27 сентября 2021Особое мнение
Обновлено 17.05.2023

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли - изображение обложка

В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.

Тренд на механики и сюжеты, связанные с путешествиями во времени, лично мне кажется в равной степени любопытным и заезженным. Эта концепция буквально создана для интерактивного формата: ни один другой медиум не в силах раскрыть её потенциал так, как это могут сделать игры. The Legend of Zelda: Majora’s Mask, Braid, The Sexy Brutale, Outer Wilds, первый сезон Life is Strange, цикл визуальных новелл Zero Escape, Deathloop, даже отечественный «Анабиоз»— в умелых руках эксперименты с пространством и временем дарят незабываемый опыт. А вот в руках неумелых или ленивых, которые встречаются куда чаще, они вызывают неописуемую тоску. За примерами далеко ходить не нужно: недавняя Twelve Minutes при своём трёхчасовом хронометраже успевает наскучить до слёз, загубив все хорошие идеи и актёрскую игру никудышным исполнением.

Однако этим летом копилка удачных экспериментов пополнилась The Forgotten City — детективом в антураже древнего Рима от независимой студии Modern Storyteller. Учитывая скромный бюджет и крошечный коллектив разработчиков, я не ждал от него особых успехов — а в результате открыл для себя одну из лучших сюжетных игр в жанре. И теперь надеюсь открыть её вам, потому что такие вещи выходят не каждый день.

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли - фото 1

Memento mori

Если вы в когда-нибудь интересовались пользовательскими модами для Skyrim, то название The Forgotten City может показаться подозрительно знакомым. В 2015 году, задолго до эволюции в самостоятельную игру, проект будущей студии Modern Storyteller (вернее, её основателя — Джеймса Пирса) вышел в качестве бесплатной модификации на платформе Nexus Mods. Публика, как и пресса, встретила её крайне тепло. Для задумки, претворённой в жизнь всего одним разработчиком-самоучкой, оригинальная The Forgotten City получилась очень и очень достойной. Пирс в одиночку продумал геймдизайн и код, привлёк актёров озвучки и даже озаботился записью оркестрового саундтрека, а написанный им детективный сценарий получил признание Австралийской гильдии писателей. Словом, впечатляющий результат для новичка, который пришёл в игровую индустрию без опыта, прямиком из корпоративной юриспруденции.

Теперь же, шесть лет спустя, Пирс собрал маленькую команду единомышленников и вернулся к первоначальной идее, чтобы переосмыслить и развить её до масштабов самостоятельного произведения. События «новой» The Forgotten City разворачиваются в нашем времени: главный герой приходит в себя на берегу реки Тибр, из которой его вытащила таинственная незнакомка в чёрной кофте с капюшоном. Он не помнит, как именно здесь оказался, но разбираться в произошедшем некогда, потому что спасительница тут же просит вернуть должок: найти её товарища, который час назад отправился в пещеру неподалёку и до сих пор не вернулся. В этом неприметном местечке якобы сокрыты руины неизвестного древнеримского поселения. Кто знает, какие сокровища и опасности могут там поджидать?

Традиционный римский форум, прошлое и настоящее

К сожалению, в пещере ждут не только останки мёртвого города, усеянные десятками золотых человеческих статуй, но и портал, который переносит героя на пару тысяч лет в прошлое — в эпоху, когда пыльные руины населяла небольшая процветающая коммуна всего из пары десятков человек. Здесь римляне, греки, египтяне и представители многих других народностей уживаются друг с другом без малейшего конфликта: ни краж, ни убийств, никто даже голос на соседа не повышает. Правда, эта идиллия целиком построена на страхе. Все обитатели города — от простолюдинов до патрициев — строго подчиняются таинственному закону под названием «Золотое правило»: оно гласит, что за грех одного человека обречены расплачиваться все. И, глядя на застывшие повсюду статуи, несложно догадаться, какое наказание уготовано провинившимся.

Если вдруг померещится, что статуи следят за вами взглядом, пока вы смотрите куда-то в сторону, то… В общем, лучше думайте о хорошем

Ваше прибытие, если верить словам правящего магистрата, означает лишь одно: кто-то из жителей собирается нарушить правило, тем самым погубив всех остальных, включая вас. Перспектива сомнительная, но есть и хорошие новости: если вам удастся в течение дня найти будущего грешника и остановить его, то катастрофы можно избежать. Однако на словах это гораздо проще, чем на деле. Город только с виду похож на утопию: в реальности он гниёт от междоусобных склок, неурядиц и просто неудачных обстоятельств, которые серьёзно мешают расследованию. Вечером должны пройти выборы нового магистрата, но фаворит предвыборной гонки считает правило наивным вымыслом: люди, сами того не подозревая, вот-вот отдадут власть собственному палачу. Несколько человек, в том числе дочь правителя, вообще пропали без вести, хотя из города в принципе невозможно выбраться. Правило запрещает поднимать руку на ближнего и посягать на чужое имущество, но не имеет ничего против долгового рабства, которое толкает отчаявшихся бедняков (читай, ценных свидетелей) к самоубийству.

Решить эти проблемы за один день не получится при всём желании… По крайней мере, с первой попытки. Когда кто-то неминуемо нарушит правило, у вас будет шанс обернуть время вспять и вернуться в начало дня, пройдя через портал на окраине города. Да, всё вернётся на круги своя, но вы не останетесь с пустыми руками: предметы, найденные в предыдущей петле, перейдут вместе с вами в следующую. Как и важная информация, которая позволит избежать предыдущих ошибок и изменить ход событий (но это при условии, что вы окажетесь в нужном месте в нужный момент). А для этого придётся изучить местность как свои пять пальцев, узнать каждого жителя поближе и вытащить на свет множество тщательно спрятанных секретов — даже те, о которых никому лучше не знать.

Пейзажи и архитектура позабытого города душераздирающе красивы: на каждом углу хочется остановиться и сделать пачку скриншотов. Неспроста авторы сразу добавили в игру фоторежим

Молчание — золото

По-хорошему, здесь рассказ о The Forgotten City стоило бы и закончить: это одна из тех историй, которые, по аналогии с Outer Wilds (тоже советую, если вы ещё не), лучше увидеть лично, а не в пересказе с чужих слов. Более того, здесь нет практически ничего, кроме истории. За исключением пары коротких (и не очень нужных) боевых сегментов, весь игровой процесс сводится к исследованию города и диалогам с его обитателями в поисках новых улик, происшествий и зацепок. Тут нет никаких RPG-элементов, нудных головоломок или каких-либо других механик, которые отвлекали бы от главного: хитроумного клубка сюжетных интриг. Хотя за разработку отвечало всего три человека с достаточно скромным бюджетом, камерный мир The Forgotten City ощущается на удивление большим, насыщенным жизнью местом, которое действительно хочется исследовать вдоль и поперёк. Авторы, конечно, оставляют кое-какие ориентиры, чтобы игрок совсем уж не потерялся, но никогда не ведут его за руку, если он сам того не захочет.

Лук, превращающий органическую материю в чистое золото, пригодится ещё и для своеобразного платформинга: с его помощью вьющаяся лоза станет прочной лестницей

Разумеется, во многом это заслуга сценария, которым вновь занимался создатель оригинального мода Джеймс Пирс: именно благодаря литературным текстам The Forgotten City производит впечатление большой, продуманной до мелочей тайны. Сам по себе город невелик, зато каждый из его жителей по-своему интересен. Даже у самых отъявленных подонков есть харизма, мотивация и собственное мнение обо всём на свете, а ситуации с их участием нередко запоминаются. Мне нравилось, например, в начале каждой петли заглядывать в гости к улыбчивому греку Георгию: добродушный портной использует золотые статуи в качестве манекенов для своего ателье — мол, не пропадать же добру. В невероятно комичной беседе можно попытаться объяснить весталке, что такое мемы и почему имя Карен стало нарицательным. Или послушать воспоминания закалённого легионера о том, как ему приходилось казнить братьев по оружию из-за круговой поруки. А ещё можно ввязаться в дебаты о природе правосудия со старым философом-отшельником, приобщиться к древнеримской демократии и высказать надменному политику всё, что вы думаете о классовой иерархии.

Диалоги с персонажами неплохо поставлены, но сразу же выдают недостаток полировки и бюджета игры. Скованная анимация, мимика и стеклянные взгляды на тысячу ярдов

При этом всё вышеописанное не отвлекает от главной интриги, а, напротив, дополняет её. Поиски будущего грешника плавно уступают место загадке происхождения города и мистического правила, а Modern Storyteller умело переплетает элементы научной фантастики с реальной историей. Тем не менее, есть кое-какие аспекты, которые всё же мешают назвать сюжет The Forgotten City образцовым. Персонажи, несмотря на бесспорную харизму, частенько заступают на территорию плоских стереотипов: им явно не хватает экранного времени, чтобы хоть как-то раскрыться. Также слегка расстраивает, что в ходе игры повествование затрагивает немало противоречивых тем, но исследует их довольно поверхностно. Социальное неравенство, однополые отношения, субъективность этики, жестокость древнего Рима к подчинённым народам, минусы экономической и политической системы Римской империи… Обо всём этом было бы очень интересно поговорить в подробностях, но, увы, не судьба.

Впрочем, это вряд ли ощутимо испортит удовольствие от игры. С ключевой частью сценария, которая должна работать идеально, The Forgotten City справляется просто отлично: я давно не видел таких грамотных, увлекательных, внимательно написанных историй, где замешаны путешествия в прошлое и временные петли. Она написана не «хорошо» или «интересно», а именно что внимательно, с пониманием дела: авторы ни на минуту не забывали, что нарратив и геймплей должны дополнять друг друга и работать в тандеме. А потому смогли избежать ошибок, которые с лёгкостью поставили бы на подобном сюжете крест, как это произошло с Twelve Minutes и другими схожими проектами.

Игры, где ключевой геймплейной механикой (в том или ином виде) выступают временные петли, по иронии очень любят тратить время игрока попусту — не все, но многие. Они любят заставлять аудиторию из раза в раз проделывать одни и те же действия в попытке найти единственно верное решение, которое позволит продвинуться дальше. В теории это вполне вписывается в затею, но на практике чаще вредит игровому опыту. Темп повествования неизбежно проседает, внимание игрока рассеивается, он начинает скучать и поневоле замечает мелкие сценарные ошибки, технические недоработки… В The Forgotten City же скучать попросту некогда, потому что расследование по большей части нелинейно: за многие зацепки можно браться в том порядке, в каком захочется. И хотя для разгадки так или иначе придётся пережить не один цикл, разработчики не вынуждают вас лишний раз заниматься рутиной. Каждая новая петля ощущается как шанс исследовать другую теорию и заняться чем-то новым, а не как очередной тупик.

Также приятно, что Modern Storyteller ответственно подошла к логике повествования. Как правило, всяческие путешествия во времени — это настоящий генератор сюжетных дыр и нестыковок, но The Forgotten City на редкость аккуратна в этом плане. Временные петли здесь не просто предлог, придуманный в угоду экзотическому сеттингу, а неотъемлемая, чётко объяснённая часть нарратива, которая помогает донести посыл истории. Мелочи, кажущиеся нелепыми ошибками, в кульминации тоже получают внятное обоснование, все чеховские ружья дают залп. Главный сюжетный поворот можно разглядеть издалека, если вы немного знакомы с греко-римской мифологией, но это ни капли не разочаровывает: я догадывался, в чём дело, но всё равно был удивлён.

Вдобавок даже после этого откровения The Forgotten City продолжает набирать обороты и заканчивается буквально за полчаса до момента, когда игрок начал бы слегка уставать от накала страстей. Ни раньше, ни позже. Лично меня это радует больше всего: хорошая история всегда должна выходить на поклон вовремя, чтобы после титров аудитория вздохнула с удовлетворением, а не с облегчением. И хотя сам по себе финал, конечно, вызывает кое-какие вопросы, жаловаться на него совершенно не хочется.

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли - фото 2

После такого эффектного дебюта Modern Storyteller однозначно претендует на звание одной из самых видных инди-студий последних лет. А The Forgotten City, наверное, всё-таки не тянет на игру года, но точно оставляет долгое и приятное послевкусие. Она не пытается быть высоким искусством, не пытается перевернуть ваш внутренний мир и совершить революцию — это игра, которая просто рассказывает увлекательную историю. И делает это находчиво. Побольше бы такого.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь