16 августа 2021Особое мнение
Обновлено 17.05.2023

Предварительный обзор Humankind. Civilization для тех, кому надоела Civilization

Предварительный обзор Humankind. Civilization для тех, кому надоела Civilization - изображение обложка

Пару месяцев назад мы уже делились первыми впечатлениями от Humankind, новой глобальной стратегии от создателей Endless Space и Endless Legend. Теперь до релиза остаются всего сутки — самое время для рецензии. Однако, во-первых, эта игра настолько велика, что ради полноценного обзора в ней хорошо бы провести хотя бы с месяц, а ревью-копию я получил меньше недели назад. И, во-вторых, про некоторые аспекты игры нас просили пока не рассказывать. Поэтому сегодня — только предварительный обзор. Впрочем, уже сейчас понятно очень многое.

Начнём с того, что Humankind гораздо больше похожа на Civilization , чем на предыдущие игры Amplitude. Поэтому и сравнивать её я буду в основном с главным детищем Сида Мейера. Что уж там! На первый взгляд героиню этого материала легко можно принять за клон Sid Meier’s Civilization VI. На самом деле это в корне неверно, ведь новый проект французской студии — это и Civilization VI, и Endless Legend, и даже немного Endless Space 2. Но, самое главное, по большей части это всё-таки новая и весьма оригинальная игра.

Вся Humankind в цифрах за одну минуту

Повесть временных лет

Впрочем, привычного здесь тоже очень много. Исторические эпохи. Чудеса света. Разноцветные империи, бьющиеся за власть над миром. Привычный квартет «пища — производство — наука — деньги» (да, теперь никакой космической пыли). Тот, кто играл в любую 4Х-стратегию за последние лет тридцать, в Humankind почувствует себя как дома. Но Amplitube не была бы собой, не добавь она в своё свежее творение кое-какие уникальные особенности.

В основе всего лежит вполне разумная идея о том, что цивилизации — не статичные явления. Они не возникают из ниоткуда и не уходят в никуда, а формируются постепенно, объединяя в себе черты разных культур, меняются со временем и, короче говоря, живут. В реальной жизни никакие племена не выбирали заранее, стать ли им ольмеками или, скажем, ассирийцами. Они просто выживали, развивались и творили историю. Так же и здесь. Мы начинаем партию буквально никем: под контролем у нас только кучка охотников и собирателей, вокруг — огромный неизведанный мир, а впереди — шесть исторических эпох (от неолита до современности), через которые нам нужно провести своих подопечных.

Предварительный обзор Humankind. Civilization для тех, кому надоела Civilization - фото 1

Оказывается, когда тебя не заставляют выбирать цивилизацию заранее, это очень удобно. К примеру, в горах будут полезнее мудрые книжники чжоу, а на морском берегу — прожжённые торгаши финикийцы

Каждой цивилизации — своё время. Скажем, кельты осознают себя как народ ещё в глубокой древности, а вот русские — только в индустриальную эпоху. Ну а почувствовать себя советскими людьми можно лишь в современности. Мы вольны принять любую свободную культуру и получить её уникальный бонус, городской район и юнита. А со сменой эпохи — сделать новый выбор уже из других вариантов, но сохранить при этом наследие предков.

Звучит, наверное, мудрёно, а выглядит поначалу малость диковато. Но на деле схема оказывается простой и логичной. Она отлично вписывается в игровую логику и действительно во многом отражает реальный исторический процесс. Этногенез любого народа — штука куда более увлекательная, чем иной приключенческий роман. Да и, прямо скажем, странно было бы ждать от кучки полуголых дикарей чёткого национального самосознания. Сперва им нужно побегать по округе, поохотиться на мамонтов и просто помечтать, глядя на звёзды. А уже потом искать место для будущей столицы, строить пирамиды и лететь на Альфу Центавра. Так что не ждите никаких пещерных американцев во главе с обряженным в шкуры Тедди Рузвельтом и (почти) никаких древних египтян верхом на танках (хотя второй вариант, в принципе, возможен, но об этом ниже).

Предварительный обзор Humankind. Civilization для тех, кому надоела Civilization - фото 2

Подход «новая эра — новая цивилизация» позволяет подбирать бонусы под ситуацию на карте мира. Подотстали в науке? Берите корейцев. Давно планируете расширение границ? Подойдут ахемениды. Затеваете маленькую победоносную войну с надоедливым соседом? Римские легионы к вашим услугам!

Система со сменой нации выходит очень гибкая — она решает проблему той же Civilization с бесполезными бонусами и ненужными уникальными юнитами. Я про ситуацию, когда какие-нибудь воины-ягуары, от которых в каменном веке ещё был толк, уже к античности полностью теряют актуальность. Как же не хватало возможности переквалифицироваться «из ацтек в греки» и получить в качестве персональной армии гоплитов, полезных вплоть до самого Средневековья! А вот теперь так делать можно — и это здорово. Впрочем, гипотетическую ситуацию «арбалетчик сбивает вертолёт» тоже никто не отменял, а это ещё лучше.

Каких-нибудь вавилонян или финикийцев по-прежнему можно протащить хоть в космическую эру — было бы желание. Это, конечно, лишит вас новых плюшек, зато даст бонус к славе. А ради неё, собственно говоря, мы все здесь и собрались. Да, Humankind — огромная, многогранная машина веселья, в которую можно играть именно так, как хочется. Но главное для победы — чтобы тикал счётчик очков.

Предварительный обзор Humankind. Civilization для тех, кому надоела Civilization - фото 3

Финальный подсчёт очков и определение победителя происходит через фиксированное число ходов. Однако никто не мешает продолжить играть дальше, чтобы открыть все технологии, отправить миссию на Марс, а заодно, может, и обратить человечество в радиоактивный пепел

У Петра Великого близких нету никого

Условно говоря, слава отражает глубину следа, который ваш народ оставил в истории человечества, и это абсолютное мерило успеха. Получать славу можно самыми разными путями, причём не только агрессивными. Для полудикарей, которые едва-едва освоили огонь, достижением, достойным «звезды эпохи», будет считаться даже успешная охота. Но чем выше развитие цивилизации, тем сложнее ей расти дальше. Игра начинает требовать новых открытий, новых территорий, новых побед…

Самое классное, что можно стать самым успешным народом, не построив ни одного боевого отряда и не выиграв ни одного сражения. Более того, есть шанс стереть вообще всех конкурентов с лица земли… и всё равно проиграть. Просто потому, что в абсолютном выражении уничтоженные империи были успешнее твоей. Sic transit gloria mundi.

Предварительный обзор Humankind. Civilization для тех, кому надоела Civilization - фото 4

Ещё один путь к славе — «сопернические деяния». Первым открыл письменность, совершил кругосветное путешествие или построил железную дорогу — получай ачивку и очки

Надо сказать, что самой интересной мне показалась именно мирная победа. Может, потому, что обыденная жизнь человечества в Humankind и без военных конфликтов полна нюансов, которые всё время нужно держать в голове. Может, потому, что я не успел как следует погрузиться в современную войну, где ядерное оружие, дальнобойная артиллерия и авиация серьёзно меняют правила игры. А может, потому, что боевая механика — просто не самая сильная сторона Humankind.

Ведь даже здесь не обошлось без новаций. Нам позволили не только тупо сталкивать две армии лбами, но и устраивать полноценные пошаговые битвы. Для победы над мало-мальски серьёзным врагом нужно умело расставлять войска, комбинировать их виды, учитывать тонкости вроде типа местности и высоты над уровнем моря — это, конечно, здорово. Но сражения с прямым управлением добавляют уж слишком много микроконтроля в игру, которая и без того словно создана для фанатов ручного менеджмента. Поэтому вскоре драки просто начинаешь пропускать, отдавая расчёт результатов на откуп компьютеру.

Да и собственную идеологию совсем не обязательно нести на кончиках копий. Дипломатия предлагает богатый набор опций, пусть и каким-то невероятным геймплейным прорывом её не назовёшь. А культурное или религиозное доминирование зачастую куда важнее и полезнее, чем грубая сила. Хотя, конечно, всё зависит от соседей.

Предварительный обзор Humankind. Civilization для тех, кому надоела Civilization - фото 5

Дерево технологий словно взято из игр Firaxis. Мы точно так же движемся от изобретения колеса к боевым лазерам, экзоскелетам и термоядерным реакторам. ОБЧР, к сожалению, нет

Make your own Nuclear Gandhi

Лично мне в Civilization всегда самыми забавными казались исторические анекдоты в духе «Въезжает Ганди на танке в Белый дом, а Чингисхан ему кричит: “Занято!”» или «Встречаются Олаф Синезубый и Чака Зулу, но вместе пока не живут». Так вот, в Humankind таким историям, к сожалению, не место. Ведь, в отличие от любых других 4Х-стратегий, мы играем не за конкретную нацию, а за некоего аватара. Ему можно настроить внешность и даже выбрать характер, а потом вместе проживать бесчисленное множество сценариев развития человечества. Получается как минимум не хуже лидеров, жёстко закреплённых за каждой нацией.

Другая интересная новинка — небольшие текстовые квесты, которые серьёзно разнообразят происходящее. Приятно, что внезапные события не сводятся к выбору «+1 к населению» или «-25% к времени изучения технологии». За каждым случаем стоит история — и это здорово. Во время пожара спасать детей или дома? Разрешить городским властям кастрировать слуг или как следует всыпать местной администрации за излишнюю жестокость? Как донести до населения концепцию деления на ноль? Вопросов много, и ответы есть только у нас.

Предварительный обзор Humankind. Civilization для тех, кому надоела Civilization - фото 6

Экспансия напоминает Endless Legend с её императивом «одна территория — один город». В отличие от Civilization, для захвата территорий не нужны поселенцы. Любой юнит способен основать аванпост, который потом можно превратить в городское поселение… если в этом возникнет необходимость, конечно. Скажем, нет нужды в целом мегаполисе, чтобы просто построить рудник

Каждый выбор немного смещает наши взгляды по одной из четырёх идеологических шкал. Что важнее, коллективизм или индивидуализм? Собственная страна или весь мир? Свобода или власть? Традиция или прогресс? Решать вам, ведь у каждого выбора всегда есть не только положительные, но и отрицательные моменты. В сумме получается настоящая RPG, только в роли героя выступает целая нация.

Пожалуй, единственное, чего этой игре не хватает, — нормального, полноценного обучения. Здесь есть подробные подсказки и даже видео, но понятнее от этого не становится. Ладно, рано или поздно в нюансах методом тыка разберётся даже полный новичок. И получит… кажется, ещё одну Civilization. Нет, отличий, как я уже говорил, полно. Вот только на общие впечатления они не то чтобы сильно влияют. Ощущается Humankind именно как новый проект со словами «Sid Meier’s» в заголовке. А вот хорошо это или плохо — решайте сами.

Предварительный обзор Humankind. Civilization для тех, кому надоела Civilization - фото 7

Дерево социальных институтов позволяет построить собственную уникальную цивилизацию. А вы уж решайте, кого отыгрывать: прогрессивного правителя, безумного тирана-мракобеса или рационально жёсткого макиавеллиевского государя

В первом приближении Humankind выглядит как Civilization для тех, кому надоела Civilization. Большая, сложная, разнообразная, со своим собственным уникальным видением — и при этом классическая до мозга костей. Нужно только немного втянуться, и синдром ещё одного хода вам обеспечен.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь