Igromania.ru
Обзор Returnal. Невыносимая цикличность бытия

Обзор Returnal. Невыносимая цикличность бытия

Рецензии — Обзор Returnal. Невыносимая цикличность бытия
Дорогой и красивый «рогалик», которому совсем не идёт перманентная смерть.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
28
26326
29.04.2021 15:00  | 
Обзор Returnal. Невыносимая цикличность бытия
Обзор Returnal. Невыносимая цикличность бытияОбзор Returnal. Невыносимая цикличность бытия
Близкие по духу
Обзор Returnal. Невыносимая цикличность бытия
Фильм «Грань будущего»
Обзор Returnal. Невыносимая цикличность бытия
«Кровь электрическая» Кендзи Сиратори
Элементы roguelike всегда были уделом небольших игр. За редкими исключениями (вроде Diablo) они, как правило, встречаются в основном в смелых инди-проектах, не чурающихся высокой сложности и необычных геймплейных механик. Тем занятнее, что один из первых эксклюзивов PlayStation 5, Returnal, при своей высокой цене и впечатляющей графике опирается на те же самые принципы, что и условные The Binding of Isaac или Hades. Другое дело, что эти принципы не слишком ей подходят.
Обзор Returnal. Невыносимая цикличность бытия

Лабиринт фауны

Астронавт по имени Селена вопреки предупреждениям летит на таинственную планету Атропос, где моментально терпит крушение. Очнувшись возле разбитого корабля, она отправляется исследовать окрестности и вскоре встречает смерть в лапах обитателей чужой планеты. А затем снова просыпается у корабля, снова отправляется в неизвестность и снова погибает бесславной смертью. И снова. И снова.
Инопланетный мир испещрён руинами древней цивилизации, обрывки истории которой Селена изучает по голограммам и монолитам. Выжить ей помогают и оставшиеся в руинах артефакты, и даже паразиты, постоянно пытающиеся присосаться к её скафандру. Побеждая чудищ-боссов, героиня получает редкие апгрейды, который остаются с ней после очередной смерти, и ключи, открывающие доступ к новым регионам. Так она постепенно приближается к спасению с проклятой планеты.
Третья локация вызывает стойкие ассоциации с картинами Бексиньского
Поначалу Returnal очень напоминает легендарную Metroid Prime: одинокая женщина в скафандре исследует чужую планету, расследует причину краха забытой цивилизации, сканирует обелиски и артефакты, отстреливается от врагов, собирает апгрейды. Вместо открытого мира тут набор комнат, которые часто отрезаны друг от друга дверьми, и даже карта здесь — один в один как в хите 2002 года: удобная, трёхмерная, позволяющая одним взглядом окинуть всю локацию и сообразить, какие области ещё не зачищены. Хочется изучить каждый уголок, запоминая, куда потом вернуться с апгрейдами. Тут ветки загораживают проход, там — энергетическое поле, а вон под водой что-то виднеется — ну точно надо будет забрать потом!
Естественно, Селене также предстоит разбираться с агрессивной фауной и технологиями погибшей цивилизации: от небольших четырехлапых созданий до огромной щупальцевой хтони, турелей, дронов и здоровенных механоидов с пулемётами. И если Metroid Prime была посвящена исследованию мира, то Returnal — в первую очередь хардкорный шутер, в котором хорошо виден почерк авторов Resogun и Nex Machina.
Вот так выглядит бой с обычными противниками в Returnal

Bullet heaven

Буквально каждый монстр в Returnal норовит чем-нибудь выстрелить в героиню: залпом энергочастиц, очередью самонаводящихся ракет, шоковой волной или лазером. Поэтому стоять на месте тут не получится (даром что многие враги умеют телепортироваться), нужно постоянно двигаться и прятаться за укрытия. Селена весьма проворна: она быстро бегает, высоко прыгает и хватается за уступы, а рывок в сторону даёт щедрое окно неуязвимости, которое вас не раз выручит. Управление в Returnal удобное и отзывчивое; жаль, лечилки срабатывают с заметной задержкой, что может привести к безвременной гибели.
Отбиваться от агрессоров придётся с помощью довольно стандартного арсенала: несмотря на названия, в футуристическом оружии легко узнаются пистолет, автомат, дробовик, плазмаган и базука. Амуниция бесконечная, есть быстрая перезарядка на манер Gears of War и мощный альтернативный огонь с продолжительным откатом — вот, собственно, и всё. Селена носит с собой только одну пушку, поэтому какие-то интересные комбо провернуть не получится.
Оружие в Returnal в массе своей удобное и даёт приятный тактильный отклик через контроллер: откат альтернативного огня сопровождается и вибрацией, и звуковым, и визуальным эффектом
Returnal позволяет как осторожничать в битвах, ведя огонь издалека, так и действовать более рискованно, полагаясь на неуязвимость при рывке и возможность оглушить противников. Под линейкой здоровья у каждого есть ещё и полоска, по заполнению которой враг на пару секунд выбывает из строя, — это добавляет сражениям чуть больше тактической глубины. А механика адреналина дополнительно повышает ставки: за каждые три убийства подряд Селена получает бафф. Первый расширяет окно для быстрой перезарядки, следующий позволяет видеть силуэты врагов сквозь стены, третий увеличивает урон от ближнего боя… Но все они пропадают, если хотя бы раз получить урон.
Смотрится игра отлично — освещение и визуальные эффекты в Returnal превосходны. Музыки заметно не хватает, но зато звук на высоте: клёкот хтонических чудищ впечатляет
Поэтому, как и в Doom Eternal, важно сразу прикинуть, кто из врагов представляет наибольшую опасность, а с кем можно расправиться позже. Вон то ожившее дерево раскидывает замедляющую растительность, пускает залпы самонаводящихся снарядов и телепортируется: как только оно само подберётся поближе, оглушаем его мощным выстрелом, выпускаем одну обойму и добиваем в ближнем бою, пока оно не оклемалось. Затем на бегу поливаем огнём мелких летающих тварей: в Returnal щедрое автонаведение, так что выстрелы вряд ли уйдут впустую. Быстрая перезарядка, добиваем мелочь и смотрим, кто появится в следующей волне врагов. Огромный берсерк? Лучше не спускать с него глаз — он одним прыжком догонит Селену и при приземлении пустит по земле шоковую волну. Его сопровождают мелкие четырехлапые монстры: проще убегать от здоровяка, снося миньонов одного за другим, чтобы они не мешали грядущей серьёзной дуэли.
Иными словами, бегать по локациям и сражаться в Returnal весьма увлекательно. Только вот в отличие от вышеупомянутых Doom Eternal и Metroid Prime, здесь враги не оставляют после себя лечилок, и цепочка ошибок быстро приведёт к гибели, в результате которой вы потеряете буквально всё. Сохранений-то тут нет, ведь Returnal — не просто шутер, но ещё и «рогалик».
Обзор Returnal. Невыносимая цикличность бытия

Обломали рога

Практически всё, что вы делаете в Returnal, не имеет значения, ведь существенные перманентные апгрейды и ключи выдаются только за схватки с боссами. Победа над финальным монстром в каждой зоне знаменует нечто вроде чекпойнта: если вы одолели противника хотя бы один раз, то в следующем забеге биться с ним уже не придётся. Так, из стартовой локации можно найти путь и во вторую, и в третью зону — они будут доступны сразу при наличии нужных предметов.
Так что, получается, Returnal — одновременно и линейный шутер, где центральная роль отведена сражениям с боссами, и (зачем-то) roguelike с пермасмертью. И если с шутером всё в порядке, то элементы roguelike ничего толком игре не дают. Вариативности в Returnal совсем немного. Для каждой комнаты прописана не только топография, но и расположение противников: уже после пары забегов можно, едва попав на арену, сразу сказать, что и как будет происходить. Число возможных игровых ситуаций тут крайне невелико, и со временем вы попросту выучите их — тот факт, что в каждом цикле генератор случайных чисел меняет комнаты местами, никак не обогащает опыт.
Примерно треть всех предметов в игре подвержена «порче»: такие апгрейды могут накладывать дебафф, избавиться от которого можно при выполнении произвольного условия. Правда, иногда их в принципе невозможно выполнить
Да и с экипировкой особого разнообразия нет. В отличие от многих других представителей жанра, предлагающих разные стартовые билды, в Returnal каждый цикл начинается одинаково. Прокачка артефактами и паразитами даёт лишь пассивные бонусы, а из активных умений есть только обычный и особый выстрелы из выбранного оружия, плюс удар мечом. Ситуацию немного спасают рандомные модификаторы оружия: один пистолет будет стрелять очередями, другой — пробивать броню; один карабин будет скорострельным, другой — медленным, но изредка лечащим при попадании. Но они не меняют стиль игры на корню.
Из-за довольно высокой сложности и невозможности гарантированно восстановить здоровье на первый план быстро выходят поиски оружия помощнее, бонусов к защите и лечилок (в идеале — регенерации). Так что с каждой новой реинкарнацией героини Returnal бросает кубик: положить ли на пути игрока полезные артефакты, пушки и паразитов или нет. Не повезло собрать бесполезный набор экипировки по дороге к боссу? Что поделать — любого противника в теории можно убить, вообще не получив урона. Правда, для этого нужна не только сноровка, но и знания, а на каждую попытку посмотреть, что босс будет делать в каждой из трёх фаз, у вас уйдёт минут сорок минимум. Это при условии, что вы будете тщательно собирать апгрейды по пути: если стараться делать всё быстро и пропускать локации, то шансов на победу будет ещё меньше.
Иными словами, Returnal не уважает время собственной аудитории. Многие ААА-блокбастеры не скупятся если не на чекпойнты, то хотя бы на точки сохранения. Многие roguelike предлагают новый опыт в повторных прохождениях. А у Returnal нет ни того, ни другого, — лишь пять с половиной биомов, пять боссов и титры, до которых можно было бы добраться куда быстрее, если бы не дурацкая пермасмерть.
Returnal жалеет игрока чуть больше, чем принято в жанре: в начале каждой следующей локации всегда лежит большая лечилка и апгрейд будущего оружия. Правда, нет никакой гарантии, что вы найдёте хоть один новый ствол, а не останетесь со стартовым пистолетом

YOU CRASHED

Самое неприятное, что угробить забег может не только ваша оплошность, но и технические неполадки. В моём случае за 20 часов игры Returnal дважды вылетела с ошибкой, оба раза уничтожив час с лишним прогресса. В то время как другие игры с перманентной смертью как минимум используют автосохранения, Returnal принципиально отказывается от них. Если вы захотите прерваться посреди забега и поиграть во что-нибудь другое, попрощайтесь со всем накопленным добром.
Обзор Returnal. Невыносимая цикличность бытия
Пустой тратой времени также оказывается всё, что связано с сюжетом. В плане повествования первые впечатления оказываются не менее ошибочными: увидев дом героини на таинственной планете, невольно вспоминаешь «Солярис»; после знакомства с местной цивилизацией на ум приходит другое произведение Лема — «Эдем». Но со временем от этих аналогий приходится отказаться ввиду абсолютной бессвязности нарратива. Если в начале ещё сохраняется надежда, что сценарий не зря создаёт интригу и красиво раскроет все карты, то ближе к середине от неё не остаётся и следа. Хотя Селена находится в центре сюжета, в её биографии есть лишь одно важное событие, а сама она лишь бросается в игрока обрывками фраз. Предыстория подаётся зарисовками, полными триггер-хантинга и дурацкого монтажа, в которых слишком мало ценной информации и слишком много режиссерского выпендрежа. А письмена древней цивилизации примерно так же содержательны, как роман «Кровь электрическая».
«НЕ ПЫТАЙТЕСБ ЧТОТ0 N3МЕНИТЬ! ДУМАNT3 ТОЛЬКО О СЕБЕ! людей просмотревших сойдут с ума. БЕЗНОГИМ»
Для меня Returnal обернулась разочарованием. Интригующую завязку загубил бестолковая манера повествования, а крепкий геймплейный фундамент — неудачная мета. Остаётся лишь мечтать, что было бы, если бы вместо бесконечных повторов одного и того же нам подарили бы столь же красивую и механически отточенную «метроидванию».
При этом Returnal, бесспорно, найдёт свою аудиторию — тех, кто выбивал платину в той же The Binding of Isaac, вряд ли смутит необходимость повторять одно и то же десятки раз. А те, кто любит собирать истории по размытым намёкам и заполнять пробелы в повествовании собственными теориями, наверняка получат своё удовольствие от нарратива. Увы, я не из их числа.
  Порадовало
Обзор Returnal. Невыносимая цикличность бытия
  • Великолепная механика боёв;
  • Удобная карта;
  • Отличный визуальный дизайн и звук.
  Огорчило
Обзор Returnal. Невыносимая цикличность бытия
  • Однообразие при перманентной смерти;
  • Отсутствие сохранений при частых вылетах;
  • Максимально невнятный нарратив.
  Как мы играли
Во что: ключ предоставлен издателем.
На чём: PS5.
Сколько: 20 часов.
  Ачивка редакции
Обзор Returnal. Невыносимая цикличность бытия
«Возвращенец»
Сразу же после титров одолеть финального босса ещё раз, не поверив, что на этом история заканчивается.
  О локализации
Полный дубляж на русский, причём игра не даёт возможности выбрать другой язык (кроме субтитров): что стоит в консоли, то будет и в игре. Перевод звёзд с неба не хватает, но, с другой стороны, вряд ли вы многое потеряете.
Обзор Returnal. Невыносимая цикличность бытия
★★★★☆ Достойно
Вердикт
Хотя нехватка разнообразия и перманентная смерть тратят время игрока сверх меры, Returnal — отличный шутер с отточенными механиками. Правда, он был бы ещё лучше, если бы его главная особенность шла на пользу игровому опыту, а не во вред.
Хотите скрыть партнерские блоки? Авторизуйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Сергей Цилюрик
Сергей Цилюрик
Выпускающий редактор Игромании. Пишет о видеоиграх за еду с 2003 года. Любитель яркой японщины, сюжетных инди и аргументированной критики всего подряд. Уже второй десяток лет ведёт блог о Final Fantasy.