Igromania.ru

Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте

Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте Спец — Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте
Рассказываем о целом сборнике классических JRPG.
Игроманияhttps://m.igromania.ru/
Спец
5
14.03.2022 13:00  | 
Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте
Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте
Серия Final Fantasy — флагман издательства Square Enix и жанра JRPG в целом. Её история очень разнообразна: поначалу каждая новая часть представляла новый мир и сюжет; затем, в нулевых, пошла череда сиквелов и спин-оффов. Сейчас же наступил период засухи: за последние пять лет вне мобилок вышел только один провальный файтинг и одна большая RPG — да и та ремейк. Забивать пустой график релизов Square Enix решила ремастерами всех сортов: на всех платформах вышли улучшенные версии частей с 7-й по 12-ю, и даже нишевую Crystal Chronicles обновили с поддержкой онлайна. Покончив с трёхмерными выпусками, Square Enix взялась за двумерную классику: какие-то части ранее переиздавались, но одни были переделаны в 3D, а у других была катастрофически уродливая картинка. В рамках сборника Final Fantasy Pixel Remaster, вышедшего в данный момент на PC и мобильных устройствах, все шесть классических выпусков наконец приобрели единый вид и набор особенностей — но при этом растеряли контент, который присутствовал в более ранних переизданиях.

Сквозь три десятилетия

Давайте сперва поговорим о том, что объединяет все части ремастера. Во-первых, это, конечно же, графика, выполненная в принципиально крупных пикселях без сглаживания. За арт-дизайн отвечала Кадзуко Сибуя — именно она адаптировала арты Ёситаки Амано в спрайты низкого разрешения ещё с первой части серии. Персонажи смотрятся совсем карапузами, но минимальная выразительность у них есть; декорации же заметно похорошели, особенно боевые. Разработчики ремастера старались сохранить пиксельный стиль первоисточников, но технические ограничения старых платформ их больше не сдерживали, поэтому картинка получилась скромной, но не совсем уж примитивной. Впрочем, пиксель-арт в целом не всем придётся по душе: многие игроки грустят, что «финалки» остались без красивых спрайтов в HD.
Выбор шрифтов — ещё один крайне спорный элемент ремастеров. Одно хорошо: их не так сложно заменить
Во-вторых, музыка получила новую аранжировку под наблюдением легендарного композитора Нобуо Уэмацу. Первые три части были стеснены и объёмами памяти, и аудиочипом NES, так что в ремастерах их мелодии обрели столь нужную им полифоничность и продолжительность. Со SNES-выпусками уже не всё так однозначно: там музыка звучала достаточно хорошо, и оркестровые версии ремастеров иногда очень уж заметно отличаются от первоисточников. Так что, как и с графикой, обновка вышла на любителя.
Больше всего изменилась сцена в опере из FF6: она получила постановку в духе Octopath Traveler и озвучку на нескольких языках
В-третьих, стало куда удобнее играть: появилась возможность бегать (во многих частях её раньше не было), двигаться по диагонали и сохраняться в любое время (а сама игра услужливо делает автосохранения, чтобы при поражении вы теряли меньше времени). Но, пожалуй, самое важное — функция автобоя, заставляющая персонажей повторять последнее действие, пока вы не прикажете им перестать. Учитывая, сколько одинаковых битв было в старых частях FF, возможность свернуть на время окно с игрой и чем-то заняться, пока герои и монстры друг друга колошматят, сложно переоценить. Не хватает только возможности отключить бои вообще и ускорить процесс в 2-4 раза, давно реализованной как в эмуляторах, так и в современных переизданиях трёхмерных частей.
Ещё одно неоценимое подспорье — карта местности, которую можно открыть в любой момент. Мини-карта в углу экрана тоже крайне удобна
В-четвёртых, появились приятные мелочи, не влияющие на геймплей: галерея артов Ёситаки Амано, бестиарий, музыкальный проигрыватель и достижения. Ачивки по большей части скучные (в духе «заполни весь бестиарий» и «открой все сундуки в игре»), но это хоть что-то.
Наконец, все части получили перевод на множество языков, включая русский. Для большинства классических выпусков FF это первая официальная русская локализация, и выполнена она очень достойно. Язык живой, шутки работают, термины переведены достаточно понятно. Есть некоторые шероховатости, но в целом это практически образцовая адаптация.
Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте
Именно благодаря локализации и удобствам сборник Pixel Remaster и хочется рекомендовать всем, кто хочет познакомиться с ранними частями серии или перепройти их. Однако назвать их ультимативными версиями каждой из частей не получается: в других их переизданиях был добавлен контент, которого в новинках нет. Поговорим об этом на примере каждой из частей — а заодно и разберём, какие из них заслуживают внимания в 2020-х.

Final Fantasy

Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте
Первая часть Final Fantasy была пробой пера: неопытные разработчики вдохновились западными RPG и успехом Dragon Quest и слепили из набранных отовсюду штампов нечто и малоиграбельное, и лишённое внятного сюжета. Он там, впрочем, давал о себе знать разве что в завязке и развязке. Сперва четвёрка безликих героев побеждает возгордившегося рыцаря Гарланда, похитившего принцессу и желающего в качестве выкупа получить всё королевство, а в финале выясняется, что Гарланд отправился в прошлое, стал демоном Хаосом и наслал порчу на будущее, чтобы вечно перерождаться во временной петле. Смысла в этом не было никакого, но это не помешало разработчикам спин-оффов использовать эту недоисторию в качестве основы для своих сюжетов: это делали и файтинг Dissidia Final Fantasy, и ныне закрытая мобилка Mobius Final Fantasy, и грядущая Stranger of Paradise: Final Fantasy Origin.
Подготовка к прохождению Stranger of Paradise — это сейчас, пожалуй, главная причина обращаться к первой Final Fantasy: в противном случае кроме исторической ценности в ней найти совершенно нечего. Жанр JRPG тогда ещё не обрёл свои основные черты, и всего того, за что мы привыкли ценить японские ролёвки, в первой «финалке» нет и в помине — кроме, разве что, пошаговой боёвки. Ролевая система тут фактически отсутствует: в начале игры мы выбираем классы для четырёх героев — а в будущем максимум сможем однажды эти классы улучшить. Поменять их невозможно, а контроль игрока над прокачкой ограничивается выбором заклинаний для магов. Те же классы, которые практикуют ближний бой, обречены каждый ход выбирать команду «атака»: никаких умений у них не предусмотрено. В Pixel Remaster первая «финалка» становится автобаттлером.
Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте
Плюс в том, что ремастер не только удобнее, но и проще оригинала: тут есть сильные лечащие зелья и воскрешающие предметы. Впрочем, баланс в игре всё ещё никуда не годится: команда воинов получает мало урона благодаря хорошей броне и быстро затаптывает в грязь всех врагов. Хорошей иллюстрацией того, насколько первая Final Fantasy сломана, является тот факт, что персонажи с одинаковым уровнем, классом и экипировкой могут в один и тот же ход по одному и тому же противнику нанести как единичку урона, так и несколько сотен.
Итого: благодаря ремастеру пройти первую Final Fantasy теперь можно почти без страданий. Но смысла в этом не особо много.
Альтернативные версии: в сборнике Dawn of Souls для GBA появились четыре дополнительных подземелья, а в Final Fantasy Anniversary для PSP к ним добавилось пятое. Без них никакого эндгейма в первой Final Fantasy нет. Но нужен ли он с такой боёвкой?

Final Fantasy II

Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте
Вторая часть Final Fantasy сделала огромный шаг вперёд: её значимость для жанра трудно переоценить. Именно здесь впервые появился насыщенный событиями сюжет с персонажными арками, неожиданными поворотами и героическими самопожертвованиями. Да, сама история была безумно банальной и вторичной: фабула о противостоянии повстанцев и Империи была буквально позаимствована у «Звёздных войн». Но при этом сценарий очень хорошо продуман, в нём нет очевидных дыр или провисаний — это большое и целостное приключение от начала и до конца. В сюжете постоянно что-то происходит, и простые NPC реагируют на события вокруг, активно их обсуждая.
Увы, играть в Final Fantasy II очень тяжело. Подземелья долгие, запутанные, полные подлых тупиков, а бои через каждые пять шагов невероятно утомляют — этой части особенно сильно не хватает читов. Ближе ко второй половине прохождения враги начинают злоупотреблять негативными статус-эффектами: если хоть одному из них повезёт, все ваши герои могут вмиг сойти с ума и поубивать друг друга. Автосохранения и возможность записываться в любой момент несколько смягчают боль, но полностью от неё не избавляют.
Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте
Не помогает делу и система прокачки. Тут нет классов, и билд каждого героя игрок волен выстраивать сам. В теории. По задумке, персонаж улучшает те свои характеристики, которыми пользуется во время боя: потерял много здоровья — прокачал максимальный его запас, бил физическими атаками — выросла сила, и так далее. На деле же можно 5-6 раз за битву скастовать лечащее заклинание и не получить никакого прироста к соответствующей характеристике. Тут нельзя быть уверенным ни в собственном уроне, ни в прокачке — вообще ни в чём. И эту фундаментальную проблему боевой системы ремастер никак не решил.
Итого: даже со всеми улучшениями ремастера в Final Fantasy II играть тяжеловато. Главная же причина это делать — очень крепкий по меркам консольных игр 1988 года сценарий.
Альтернативные версии: сборник Dawn of Souls для GBA добавил в игру новый сценарий, посвящённый погибшим героям, а юбилейное издание для PSP — ещё несколько подземелий. Другого эндгейм-контента в игре нет. Впрочем, велики шансы, что к финалу вы от неё и так устанете.

Final Fantasy III

Протагонисты настолько безлики, что отвечают хором. В ремастере их реплики выделены голубым цветом, чтобы игрок не перепутал
Третья часть вновь сделала крутой поворот: после второй с её целостным сквозным сюжетом она предложила набор слабо связанных друг с другом зарисовок. Тут, как и в первой части, четвёрка безымянных и совершенно пустых персонажей путешествует по миру, ввязываясь в новые и новые истории, напоминающие всевозможные сказки. То джинн заколдовывает деревню, то повелитель драконов похищает героев и приносит их в гнездо к своим «птенцам», то четвёрке приходится уменьшиться, чтобы вернуть важный артефакт, который крыса стащила себе в логово. Основной сюжет «просыпается» ближе к концу игры, но и он звёзд с неба, конечно же, не хватает.
В ролевой системе третья часть тоже взялась развивать заложенное в первой: там нельзя было менять выбранные профессии, а тут уже можно — и это главное, что тут придётся делать. На выбор даётся два десятка классов, каждый со своими особенностями и каким-то одним умением, которое может выручить в конкретной ситуации. Правда, ни особой глубины, ни гибкости эта система не даёт: чтобы профессия была эффективной, её нужно сперва прокачать, а это значит, что вы будете или использовать плюс-минус один и тот же состав команды, или гриндить.
Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте
А ещё Final Fantasy III известна своей запредельной сложностью ближе к концу: сами её разработчики признавали, что переборщили. Причём сложность эта достигалась не жуткими статусными эффектами, как в FF2, а кривым балансом и огромным уроном со стороны финальных боссов, заставлявшим заниматься однообразным гриндом. Мне не удалось это проверить лично, но, судя по большому количеству игроков в Steam, получивших достижение за прохождение ремастера, эта проблема в нём была решена. Кажется, это самая лёгкая версия FF3 — и хорошо.
Итого: ремастер делает прохождение чуть проще, чем в предыдущих версиях, однако весомых достоинств у Final Fantasy III практически нет.
Альтернативные версии: на DS, PSP и PC выходила трёхмерная версия игры (в Steam она так и называется: Final Fantasy III (3D Remake)). Выглядит она симпатичнее (хотя, опять же, дело вкуса), а безликие герои в ней обрели какую-то идентичность и предыстории. Ближе к середине сюжета, правда, их индивидуальность стирается. Боевую систему перетряхнули, но вместо того, чтобы починить, разработчики 3D-ремейка просто сломали её иным способом. Дополнительный контент 3D-ремейка малозначим.

Final Fantasy IV

Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте
Четвёртая «финалка» ознаменовала переход серии на новое поколение — 16-битную SNES. В связи с этим разработчики получили больше возможностей для постановки сценок — и, как следствие, вознамерились сделать из игры блокбастер. Взять FF2 и умножить надвое: больше событий, больше поворотов, предательств и самопожертвований. Но только, в отличие от FF2, тут о целостности и вменяемости повествования никто особо не думал. Добрая половина сюжетных решений вызывает недоумение — особенно те, что пытаются быть драматичными. К тому же, нарастив размах, повествование не прибавило в глубине: все сложные ситуации разрешаются парой реплик, и сюжет летит дальше, к новым событиям. То, что начинается как дезертирство командира, недовольного самодурством короля, вскоре превращается в гонку за кристаллами, решающими судьбу мира. Героев носит по всей поверхности планеты, затем по столь же обширной подземной карте, а в итоге и вовсе закидывает на луну.
Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте
Геймплей же в Final Fantasy IV изменился разительно. Во-первых, тут дебютировала система АТВ, заменившая чисто пошаговые сражения предыдущих частей. Теперь очерёдность ходов определяется заполняющимися шкалами каждого из персонажей, и сражения идут практически в реальном времени — знай успевай раздавать команды тем, кто уже готов действовать. Во-вторых, каждый герой уникален в плане своих боевых навыков. С одной стороны, это даёт им индивидуальность, с другой — никакой кастомизации умений нет и в помине, как и контроля над составом партии. В-третьих, поскольку состав команды игрока фиксирован, практически каждый босс требует особого подхода, конкретной тактики, использующей умения ваших героев. Это, опять-таки, и хорошо, и не очень. Такие бои запоминаются, но при этом перепроходить игру нет никакого смысла: каждый раз всё идёт ровно по одному сценарию. К счастью, в ремастере снизились хотя бы масштабы гринда, который под конец оригинала был фактически неизбежен.
Итого: Final Fantasy IV — довольно слабая игра, но важная для истории (в США она стала первой JRPG для целого поколения игроков). Проблема её ремастера в том, что он слишком близок к первоисточнику и меркнет на фоне предыдущих переизданий игры.
Альтернативные версии: у FF4 тоже есть трёхмерный ремейк для DS и PC. Он сделал для игры гораздо больше, чем аналогичный ремейк FF3: у катсцен появилась толковая постановка и отличная озвучка, у персонажей — кастомизация умений. Даже функция автобоя есть! Так что всем, кому больше по душе трёхмерная графика, можно смело рекомендовать ремейк. Для остальных же есть улучшенная двумерная версия для GBA и PSP: в ней тоже есть автобой, а ещё можно менять состав партии! В довесок туда добавили эндгейма в виде пары новых подземелий. В результате обе альтернативные версии FF4 могут предложить больше, чем Pixel Remaster.

Final Fantasy V

Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте
Пятый выпуск серии, как и предыдущие нечётные, делает большую ставку на геймплей, чем на сюжет. Впрочем, начинается-то история довольно бодро и даже с юморком. Бродяга, принцесса, пират и дед с отшибленной памятью скитаются по миру, стараясь спасти злосчастные кристаллы, — всё это воспринимается как бодрый приключенческий роуд-муви в духе той же FF3. Но после первой трети игры начинается серьёзное противостояние злодею — снова с нелепыми самопожертвованиями и прочими драматичными потугами. Сценаристы злоупотребляют однообразными сценарными ходами, один другого хуже. В общем, ради истории играть в FF5 не стоит.
Зато в плане геймплея она сделала неплохой шаг вперёд, взяв за основу систему профессий из FF3 и как следует её улучшив. Теперь прокачка профессий открывает доступ к новым умениям, одно из которых можно экипировать, играя за другой класс. И это уже даёт довольно неплохой простор для кастомизации своей команды, позволяя пробовать разные подходы при повторных прохождениях.
Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте
Наконец, пятая часть достаточно обширна и разнообразна в плане контента. Уникальных и запоминающихся подземелий и боссов тут очень много: игравшие в Final Fantasy XIV удивятся, узнав, сколько представителей её бестиария было позаимствовано из Final Fantasy V. Словом, есть где разгуляться.
Итого: Final Fantasy V — определённо лучшая из первых пяти частей, но рекомендовать её всё ещё можно лишь тем, кто интересуется классическим JRPG-геймплеем.
Альтернативные версии: переиздание для GBA добавило несколько новых профессий, подземелий и боссов. Без них эндгейм-контент в игре довольно скуден, но само прохождение достаточно долгое и насыщенное, так что невелика потеря.

Final Fantasy VI

Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте
Сложно описать тот шаг вперёд, что серия Final Fantasy сделала в шестой части. В графике — спрайты выросли в размерах вдвое, став куда более выразительными. В музыке — заглавная тема Терры и финальный эпос Dancing Mad до сих пор считаются одними из лучших творений Нобуо Уэмацу. В количестве контента — тут его хватает на две игры как минимум — и в его качестве.
Final Fantasy VI рассказывает истории множества персонажей, постоянно прыгая с одного на другого, и по итогу уделяет внимание доброму десятку героев, у каждого из которых своя история, свои скелеты в шкафу. При этом неплохая трагедия зачастую сменяется абсурдистской комедией: путешествие героев по миру наполнено непредсказуемыми безумными событиями. Final Fantasy VI не устаёт и удивлять фантазией своих создателей, и веселить, и пронимать до глубины души трогательными моментами.
Final Fantasy Pixel Remaster — шесть мини-обзоров в одном тексте
В плане геймплея же шестая часть взяла всё лучшее от предыдущих. Тут герои имеют ярко выраженную идентичность, но при этом каждый из них волен разучивать любую магию. Да и ассортимент бойцов обширен: целых 14 штук. Так что подходов к различным игровым ситуациям можно придумать множество. Даром что вся вторая половина игры тут нелинейна, что для JRPG очень нетипично.
Итого: Final Fantasy VI — одна из немногих игр первой половины 90-х, которую и по сей день хочется рекомендовать к прохождению всем, кто в целом интересуется данным жанром. 
Альтернативные версии: переиздание для GBA добавило четырёх призываемых монстров и два эндгейм-подземелья с супербоссами. Впрочем, их потеря не так критична: эндгейм-контента тут предостаточно.
Final Fantasy Pixel Remaster — это хорошее переиздание классических частей с отличной локализацией и очень нужными удобствами; жалко только, что отключение рандомных боёв не завезли. В большинстве случаев эти ремастеры — лучший способ познакомиться с первыми «финалками». Стоит ли это вам делать? Если вы не уверены, попробуйте начать с Final Fantasy VI и идти назад в хронологическом порядке. Если шестая часть вас зацепит, то, возможно, и остальные понравятся, а если всё-таки захочется бросить эту затею на полпути — по крайней мере, вы уже прошли лучшие из классических выпусков Final Fantasy.
Хотите скрыть партнерские блоки? Авторизуйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Сергей Цилюрик
Сергей Цилюрик
Выпускающий редактор Игромании. Пишет о видеоиграх за еду с 2003 года. Любитель яркой японщины, сюжетных инди и аргументированной критики всего подряд. Уже второй десяток лет ведёт блог о Final Fantasy.