06 июля 2021Особое мнение
Обновлено 17.05.2023

Team Fortress 2. Как мультиплеерный шутер от Valve покорил мир

Team Fortress 2. Как мультиплеерный шутер от Valve покорил мир - изображение обложка

В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.

Ей скоро стукнет 14 лет, но, несмотря на огромный по меркам видеоигр возраст, она всё ещё выглядит и играется замечательно. И по-прежнему входит в топ самых популярных игр в Steam : каждый день в ней проводят время более ста тысяч человек, и она буквально неделю назад установила новый рекорд по посещаемости. Другие игры приходят и уходят, а Team Fortress 2 остаётся. Давайте вспомним, что сделало её столь выдающейся.

Полицейский разворот

Team Fortress 2 выросла из модов для Quake и Half-Life, превративших бездумные дезматчи в осмысленные тактические противостояния двух команд. Продолжение Team Fortress Classic стало первым бесконечным долгостроем Valve : игра несколько раз переделывалась на протяжении девятилетнего цикла разработки.

Team Fortress 2. Как мультиплеерный шутер от Valve покорил мир - фото 1

В комментариях разработчиков Гейб Ньюэлл выразил надежду, что игра окажется стоящей ожидания. Это мгновенно стало мемом, ведь слова wait (ожидание) и weight (вес) звучат одинаково

Но без этого бесконечного цикла проб и ошибок, без опыта, полученного при разработке Half-Life 2, и без её выдающейся технологической базы не получился бы такой хит на все времена. TF2 изначально планировалась как ещё один серый и невзрачный милитари-шутер; её ключевыми возможностями должны были стать парашютирование в тыл врага и наличие командира, который бы наблюдал за ходом боя, как игрок в RTS, и раздавал команды напарникам (это впоследствии было воплощено в Natural Selection, ещё одном моде для Half-Life). Такая концепция изначально делала игру более хардкорной и нишевой, а попытки сделать «реализм» в то время стремительно старели с развитием технологий.

И в итоге Valve выбрала полностью противоположный подход. В графике и антураже — максимально броская, выразительная, по-мультяшному гипертрофированная стилизация под старые шпионские боевики. В геймплее — никакого стратегического режима, никакой иерархии, каждый сам себе на уме. Это сделало игру максимально доступной для каждого: порог входа в неё был минимален.

Оставалось только убедить игроков её попробовать. Для этого Valve придумала аттракцион невиданной щедрости: горячо ожидаемое продолжение Half-Life 2 упаковали в одну коробку с двумя приквелами, новаторской головоломкой Portal и Team Fortress 2. Пять игр по цене одной — кто от такого откажется? Те, кто никогда в жизни и не планировал покупать мультиплеерный шутер, получили его в довесок — а раз так, то не грех и попробовать, верно? Среди людей, которых TF2 исцелила от мультиплеерофобии, был и я.

Team Fortress 2. Как мультиплеерный шутер от Valve покорил мир - фото 2

А теперь у меня в ней 4440 часов

Антигеройский шутер

Бесплатность, доступность и приятный арт-дизайн — безусловно, крайне важные для игры черты, однако для того, чтобы она врезалась в память, ей нужен ещё какой-нибудь яркий персонаж, маскот, ставший бы её лицом. У мультиплеерных шутеров до TF2 такого не было: везде то какие-то унылые морпехи или взаимозаменяемые пользовательские скины. TF2 же взяла свои девять классов — и сделала маскота из каждого.

Пусть их и зовут по-старому (Снайпер, Инженер, Пулемётчик), каждый из них теперь полноценный персонаж. Со своими привычками, характером, акцентом и отношением к коллегам по наёмничеству. Их не спутаешь не только по силуэту, что немаловажно для мультиплеерного шутера, но и по голосу, по манере общения, по анимации. Именно на девяти классах/героях держится весь шарм игры, весь юмор; понимая это, разработчики ещё до релиза начали выпуск роликов Meet the Team, вмиг ставших вирусными.

И на этом они не остановились. Вслед за роликами пошли комиксы: сперва небольшие, фактически рекламные брошюры к обновлениям игры, а затем полноценные графические новеллы. Персонажи получили имена и биографии, противостояние красной и синей команд обросло предысторией, и лор игры со временем разросся до внушительных размеров. Между 2009-м и 2017-м TF2 была не просто шутером, но и огромной абсурдной историей, которая подкидывала один непредсказуемый финт за другим, — и за этим было крайне увлекательно следить.

Team Fortress 2. Как мультиплеерный шутер от Valve покорил мир - фото 3

Девять наёмников стали не только запоминающимися персонажами, но и бойцами столь разными по своей сути, что многие считают TF2 основательницей жанра hero shooter. Именно разнообразие геймплейных стилей вкупе с отличным балансом между классами и сделало TF2 столь популярной.

Разведчик юлил вокруг противников, пользуясь огромной скоростью и двойным прыжком, и вдвое быстрее захватывал точки. Пулемётчик был его противоположностью: очень живучий, очень мощный, но неточный и медленный. Снайпер не мог похвастаться ни мобильностью, ни живучестью, но был способен уложить почти кого угодно метким хедшотом. Инженер выстраивал линию обороны в виде турели и организовывал доставку товарищей на фронт при помощи телепортеров. Солдат палил из базуки: дальнобойно и точечно, заставляя инженеров прятать свои постройки в укромных местах. А оттуда их выкуривали подрывники с рикошетящими гранатами и идеальными в защите минами-липучками. Если прорвать оборону не удавалось, медик мог накопить убер-заряд и дать несколько секунд неуязвимости. Шпион тоже прекрасно справлялся с постройками инженера: проникнув в тыл в невидимости и замаскировавшись под члена вражеской команды, он мог подойти к турели и спокойно развалить её специальным девайсом, а потом с одного тычка ножа в спину уложить любого противника — даже тучного пулемётчика. Но ему приходилось несладко, если рядом оказывался поджигатель, проверяющий товарищей на вшивость огнемётом: огонь настигал шпионов и в невидимости.

Team Fortress 2. Как мультиплеерный шутер от Valve покорил мир - фото 4
Team Fortress 2. Как мультиплеерный шутер от Valve покорил мир - фото 5

Overwatch умыкнула у TF2 многие особенности классов, но мимикрия шпиона под членов другой команды остаётся эксклюзивом первоисточника

Каждый класс был в чём-то силён и в чём-то слаб; в зависимости от сложившейся ситуации между ними можно было легко переключиться, ничего не потеряв. И каждый игрок мог найти роль под себя: и умелые стрелки, и те, кто мажет с трёх шагов; и командные игроки, и одиночки.

Вкатиться в TF2 было очень просто ещё и потому, что в каждой из команд было по 10-12 человек, то есть личный вклад каждого конкретного игрока оказывался не так уж и высок. В играх формата 6-на-6 или 4-на-4 новичок легко мог подвести соратников, но в TF2 на малоэффективных товарищей никто не жаловался. А короткое время перед очередным возрождением означало, что промахи не так болезненно били по игроку, как в какой-нибудь Counter-Strike , где умершие выбывали из игры до конца раунда. TF2 была самым ненапряжным и весёлым мультиплеерным шутером — за это её и полюбили.

И за мемчики, конечно

Десять лет патчей

Но завоевать любовь — лишь полдела; её надо ещё и сохранить, и приумножить. Этому способствовали частые обновления, наполнявшие игру новым и новым контентом: картами, режимами и, что самое важное, пушками. Новые стволы кардинально меняли привычные стили игры. Так, солдат и пулемётчик могли научиться обходиться без медика: первый — пожертвовав вместимостью базуки и получая здоровье от нанесённого урона, второй — взяв вместо дробовика целебный бутерброд. Медик вместо неуязвимости мог научиться выдавать напарнику бафф на критический урон. Шпион, отказавшись от возможности прятаться в невидимость по желанию, получал спасение от фатального выстрела с автоматическим уходом «в сумрак».

Все эти нововведения прекрасно укладывались в рамки классовых архетипов, давая игрокам большую гибкость в кастомизации характеристик и умений героев. Классы, за которые раньше не получалось эффективно играть, с добавлением новых пушек становились более удобными, а давние любимцы раскрывали себя с новой стороны.

Team Fortress 2. Как мультиплеерный шутер от Valve покорил мир - фото 6

Пожалуй, единственный, кто вышел за рамки своей изначальной роли с получением нового оружия, — подрывник, ставший буквально рыцарем с мечом и щитом. Фактически десятый класс!

Помимо полезных вещей появились и бесполезные — но и на них спрос был не меньше. Речь, конечно, о косметических предметах: тех самых шапках, что стали синонимичны с названием игры. Но только от них она не стала ни капельки хуже. Какую бы клоунаду игроки ни устраивали, геймплею это не мешало. Силуэты персонажей по-прежнему легко читались, баланс никуда не девался, а сами шапки было крайне легко получить, не тратя ни копейки: или скрафтить, или выменять.

Главное же, что шапки дали игре, — это возможность сделать её бесплатной. TF2 своим примером показала, что free-to-play вовсе не значит pay-to-win: количество потраченных в игре денег не давало «китам» никаких преимуществ. На протяжении долгих лет Team Fortress 2 оставалась честной ко всем игрокам и бесконечно вариативной «песочницей», не стеснённой рамками реализма.

Team Fortress 2. Как мультиплеерный шутер от Valve покорил мир - фото 7

Даже PvE-режим завезли!

На произвол судьбы

Увы, ничто не вечно под луной. В том числе и энтузиазм сотрудников Valve, необходимый для того, чтобы над играми студии продолжалась работа. Радостно, конечно, что его хватило почти на десять лет регулярных обновлений: даже после релиза Overwatch — единственного достойного конкурента TF2 — та подкидывала новые поводы к ней вернуться. Но в последние годы это случается совсем уж редко, и, как сообщает инсайдер Тайлер Маквикер, за TF2 в Valve сейчас присматривают от силы полтора человека. Это не было бы так грустно, если бы компания продолжала выпускать новые релизы — если бы вслед за прекращением обновлений TF2 и L4D2 появились Team Fortress 3 и Left 4 Dead 3. Но пока что Valve не спешит нас радовать.

Само по себе отсутствие обновлений — ещё не приговор для игры: в конце концов, контента в ней и так навалом. Но тот факт, что Valve больше не занимается ей вплотную, обернулся засильем ботов, которых сейчас приходится регулярно выбрасывать из матчей, чтобы они всё не испортили.

Количество контента со временем сказалось на качестве графики и производительности. Чем-то пришлось пожертвовать

Но даже несмотря на то, что теперь практически в каждом матче надо воевать не только с вражеской командой, но и невыносимо назойливыми ботами, которые постоянно мешают себя кикать, в TF2 по-прежнему собираются десятки, а то и сотни тысяч игроков каждый день. Потому что такое количество и качество контента — до сих пор большая редкость, и мало какие мультиплеерные игры настолько же полны абсурдного юмора и весёлого безумия. Если вы давно не заходили в Team Fortress 2, попробуйте: велики шансы, что она вновь вас затянет. Как в старые добрые времена.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь