23 февраля 2021Спец
Обновлено 17.05.2023

Пять спин-оффов, которые лучше оригиналов

Пять спин-оффов, которые лучше оригиналов - изображение обложка

За спин-оффами известных серий исторически закрепилась не самая блестящая репутация. Разработчики часто либо делают их спустя рукава, либо отдают на откуп третьим лицам, чтобы сэкономить ресурсы, — а публика, в конечном счёте, получает игру, которая во всём уступает оригиналу. Ну и зачем она тогда нужна, если её очевидно делали, только чтобы заработать денег на фанатах?

Однако в этом правиле есть исключения — редкие, но крайне приятные. Выходящая сегодня Persona 5 Strikers немного не дотянула до этой планки, зато подкинула нам хороший повод вспомнить истории самых удачных спин-оффов последних лет. Тех, чьи авторы действительно горели своим делом, а не просто пытались выслужиться перед инвесторами.

Apex Legends

Время идёт, но боль от преждевременного забытья франшизы Titanfall не утихает. Проработанные механики, неповторимый игровой процесс, команда разработчиков с годами опыта за плечами — всё пошло прахом из-за неумелых бизнес-решений издателя. Первую часть Electronic Arts выпустила весной, к тому же эксклюзивно для PC и Xbox One , проигравшей гонку консолей. А вторую — аккурат к релизу Battlefield 1 , тем самым создав соперничество между собственными же продуктами и поставив сравнительно новую IP в неудобное положение. В итоге даже сиквел с неожиданно толковой сюжетной кампанией обернулся коммерческим провалом, а разговоры о развитии серии плавно затихли.

В своё время этот трейлер насторожил многих, но, как выяснилось, напрасно — игра в одночасье стала хитом

В связи с этим было не очень понятно, как вообще реагировать на внезапный выход Apex Legends. Получается, Titanfall ещё жива, и можно ждать следующую номерную часть? Или, напротив, Electronic Arts решила выжать из неё хоть какой-то профит с помощью очередной «королевской битвы»? По первому пункту до сих пор нет ясности, зато по второму все сомнения развеялись уже спустя несколько дней после релиза — Apex Legends получилась какой угодно, но никак не «очередной». Студия Respawn Entertainment основательно встряхнула устоявшиеся каноны жанра, и результатом стал, пожалуй, один из самых узнаваемых проектов на рынке сетевых шутеров. Динамика и темп Titanfall встроились в рамки battle royale как влитые: благодаря им привычные правила игры раскрылись совершенно по-новому. Неудивительно, что авторы растолкали конкурентов по нише так решительно, будто никаких финансовых неудач и не было.

Всего-то и стоило выпустить хорошую игру в правильный момент.

Persona

Глядя на Persona 5, сложно представить, что франшиза, задавшая новый стандарт качества в жанре JRPG, когда-то была лишь спин-оффом другой, широко известной в узких кругах серии — Shin Megami Tensei. В прошлом студия Atlus славилась своими хардкорными «данжен кроулерами», которые сейчас считаются культовыми, но тогда не пользовались запредельной популярностью. Как раз в попытке привлечь новую аудиторию разработчики и запустили два ответвления Shin Megami Tensei: Devil Summoner в 1995 году и Revelations: Persona — в 1996-м. Там место действия перенесли в сеттинг школы, а главными героями выступили подростки, борющиеся со своими внутренними конфликтами.

Под новым креативным началом Persona заслужила такой кредит доверия, что даже первый тизер пятой части с таинственными стульями наделал немало шума

Уже спустя три года игра получила аж два продолжения — Innocent Sin и Eternal Punishment (обязательно поиграйте, если ещё не) — однако с массовой популярностью у Persona по-прежнему не ладилось. Разработчики никак не могли отделаться от «хардкорного» ярлыка, который отталкивал более казуальную публику: консервативное руководство студии понимало проблему, но не желало идти на эксперименты. Серия уже было зашла в тупик, но ситуация кардинально изменилась, когда к работе над Persona 3 привлекли продюсера Кацуру Хасино. Вместо того, чтобы делать очередное продолжение и буксовать на одном месте, он собрал команду из молодых сотрудников Atlus, вместе с которыми переизобрёл серию практически с нуля.

В результате благодаря Хасино и его единомышленникам Persona стала той игрой, что мы знаем и любим. Упростив запутанную боевую систему и соединив её с элементами визуальной новеллы, авторы наконец нашли способ угодить массовой аудитории. Хардкорщики по-прежнему могли заморачиваться с прокачкой персон, а казуальная аудитория наслаждалась симуляцией школьной жизни и часами напролёт общалась с персонажами, «прокачивая» социальные ветки. Спин-офф, чья судьба висела на волоске, не только прослыл одной из лучших игр для PlayStation 2 , но и заложил основу формулы, которая в будущем стала визитной карточкой Persona: других таких игр просто не найти, как ни пытайся.

Metal Gear Rising: Revengeance

Есть игры, которые говорят за себя совершенно без слов. По одному взгляду на Metal Gear Rising можно безошибочно догадаться, что Хидео Кодзима опять забыл принять свои таблетки… Вот только сам Кодзима над этим проектом не работал. Точнее, не смог довести его до конца.

Разработка продвинулась немногим дальше этого трейлера, но механика расчленения (zan-datsu) осталась и в финальной игре

Геймдизайнер задумал прокинуть мостик между второй и четвёртой частями Metal Gear Solid , рассказав историю о том, как Райден превратился из смазливого шпиона в сурового киберниндзя. Жанр сменился со стелса на слэшер, а центральной геймплейной механикой должна была стать возможность прицельно разрубать врагов и другие объекты на мелкие кусочки. На словах всё это звучало неплохо, но в реальности коллектив Kojima Productions с трудом представлял, как на основе этой идеи выстроить целую игру. Кодзима решил принимать минимальное участие в разработке, чтобы дать своей молодой команде шанс набраться опыта — и она явно не справлялась с задачей. Сначала проект попал в производственный ад, а затем, когда Кодзима решил, что его уже не спасти, и вовсе был по-тихому закрыт.

Но вместо того, чтобы окончательно сдаться, «гений» нашёл поразительно удачный выход из ситуации: он вверил наработки по незаконченной игре в руки PlatinumGames и попросил её воскресить проект. Надо ли говорить, что авторы Bayonetta не подвели? Получив в своё распоряжение вселенную Metal Gear и творческий карт-бланш от её создателя, они сделали то, что умеют лучше всего: скоростной, стильный, абсолютно бешеный экшен. С наномашинами (сынок), гигантскими роботами, киборгами, пафосом, философией и ядрёной геополитической шизофазией — словом, со всем, за что мы нежно любим Metal Gear Solid.

Far Cry 3: Blood Dragon

В контексте игровой индустрии ностальгия — это палка о двух концах. В неумелых или падких на лёгкие деньги руках она не вызывает ничего, кроме неловкого молчания и отвращения, однако если за дело берутся люди с горящими глазами, то ностальгия превращается в настоящее искусство. Far Cry 3: Blood Dragon однозначно принадлежит ко второй категории: до сих пор с трудом верится, что Ubisoft одобрила её производство. Креативный директор проекта Дин Эванс предложил идею пародии на фантастические боевики восьмидесятых шутки ради, но, как обычно, шутка зашла слишком далеко — на разработку самостоятельного DLC отвели полгода.

Интервью с Майклом Бином говорит о качестве Blood Dragon всё, что нужно знать

Эванс, будучи поклонником ретро, вцепился в этот шанс изо всех сил. Для работы над саундтреком он выцепил австралийских электронщиков Power Glove , записавших музыку для «Бомжа с дробовиком» , и даже убедил Майкла Бина (Капрал Хикс из «Чужих» , Кайл Риз из «Терминатора» ) сыграть главного героя — после фиаско с Aliens: Colonial Marines актёр не хотел вновь соваться в видеоигры. Но в Blood Dragon всё кричит о том, как сильно её авторы любили свою работу и фильмы, над которыми игра потешается. Киберсолдат Рекс Кольт вырывает сердца убитых врагов, мочит ванлайнеры направо и налево, охотится на меха-динозавров и постоянно препирается с назойливым ИИ-помощником, раздающим дурацкие советы. Всё, включая оружие главного героя, отсвечивает неоном как новогодняя ёлка, а на фоне непременно играет ретровейв и эмбиент в духе Карпентера.

В конце концов, идиотизм — тоже искусство, и в этом специфическом типе идиотизма у Blood Dragon нет равных. Ну, за исключением разве что короткометражки Kung Fury.

Fortnite: Battle Royale

Об Epic Games можно отзываться по-разному, но в одном ей не откажешь: компания умеет адаптироваться под любую ситуацию на рынке. Взять хотя бы Fortnite. В 2011 году, когда её ещё только-только анонсировали, ни о каком battle royale и речи ни шло. Тогда разработчики занимались кооперативным шутером, который по изначальной задумке должен был стать гибридом Minecraft , Terraria и Gears of War. И хотя у идеи были шансы на успех, работа над проектом довольно быстро застопорилась из-за технических и бюрократических проволочек. Инженеры использовали игру в качестве тестовой площадки для будущего Unreal Engine 4 , а крупная сделка с Tencent вынудила студию провести серьёзные кадровые перестановки.

Вы бы предсказали по этому видео, во что выльется релиз Fortnite: Battle Royale?

Всё это настолько затормозило прогресс, что Fortnite успела морально устареть ещё до релиза и добралась только до раннего доступа целых шесть лет спустя, когда многие о ней благополучно забыли. Но он прожёг слишком большую дыру в бюджете компании, чтобы взять и забросить живой сервис в зародыше. Собственно, Epic Games и не стала ничего забрасывать: она просто заменила устаревшие тренды на современные. Оглядываясь на ажиотаж вокруг PUBG, которая как раз вышла в марте 2017-го, команда буквально на коленке, за два месяца, без стыда и совести набросала свою «королевскую битву» на базе Fortnite. Только бесплатную и мультяшную.

Сложно сказать, что вызывает больше эмоций: то, насколько предприимчивым был этот ход, или то, что он действительно сработал. Да ещё как сработал. Думаю, даже сама студия вряд ли рассчитывала, что Fortnite: Battle Royale станет крупнейшим онлайн-проектом в истории. Она приносит Epic Games баснословную прибыль, музыканты используют её в качестве концертных площадок, стримы собирают миллионы зрителей — даже Тор в «Мстителях» рубился в Fortnite. Battle Royale оставила позади и PUBG, и все остальные сетевые шутеры, и тем более оригинальную игру, о которой сейчас вспоминает лишь горстка убеждённых поклонников — даже сами авторы теперь будто бы делают вид, что её никогда не было.

И это — только те истории, что приходят в голову сразу. А какие аналогичные проекты помните вы? Стоит ли нам написать о каком-то из них подробнее?

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь