Igromania.ru

На спущенных колёсах. Как (почти) погибла серия Need for Speed

На спущенных колёсах. Как (почти) погибла серия Need for Speed Спец — На спущенных колёсах. Как (почти) погибла серия Need for Speed
История громких взлётов и оглушительного падения самой известной гонки в игровой индустрии.
Игроманияhttps://m.igromania.ru/
Спец
44
16.07.2021 13:00  | 
На спущенных колёсах. Как (почти) погибла серия Need for Speed
На спущенных колёсах. Как (почти) погибла серия Need for Speed
Ситуации, когда именитая серия, громко заявившая о себе в прошлом, вдруг начала сдавать обороты, а затем и вовсе растворилась в воздухе, — обычное дело для игровой индустрии. Очень жаль, что к этому со временем пришла и Need for Speed. И не только потому, что серия долгие годы была флагманом жанра и служила примером для других разработчиков. В первую очередь обидно из-за того, что хороших… да что там, аркадных гонок в принципе на виду почти не осталось. Формально, конечно, никто не анонсировал NFS громкие проводы, однако качество исполнения последних частей и недавнее отключение серверов у ряда классических игр серии — вполне себе тревожный звоночек. Так почему бы, пользуясь случаем, не вспомнить о том, как некогда прекрасный лебедь со временем превратился обратно в гадкого утёнка?

Первые успехи

Хотя история Electronic Arts уходит корнями в начало 80-х, в ту пору компания больше занималась издательской деятельностью и по-настоящему громко заявила о себе лишь в 90-е, когда начала выпуск спортивных симуляторов. Но эксперименты на стороне никто не отменял, поэтому доверить создание амбициозной трёхмерной гонки решили не кому-то из внутренних разработчиков, а сторонней студии Distinctive Software. На тот момент за ней числились две части популярной гонки Test Drive и довольно нетипичная для жанра Stunts, в которой игрокам довелось покататься по витиеватым трекам, а при желании можно было создать собственные. В итоге EA купила Distinctive Software и переименовала её в EA Canada, а Трип Хокинс, основатель ЕА, принял решение сделать Need for Speed временным эксклюзивом для собственной консоли 3DO, которую он тогда как раз продвигал на рынок.
Need for Speed и Need for Speed 2 для PC
Переход в три измерения сильно сказался на физической модели. NFS не очень-то походила на прошлые работы Distinctive Software и другие гонки, а скорее напоминала нечто среднее между драйвовой аркадой и симулятором, где машина разворачивалась на 180 градусов по любому поводу. Вдобавок разработчики сотрудничали с известным в США автомобильным журналом Road & Track — от него игре досталось стильное оформление меню в духе глянца того времени. Ну и, конечно же, нельзя обойти стороной видео, отснятые с участием настоящих автомобилей. Для 32-битной 3DO, оснащённой CD-приводом, наличие FMV было обычным делом, а вот для гонок — в новинку, поэтому присутствие роликов заставляло ещё сильнее поверить в реальность происходящего. Критики и игроки были единодушны в своих восторженных отзывах, поэтому EA решила приумножить прибыль и позднее портировала игру на только что подоспевшие PlayStation и Saturn в нагрузку к PC.
Need for Speed: Hot Pursuit и Need for Speed: High Stakes для PC
Вышедший в 1997 году сиквел встретили уже гораздо прохладнее — в основном из-за плохой оптимизации (особенно в версии для PS1) и более аркадной физики. И это при том, что разработчики стали напрямую взаимодействовать с производителями авто для получения исчёрпывающей информации о характеристиках их машин. Впрочем, понять претензии тоже можно: первая часть, как уже говорилось выше, ещё не до конца определилась со своей идентичностью. Но все точки над «i» благополучно расставила Hot Pursuit. Окончательно распрощавшись с реалистичной физикой, игра выстрелила пуще прежнего. И в этом ей помог режим погони, где бешеный драйв проявил себя в полной мере — особенно если примерить на себя роль блюстителя закона. Именно эта особенность резко выделила третью NFS на фоне прочих гонок и даже прошлых частей. Хотя удирать от копов было ничуть не менее увлекательно: те не только таранили авто лихачей, но и устраивали всяческие подлянки вроде баррикад и полос с шипами. Одно неудачное столкновение с препятствием могло отбросить лидера заезда на последнее место. Успех Hot Pursuit был настолько громким, что созданную вслед за ней в кратчайшие сроки High Stakes народ проглотил на ура, несмотря на очевидную вторичность.
В контексте Need for Speed из 90-х нельзя не упомянуть ещё один важный момент: саундтрек. Ушедший в мир иной композитор Теодосиус Кастаманидис, более известный как Саки Каскас, начал писать музыку для серии ещё начиная с первой части, однако по-настоящему его талант раскрылся именно в Hot Pursuit и High Stakes. Компанию ему составил не менее талантливый Ром Ди Приско, чьи энергичные электронные композиции стали визитной карточкой игр и ничуть не уступали трекам от короля брейкбита Junkie XL, украсившего своим творчеством четвёртую часть.
Саки Каскас и Ром Ди Приско

В двух шагах от триумфа

Поскольку затяжное паразитирование на одной идее редко сулит успех, в EA решились на смелый эксперимент: Porsche Unleashed. Игра вновь вернулась к формуле «ещё не симулятор, но и не совсем аркада», но в этот раз предложила не имевший аналогов на тот момент режим карьеры. Там игроку предстояло пройти тернистый путь длиной аж в 50 виртуальных лет: начиная от основания компании Porsche и вплоть до 2000 года, когда вышла игра. Собственно, сам релиз был коллаборацией, призванной ещё громче отпраздновать 50-летие автомобильного концерна. По этой причине автопарк в Porsche Unleashed состоял из машин всего одной марки, хоть и разных эпох. Но зато появился любопытный режим тестировщика авто — по сути, серия челленджей разной степени сложности: проехать трек за определенное время, добраться до финиша без аварий и т.п. Примечательно, что разработкой версии для PS1 занималась Eden Studios, которая шесть лет спустя подарила индустрии одну из самых инновационных гонок — легендарную Test Drive Unlimited, во многом послужившую основой для успешной (а сейчас ещё и чуть ли не единственной) аркадной серии Forza Horizon.
Need for Speed: Porsche Unleashed (PC) и Need for Speed: Hot Pursuit 2 (PS2)
С началом нового тысячелетия на рынок вышли консоли шестого поколения, и в EA снова не стали тянуть с выпуском новой NFS. Заново изобретать велосипед в такой ситуации у них не было нужды: главное — раскрыть мощь платформ. И Hot Pursuit 2 (2002) это удалось в полной мере. Несмотря на порядковый номер, игра ощущалась скорее как вольный ремейк: об этом говорило не только концептуальное сходство, но и наличие знакомых треков. Отметим, что игра существовала в двух инкарнациях. Основную версию для PS2 делала сторонняя студия Black Box, уже процессе разработки ставшая частью EA Canada. Несмотря на низкое разрешение, графически игра была сильнее той Hot Pursuit 2, что вышла на остальных платформах, — это касается и реализации освещения, и различных постэффектов. Приятной мелочью стала возможность запустить огненный шар впереди себя и посмотреть, не ожидает ли вас полицейская засада через 200 метров. Также новая NFS уж очень запомнилась своим нетипичным для серии саундтреком. Прежде EA в основном полагалась на электронные композиции, написанные специально для игр. Однако в Hot Pursuit 2 практически весь плейлист заняли треки малоизвестных ню-метал и альтернативных коллективов. Исключением стала разве что One Little Victory от ветеранов прог-рока Rush, со временем изменивших звучание в угоду современным трендам.

Легендарное трио

Need for Speed: Underground (2003), увидевшая свет всего через год после релиза Hot Pursuit 2, ознаменовала собой переломный момент в истории серии: именно она превратила NFS из популярной серии гонок в культурный феномен. С подачи фильма «Форсаж» стритрейсинг стал модным течением на Западе и привлёк внимание к игровым гонкам. А вовремя подоспевшая NFSU как раз переизобрела всю серию с нуля: новая физическая модель, прежде отсутствовавший режим драг-рейсинга и тюнинг, который предлагал куда больше возможностей, чем его предшественник в малоизвестной Tokyo Xtreme Racer. Ну и, конечно же, саундтрек — чего стоит один «Э-рон-дон-дон», звучавший из каждого мобильника у целого поколения подростков.
Need for Speed: Underground и Need for Speed: Underground 2 для PC
Без недостатков, впрочем, все равно не обошлось: идея гонять по однообразным на вид трекам пришлась по душе не всем. Также именно в Underground появился печально известный «кетчуп» — система, вроде как призванная сделать сложность более адаптивной. Если игрок сильно вырывался вперед, то плетущиеся где-то вдалеке машины оппонентов магическим образом телепортировались поближе к лидеру. Или наоборот: в случае сильного отставания AI в какой-то момент начинал поддаваться. Вместо челленджа такое нововведение большую часть времени дарило лишь головную боль — да ещё и работала эта фича через раз.
Тем не менее выхлоп был настолько громким, что Underground 2 увидела свет довольно быстро. Принципиальным отличием от оригинала стал открытый мир и сопутствующая ему возможность бросить вызов рандомному гонщику. Для победы в таких состязаниях требовалось уйти в значительный отрыв от соперника — и именно так выглядели все заезды в ранее упомянутой Tokyo Xtreme Racer.
Need for Speed: Most Wanted и Need for Speed: Carbon для PC
Но самым успешным творением EA Black Box стала вышедшая в 2005-м Most Wanted: она разошлась тиражом аж в 16 млн копий. Игра объединила в себе черты Underground и Hot Pursuit. От первой Most Wanted взяла драг-рейсинг, схожую физику и тюнинг, хоть и сильно упрощённый. От второй — поездки за город и яростные гонки с полицией, которые в условиях открытого мира вышли на совершенно иной уровень. Но был и ещё один важный элемент, который в корне отличал MW от других частей (включая и последующие): ролики с участием живых актёров. Те играли ну очень специфически и тем самым превратили тривиальный сюжет в уморительное зрелище — вышел тот самый случай, когда настолько плохо, что даже хорошо.
О подоспевшей спустя год Carbon, честно говоря, и сказать особо нечего. Это был просто «ночной» вариант Most Wanted с гонками по серпантину, где можно было легко вылететь с трассы.

Поворот не туда

Поняв, что жонглировать двумя самыми успешными элементами (погонями и ночными заездами) до бесконечности не получится, EA вновь пустилась в крайности в надежде отыскать новую формулу. Но если в случае с Underground резкая смена курса сыграла серии на руку, то о ProStreet (2007) такого не скажешь: получился настоящий Франкенштейн. С одной стороны, стильные тачки и тюнинг никуда не делись; с другой стороны, попытка подружить всё это с концепцией автосима обернулась провалом. Игре не хватало глубины для того, чтобы потягаться с такими мэтрами жанра, как Gran Turismo и Forza Motorsport, а на задорную аркаду она при этом тоже не тянула. Да и высокий уровень сложности, заставлявший бывалых гонщиков по нескольку раз переигрывать даже стартовые заезды, интереса не добавил.
К сожалению, ProStreet был лишь верхушкой айсберга: вторая половина нулевых целиком прошла под знаменем проб и ошибок. Наломав дров с ProStreet, ЕА попыталась вернуть серию в старое русло в Undercover. Привычный стритрейсинг решили разбавить историей про копа, работающего под прикрытием, и визуальной эстетикой в духе Майкла Бэя. Вышло, увы, максимально вторично — да ещё и настолько примитивно в плане сложности, что одиночная кампания проходилась без малейших усилий. Следом NFS зачем-то вновь попытались превратить в автосимулятор, но уже без добавки аркадных элементов. К чести Slightly Mad Studios следует признать, что обе части Shift получились достойными играми, — проблема в том, что рынок на тот момент и так был перенасыщен автосимуляторами. И очередная неплохая альтернатива Gran Turismo и Forza Motorsport — явно не то, что фанаты хотели получить от новой NFS.
Need for Speed: ProStreet и Need for Speed: Shift для PC
Поняв, что запахло жареным, EA вновь обратилась к формуле «новое — хорошо забытое старое» и доверила авторам Burnout очередной перезапуск легендарной Hot Pursuit. К счастью, в этот раз вышло как надо. Разработчики из Criterion хоть и не превратили привычный для серии геймплей в бедлам уровня Burnout 3: Takedown, но всё же интегрировали в него возможность пускать вражеские авто под откос. И полицейские, и гонщики обзавелись набором гаджетов, которому позавидовал бы сам Джеймс Бонд. Отныне следовало опасаться не только засад и полос с шипами, но и отключения электроники в самый неподходящий момент. Азарт был бешеный и уж точно невиданный в рамках серии. Кроме того, разработчики внедрили в Hot Pursuit (2010) систему Autolog, стирающую грань между однопользовательским режимом и мультиплеером. Новая NFS вела учёт рекордов, и раздражающее чувство «Блин, он финишировал на три секунды раньше меня!» заставляло пользователей вновь и вновь возвращаться в игру.
Need for Speed: Hot Pursuit и Need for Speed: The Run для PC
Жаль, что обновлённая Hot Pursuit стала последней по-настоящему выдающейся частью серии. После кратковременного успеха всё опять пустилось под откос. Need for Speed: The Run, подобно Undercover, пыталась походить на роуд-муви: весь геймплей представлял из себя один цельный заезд из Сан-Франциско в Нью-Йорк, перемежающийся убогими катсценами с QTE-вставками. Спорные механики и сюжет с постановкой уровня фильмов категории B привели к ожидаемому провалу, после которого EA упразднила Black Box — студию, когда-то создавшую самые популярные игры серии.
Впрочем, Criterion тоже не повезло: если идея с перезапуском Hot Pursuit себя оправдала в полной мере, то вернуть к жизни Most Wanted не вышло от слова совсем. Формально Most Wanted (2012) следовала заветам своего предка: здесь тоже были гонки как в самом городе, так и за его пределами. И полиция никуда не делась. Но азарт, увы, улетучился. Без стильных видеовставок, тюнинга и забойного саундтрека это была просто ещё одна неплохая NFS — но совсем не Most Wanted, как бы громкий заголовок ни убеждал в обратном.

И тут со дна постучали

Однако настоящий стритрейсерский стыд ещё только виднелся на горизонте. Собранная из бывших сотрудников Black Box, Criterion, EA Dice и Playground Games студия Ghost Games выдала хорошую, но, увы, максимально вторичную по отношению к Hot Pursuit 2010-го Rivals (2013), а затем принялась возвращать к жизни Underground. На деле же, как показало время, её закопали в землю ещё глубже. Несмотря на отсутствие знакомого подзаголовка, Need for Speed (2015) всеми силами пыталась походить на культовый стритрейсинг за авторством Black Box: бьющий в глаза неон ночных улиц, схожий набор режимов и тюнинг авто, в котором разработчики добились выдающихся высот — всё напоминало об Underground. Возможностей кастомизации железного коня было так много, что можно было буквально часами сидеть в виртуальной мастерской и превращать и без того стильный спорткар в произведение искусства. Но вот незадача: возиться с тюнингом и любоваться редкими катсценами на движке с реалистичной графикой было в разы приятнее, чем ездить. Бытует мнение, что корявая физика — дело рук движка Frostbite 3, но почему же тогда в Rivals не было проблем с ездой?
Need for Speed (2015)
В ребуте NFS машины делились ровно на два типа: танки, которые отказывались входить в повороты в принципе, и, напротив, бурёнки на льду, которые скользили на любой поверхности. Подёргав ползунки в настройках авто, можно было худо-бедно вправить машине мозги — но не настолько сильно, чтобы получать кайф, сравнимый с тем, что когда-то был в Underground. Вдобавок, по иронии, борьба с виртуальным рулём оказалась куда более жестокой, чем с, собственно, оппонентами. Добрых две трети кампании Need for Speed только и делала, что проходила сама себя, прощая игроку любые оплошности и позволяя добраться до финиша первым без каких-либо усилий. Впрочем, главной хохмой всё же стали уходы от полиции: её приходилось натурально искать, а потом ещё и поддаваться для того, чтобы хоть сколько-нибудь повысить уровень розыска и выполнить отдельные челленджи. В общем, ребут потерпел фиаско: не привнеся в серию ничего нового, он умудрился одним махом разрушить всё то, что прекрасно стояло и работало на протяжении почти двадцати лет. Со временем Ghost Games сумела привести игру в более играбельное состояние посредством тонны патчей, но поезд, как говорится, уже ушёл.
Need for Speed Payback
На фоне мук с возрождением серии её разработчики как-то совсем упустили из виду тот факт, что статус королевы аркадных гонок уже давно заняла Forza Horizon. И пока в стенах Ghost Games кипела работа над очередной NFS, на свет появилась третья часть FH, сделавшая огромный скачок для всей серии. Огромный и невероятно красивый открытый мир, сотни челленджей, несколько видов гонок, включая езду по бездорожью с возможностью срезать путь, — простор для реиграбельности был таким, что залипнуть в игре можно было на несколько месяцев. И коли своей фантазии не хватает — почему бы не позариться на работы конкурентов? Другого объяснения для Payback не придумать, ведь игра буквально цитирует Horizon 3 во всём, кроме пары моментов. Новую NFS вновь попытались превратить в кино: маркетологи из-за всех сил пыжились в трейлерах, заставляя игроков поверить в то, что их ждёт «Форсаж» от мира игр.
На деле «Форсаж» (да ещё и от мира индийского кино) ждал разве что в отдельных катсценах — на геймплее же обещанная зрелищность никак не отразилась. Ни тебе интересных механик, ни захватывающих погонь. Ну хоть богомерзкие QTE не стали тащить из The Run — и на том спасибо. Однако стычки с полицией, которые, по логике вещей, должны были стать главной фишкой новинки, получились из вон рук плохими. Не настолько плохими, как это было в NFS (2015) до патчей, но и бесконечно далёкими от захватывающих погонь из Hot Pursuit и Rivals.
А окончательно игру похоронила система микротранзакций, появившаяся в Payback явно не без указа «сверху». Для того, чтобы противостоять соперникам, требовалось постоянно прокачивать авто до нужного уровня, поэтому многие заезды приходилось перепроходить по многу раз ради заработка средств на тюнинг. А если не хотите тратить время — вливайте реальные деньги в лутбоксы, которые ускорят процесс. Впрочем, даже в случае идеальной прокачки AI периодически выкидывал коленца: то уходил в отрыв в первые же секунды заезда без видимых на то причин, то тупил похлеще учеников, впервые оказавшихся за рулём. Ситуацию с чрезмерным гриндом впоследствии исправили при помощи обновлений, но ложка, как известно, хороша лишь к обеду.
Need for Speed Heat
Последней на данный момент частью, если оставить за кадром мобильные инкарнации, значится Need for Speed Heat — как бы NFS образца 2015-го, но уже здорового человека и с небольшими дополнениями. Состязания делятся на два типа: в светлое время суток игра не представляет особого интереса, так как уж очень смахивает на ProStreet. Но вот ночью Heat прямо-таки сияет: физика, несмотря на всё тот же движок, стала поприятнее, искусственный интеллект завязал с откровенным читерством, а копы наконец-то вспомнили о своей власти и принялись сильно докучать в процессе гонок. В кои-то веки в серию вернулись драйв и азарт, но, согласитесь, приведённая в порядок игра четырёхлетней давности — не такой уж и большой повод для гордости.
Что же до будущего серии — в Сети периодически всплывает информация о новой игре, которую разрабатывает Criterion. Релиз должен был состояться ещё в этом году, однако команду попросили помочь с созданием Battlefield 2042, поэтому выход сдвинулся на неопределённый срок. Честно говоря, слабо верится в то, что разработчики, давно отошедшие от гонок, смогут сотворить что-то по-настоящему выдающееся. В лучшем случае они опять выпустят компиляцию старых идей. Но и такой результат в условиях тотальной нехватки аркадных гонок всяко лучше пустого места. Живи, NFS, ещё не все полимеры потеряны!
Делитесь в комментариях: какую игру вы считаете пиком качества серии? И есть ли у неё, по-вашему, будущее?
Хотите скрыть партнерские блоки? Авторизуйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Дмитрий Сироватко
Дмитрий Сироватко
Обладатель большой коллекции консолей и фанат ретро-игр. В детстве читал «Великий Дракон» и «Страну Игр» и в какой-то момент понял, что сам не прочь вещать об играх. Чем и занимается с 2008 года.