов. The Last of Us: Part II называли игрой-событием, всячески отмечая талант Нила Дракманна. Тогда разъярённая толпа просто сравняла пользовательский рейтинг боевика с землёй. Правда, это возымело довольно неожиданный эффект: администрация Metacritic в кои-то веки обратила внимание на проблему так называемого ревью-бомбинга и даже попыталась как-то её решить. Отныне пользователи не могут ставить игре оценки в течение первых сорока восьми часов после релиза. Дескать, сперва поиграйте, а потом судите.
Что касается самой The Last of Us: Part II, то на неё массовое недовольство никак не повлияло. Игра победила в пяти номинациях Golden Joystick Awards, выиграла семь статуэток The Game Awards, а ещё за первые семьдесят два часа разошлась тиражом в 4 млн копий, обновив рекорд по скорости продаж среди эксклюзивов PlayStation.

Маленькие хиты

События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple
А ещё 2020 стал годом внезапных маленьких хитов. Так в августе выстрелила Fall Guys: Ultimate Knockout — бескровная королевская битва с милыми фасолинами. За первые сутки она достигла отметки в полтора миллиона игроков, а к началу декабря разошлась тиражом в одиннадцать миллионов копий.
В сентябре ей на смену пришла Among Us. Примечательно, что вышла она ещё в 2018-м, но особой популярностью не пользовалась. А тут вдруг завирусилась благодаря Twitch. Особенно преуспела мобильная версия проекта — она несколько месяцев подряд занимала верхние строчки топов App Store и Google Play.
Ну а в октябре, накануне Хэллоуина, свою минуту славы получил кооперативный хоррор Phasmophobia. Его автор под ником Dknighter изначально надеялся на пару тысяч проданных копий, а в результате за шесть недель показатели превысили два миллиона. Из-за чего бедняге пришлось отменить все планы и полностью отдаться полировке проекта.
И, конечно, нельзя проигнорировать Genshin Impact. Китайская условно-бесплатная «Зельда» смогла заработать за первую неделю 60 млн долларов, а за два месяца — почти 400 млн. Причём игроки её в большинстве своём хвалят — сетуя, правда, на пейволл.

Провал «Мстителей»

События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple
Что ж, по успешным играм прошлись, перейдём к аутсайдерам. Их в этом году немало. Можно вспомнить и неудачную мешанину из жанров под названием Disintegration, и сломанное продолжение ужастика Remothered, и смехотворную Fast & Furious: Crossroads. Однако громче всех провалились «Мстители».
Казалось бы, у Eidos Montreal и Crystal Dynamics были все условия для создания хита: привязка к самой успешной медиафраншизе в истории, солидный бюджет в 180 млн долларов и три года на разработку. И хотя геймплейные трейлеры не вызывали у публики восторга, Marvel’s Avengers выглядела весьма перспективным проектом. Бета игры даже установила рекорд по скачиванию в PS Store. Но потом состоялся релиз.
Пиковый онлайн боевика в Steam составил 31 тысячу человек — это даже меньше, чем было у Shadow of the Tomb Raider, которую Square Enix посчитала неудачей. А за три недели показатели упали до жалких двух тысяч. В ноябре издательство сообщило, что из запланированного тиража «Мстителей» продать удалось только 60%, из-за чего компания потеряла 62 млн долларов.
Удивляться и сочувствовать тут нечему. Marvel’s Avengers — однообразная и лениво сделанная игра-сервис, которая повторяет все ошибки, совершённые Anthem. Такие проекты должны проваливаться, чтобы корпорации не наглели окончательно.

Шквал кривых ремастеров

События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple
Кстати, про обнаглевшие корпорации. В 2020-м они превзошли сами себя в одной конкретной области — в бездарных ремастерах. Конечно, примеров хватало и раньше, вспомнить хотя бы ужасную Silent Hill HD Collection, однако двадцатому году особенно повезло.
Пойдём в порядке ухудшения. Так создатели Kingdoms of Amalur: Re-reckoning и Need for Speed: Hot Pursuit Remastered попросту решили не чинить то, что и так неплохо работает. Визуальных улучшений — минимум, геймплейных изменений — ноль. И плевать, что играм уже по десять лет — и так сойдёт. Но хотя бы не испортили, в отличие от Mafia II: Definitive Edition. Та на старте ломилась от багов не меньше, чем третья часть. Да и графические изменения не везде пошли на пользу.
А Crysis: Remastered оказалась настолько верна духу оригинала, что её смогли запустить лишь обладатели самых топовых ПК, и то с фризами. Только вот картинка в этот раз не поражает воображение — дело лишь в дурной оптимизации.
Наконец, забагованный ремейк шпионского шутера XIII, в котором знаковый комиксовый стиль оригинала был полностью загублен, и переиздание Warcraft III с подзаголовком Reforged заслуженно попали в наш топ разочарований ушедшего года.

Скандалы и увольнения

События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple
Но не только за ремастер Warcraft ругали Blizzard в этому году. Летом знаменитый журналист Джейсон Шрайер выпустил материал, в котором сорвал с компании покровы. Дескать, это не издательство, а филиал ада на Земле и пристанище эксплуататоров. Пока простые работяги экономят на обедах, чтобы крошечной зарплаты хватило на оплату жилья, топ-менеджмент возит семьи на выходные в «Диснейленд». Правда, вскоре после публикации в сети появились конкретные цифры зарплат, и оказалось, что по меркам Калифорнии, где и располагается основной офис, они вполне пристойные. Да, на кабриолет не хватит, но и не о каком унижении человеческого достоинства речи не идёт. Ну а Шрайер в очередной раз доказал свою любовь к излишнему драматизму.
Впрочем, не все скандалы 2020-го прошли без последствий. Так, после многочисленных жалоб сотрудников на некорректное поведение начальства Ubisoft запустила масштабное внутреннее расследование, которое закончилось большой чисткой. Среди прочих покатились головы ведущего разработчика Ubisoft Toronto Максима Белана, творческого руководителя Assassin’s Creed Ашрафа Исмаила и даже Сержа Хаскоета — правой руки самого Ива Гиймо. Ну а ещё на покой тихонько отправился Мишель Ансель — создатель Beyond Good & Evil. По словам некоторых инсайдеров, разработка второй части затянулась именно из-за его самодурства. Дело даже близилось к закрытию проекта, но вместо этого предпочли освободить команду от Анселя, преподнеся всё как заслуженную пенсию.
Увы, карьера знаменитого геймдизайнера и сценариста Криса Авеллона оборвалась не так изящно. Его обвинили в многочисленных случаях сексуальных домогательств и неподобающего поведения, и он признал вину. Сразу после этого с автором порвала отношения команда боевика Dying Light 2. А издательство Paradox Interactive заявило, что в релизной версии Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 не останется ни строчки, написанной Авеллоном.

Epic Games против Apple

События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple
А теперь перейдём к самому внезапному и самому громкому конфликту 2020-го — Epic Games против Apple и Google.
Итак, 13 августа «Эпики» пошли на дерзкий шаг — ввели в мобильной версии Fortnite прямую оплату, в обход комиссий App Store и Google Play. А в придачу ещё и цены понизили как раз на сумму этих самых комиссий. Apple и Google повелись на провокацию и удалили игру из магазинов, в ответ на что сразу же получили судебные иски. Epic Games обвинила корпорации в монополизации рынка мобильных приложений. Дескать, если разработчик не хочет играть по их правилам и платить драконовские взносы, то ему и продаваться-то негде. «Яблочники» попытались приструнить наглецов и пригрозили, что прекратят поддержку Unreal Engine вообще на всех своих устройствах. Но такие меры запретил суд: могли пострадать непричастные разработчики. Google, между тем, выбрала тактику мирных переговоров. В свою очередь «Эпики» собрали большую армию сторонников, куда вошли Facebook, Spotify и множество других компаний.
Изначально вся эта затея выглядела отчаянной авантюрой со стороны Epic Games. Apple — могущественная мегакорпорация, которая при желании может купить хоть Disney. Ну куда до неё какой-то там игровой конторе — раздавят и не заметят. Однако с поддержкой таких людей, как Марк Цукерберг, «Эпики» вполне могут дать достойный бой в суде. Основное разбирательство стартует лишь в мае и, скорее всего, затянется надолго. Посмотрим через год, чем всё это обернётся.

Microsoft купила Bethesda

События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple
Кстати, про покупки и поглощения. 2020-й принёс нам ни много ни мало сделку века от игровой индустрии. За 7,5 млрд долларов Microsoft купила холдинг ZeniMax Media. А это значит, что ей досталась Bethesda со всеми дочерними студиями и их франшизами. Doom, Wolfenstein, Dishonored, The Elder Scrolls, Fallout, Starfield — всё это и многое другое теперь в полном распоряжении «Майков». Что же они будут делать со всем этим богатством?
Ну, во-первых, развивать. Не секрет, что последние несколько лет были для Bethesda не самыми удачными в плане прибыли. По сути, из всех выпущенных проектов действительно успешными оказались лишь Fallout 4 и две части Doom. Остальные игры либо откровенно провалились, либо едва вышли в плюс. Это, согласитесь, не самая благоприятная финансовая обстановка для создания, например, The Elder Scrolls VI. Microsoft же позаботится о том, чтобы каждая анонсированная игра добралась до релиза. А анонсов в ближайшие годы, скорее всего, будет ещё больше.
А во-вторых, Bethesda нужна для Xbox Game Pass. Получение настолько мощного каталога тайтлов делает мечту «Майков» об ультимативном игровом «Нетфликсе» на шаг ближе к реальности.
А ещё долгое время ходила теория о том, что таким образом Фил Спенсер захотел ударить по PlayStation. Что, дескать, теперь все «сонибои» останутся без Fallout 5 и следующих «свитков». Но эти слухи развеяла сама Microsoft. Никаких планов на полную эксклюзивность будущих проектов у неё нет. Временная - возможно. Какие-то DLC — почему нет? Но целиком обделять пользователей других платформ никто не собирается.
Эта сделка точно повлияет на всю индустрию. Но как именно, мы узнаем лишь в ближайшую пару лет.

Старт нового консольного поколения

События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple
И, наконец, важнейшее игровое событие года — запуск девятого поколения консолей и новый виток консольной войны. PS5 против Xbox Series X. И, в отличие от восьмого поколения, мы не можем на основе одного только старта предугадать победителя. Устройства получились и слишком похожими, и слишком разными.
Несмотря на какую-то разницу в технических характеристиках, в тестах на мультиплатформенных играх обе приставки показывают почти идентичный результат. При этом у каждой есть свои уникальные фишки. У Xbox Series — функция Quick Resume, которая позволяет запускать несколько программ одновременно и переключаться между ними в считанные секунды. А у PS5 — сверхтехнологичный контроллер с точечной вибрацией и адаптивными триггерами. У «Майков» — Game Pass, где доступны десятки проектов. А у Sony — политика эксклюзивов, которая гарантирует, что некоторые игры не выйдут больше нигде как минимум до конца поколения.
Хотя кое в чём американцы превзошли японцев. Вместо одной консоли Microsoft выпустила две. Ну, или полторы — кому как угодно. Xbox Series S — это настоящее секретное оружие, в теории способное переломить ход войны. По цене Nintendo Switch нам предлагают полноценную консоль девятого поколения, которая в Full HD тянет все новые игры. Как машина для Game Pass или вторая приставка — отличный выбор. Ходят слухи, что Sony оценила стратегию и теперь готовит собственную бюджетную консоль, но до неё ещё далеко.
У Xbox и PS5 есть ещё кое-что общее — сейчас их совершенно невозможно достать. Из-за пандемии заводы не успели выпустить необходимое количество устройств, а стартовые партии почти целиком расхватали по предзаказам. Так что если вы только сейчас задумались о переходе на некстген, придётся подождать ещё пару месяцев.

Релиз Cyberpunk 2077

События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple
Под финал сыпанём соли на рану. Конечно же, мы про Cyberpunk 2077 — самую расхайпанную игру последних лет и претендента на звание игры года.
Итак, восстановим хронологию событий. В начале января CD Projekt Red перенесла выход проекта с апреля на сентябрь. Цитата: «Мы хотим сделать Cyberpunk 2077 венцом этого поколения консолей, поэтому дополнительные несколько месяцев помогут нам довести игру до идеала».
Следующие несколько месяцев поляки только укрепляли свои позиции. Несмотря на падение акций после переноса, CDPR стала самой дорогой игровой компанией Европы, обойдя даже Ubisoft. Но в июле игру перенесли ещё раз — на 19 ноября. В тот раз использовали отмазку про коронавирус. Дескать, всё успеем, не волнуйтесь, просто пандемия тормозит процессы. Как выяснилось впоследствии, отчасти это было правдой. Но лишь отчасти.
Остаток лета и половину осени CD Projekt пиарила игру как могла. Проводила эфиры, показывала новые футажи, хвасталась Киану Ривзом — всё как всегда. Наконец, в начале октября Cyberpunk 2077 «ушла на золото». Это значит, что на заводы отправили мастер-диск, с которого будут печатать копии. Обычно это гарант того, что создатели считают игру готовой к релизу, и она выйдет в срок. Обычно... но не в случае с «Киберпанком». Его перенесли ещё раз — уже на десятое декабря. Беспрецедентный случай в новейшей истории видеоигр. Но даже такое опоздание фанаты готовы были простить, ведь поляки обещали сделать круто. Обещали, что всё будет в лучшем виде. А потом наступило то самое десятое декабря.
События года. Запуск Cyberpunk 2077, покупка Bethesda, война Epic и Apple
Тот, кто заранее обзавёлся некстгеном или нормальным ПК, получил игру с интригующим сюжетом, харизматичными персонажами и фирменными квестами поляков. Тот, кто запустил «Киберпанк» на старых консолях, получил лишь боль. Чудовищные просадки fps, разрешение ниже 720p, очень долгая подгрузка объектов, мутные текстуры, регулярные вылеты — всё это делало консольную версию попросту неиграбельной. Патч первого дня ситуацию не спасал, да и последующие несколько хотфиксов подняли общее качество с чудовищного до просто низкого.
Через три дня после релиза CD Projekt Red извинилась перед пользователями и пообещала исправить положение дел двумя большими патчами, которые выйдут в январе и феврале. Ну а всем недовольным пообещали вернуть деньги. Sony действительно начала возвращать средства, мало того, она ещё и удалила Cyberpunk 2077 из PS Store до того момента, пока игру не приведут в надлежащее техническое состояние — ещё один беспрецедентный случай. А вот Microsoft ничего удалять не стала — ограничилась только возвратом денег.
Сейчас поляки в незавидном положении. Да, «Киберпанк» за 10 дней после релиза разошёлся тиражом в 13 млн копий, но многие ожидали большего. Акции CD Projekt Red летят в тартарары, с компанией собираются судиться разочарованные инвесторы, а разработчикам ещё долго придётся вкалывать, чтобы допилить игру патчами. Одни винят в сложившейся ситуации бездарный менеджмент, другие — чересчур высокие амбиции CD Projekt Red, а третьи — технические ограничения старых консолей. Но как бы то ни было, запуск Cyberpunk 2077 — настоящая катастрофа, которую забудут ещё не скоро.
Вот и все самые важные события в игровой индустрии за этот год! А что больше всего запомнилось вам? Пишите в комментариях!
Хотите скрыть партнерские блоки? Авторизуйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Дмитрий Шепелёв
Дмитрий Шепелёв
Редактор Игромании и потомственный гик. Внук геймера, сын геймера. В пять лет стащил у отца и выучил почти наизусть один из первых номеров Игромании за 2000 год. Вот так все и началось.