18 июня 2013
Обновлено 17.05.2023

Zeno Clash 2

Zeno Clash 2 - изображение обложка

У Гхата, главного героя Zeno Clash и обладателя татуированных усов, не только проблемы с чувством стиля, но и с семьей. В первой игре он настолько разочаровался в своем родителе, что решил бросить в него бомбу. Покушение оказалось неудачным — нужно десять раз подумать, прежде чем кидать взрывчатку в отца-мать, здоровое андрогинное существо на куриных лапах. За героем отправляется в погоню почти вся его родня: люди, гуманоиды и прочие удивительные существа — в семье не без урода.

Спастись парню помогает одна из сестер, и вместе они переживают странное приключение по первобытному миру Зенозоик. В конце концов Гхат возвращается в родной город, бьется с мамопапой, выходит из схватки победителем и оставляет родителя в живых. Поступок героя запускает в мироустройстве некоторые важные механизмы, и быстро выясняется, что взрослых, пусть и с куриными лапами, лучше слушаться, иначе придет более суровая патриархальная фигура и устроит невыносимую диктатуру.

Папа, мама, я — странная семья

Идея оригинального Zeno Clash была в том, чтобы продемонстрировать, как быстро может разрушиться семья, какими непрочными могут быть связи в ней. Это была личная, даже интимная история в незнакомом мире.

В сиквеле семейный конфликт сменяет конфликт социальный. На место отца-матери приходит Голем, планирующий установить в Зенозоике закон и порядок, перекроить его по своему образу и подобию. Навязываемые диктатором правила нарушают пусть и не логичные, но уже устоявшиеся обычаи местных жителей. Наша задача — отстоять право аборигенов жить так, как им того хочется.

Под стать своей истории Zeno Clash выглядит немного авангардно. В Зенозоике дадаизм переплетается с архитектурой Гауди, а пейзажи чем-то напоминают полотна Босха. Халстедом, родной город Гхата и его семьи, напоминает Альд’рун из TES 3: Morrowind , только искаженный безумием уровня American McGee’s Alice. На верхнем этаже местной тюрьмы левитируют мраморные головы, словно оторванные от древнегреческих скульптур, а под ними находится искривленный шахматный пол.

Zeno Clash 2 - фото 1

[[BULLET]] Этот товарищ увидел свое отражение в зеркале и сошел с ума.

Халстедом — место со своими культурными особенностями и непривычными, внеземными пейзажами: некоторые деревья вместо листвы пускают огромные, переливающиеся всеми цветами радуги мыльные пузыри, а на каком-нибудь далеком поле можно увидеть кропотливо выложенную мозаику из ярких черепиц…

Персонажи тоже нестандартной внешности, а их мотивацию и поведение легче всего объяснить точными словами главного героя: «Ну, они такие вот…» За клювом прямоходящих птиц скрываются вполне человеческие челюсти, а смешной старик в лесу пытается обрести единство с природой превратившись в дерево — тогда пернатые смогут вить на нем гнезда.

Впрочем, лучше лишний раз не забивать себе голову — вся эта красота и эстетика создана для того, чтобы ее разрушить к чертовой матери. Главный способ взаимодействия с окружением — грубая сила. Весь смысл Zeno Clash в том, чтобы как следует поколотить ближнего своего, и чаще всего этот ближний — редкостный урод или фрик: бородач с голубой кожей, карлик (или ребенок, тут не понять) с надетым на голову холщовым мешком.

В Зенозоике трава не зеленеет

О сиквеле невозможно говорить без постоянных сравнений с первой частью. Напомним, то был прямолинейный и лаконичный мордобой от первого лица: простые и усиленные атаки, блок, уворот и контрудары. Иногда Гхат мог взять в руки огнестрельное оружие или бросить в противника бомбу, но эффективнее всего у него получалось именно бить рожи.

Все стычки происходили в изобретательных тесных декорациях, которые быстро сменяли друг друга и были скреплены сюжетными роликами — либо деремся, либо следим за повествованием. В этом заключался главный недостаток оригинала: время от времени хотелось перевести дух, немного внимательнее изучить этот причудливый первобытный мир, но жесткая структура игры не подразумевала исследования — за пределами выбитых зубов и гематом в ней ничего не было.

Zeno Clash 2 наконец-то дает игроку долгожданную свободу. Теперь Гхат может путешествовать по относительно открытому миру — масштаб приключения изменился, игра стала просторнее. Больше никакой линейной последовательности с мелкими аренами. На локациях спрятаны секреты, местные достопримечательности можно разглядывать, не опасаясь того, что кто-нибудь совсем не вовремя приложит главного героя по затылку, а местные аборигены просят разобраться с мелкими проблемами (как правило, хорошенько кого-нибудь избить).

Zeno Clash 2 - фото 2

[[BULLET]] «Кто готов побить Гхата, поднимите руки!»

Беда в том, что, отвлекшись на создание функционального открытого мира, авторы забыли задать этому самому миру контекст, наполнить деталями, выстроить второстепенные сюжетные арки. Конечно, если вы прошли оригинальный Zeno Clash, то многое будет понятно и так, а вот незнакомый с сериалом игрок послушает голоса-галлюцинации из начала, увидит фантасмагоричный пейзаж и подозрительно приподнимет бровь: «Что здесь происходит?»

Простой пример. В определенный момент Гхат посещает корвидов — племя, которое подвержено разным формам психоза. Жители свободны от привычных человеческих нужд и действуют вне всяких моральных рамок: один питается людьми, второй всю жизнь мечтает стать невидимым, чтобы эффективно выдавливать окружающим глаза, третий всегда шагает только вперед и т.д. Некоторые из корвидов настолько увлечены своими занятиями, что забывают об элементарных вещах и могут погибнуть от голода или жажды.

И все бы хорошо, только, кто такие эти корвиды, откуда они взялись и зачем вообще нужны повествованию, игра не рассказывает — подразумевается, что вы познакомились с племенем еще в оригинале. Из-за таких недоработок мир Zeno Clash 2 выступает скорее в качестве декорации, чем важного элемента игры.

Дада-мордобой

Механика кулачного боя больше не сводится к простому «вовремя контратакуй». Герой научился проводить комбо, специальных приемов стало больше, и биться с одним-двумя противниками при такой системе еще увлекательнее, чем прежде.

Загвоздка в том, что Гхат редко встречается с врагами один на один. Чаще всего сражаться приходится против пятерых озлобленных уродцев, и все внимание игрока переключается на контроль группы. Если в первой части можно было сосредоточиться на сопернике, ловко уворачиваться от его ударов и что есть дури бить в ответ, то здесь батальная сцена чаще всего превращается в комичную беготню по кругу и судорожный поиск какой-нибудь кувалды или пушки.

Немного спасают положение несколько вещей.

Во-первых, Гхат постепенно становится сильнее (ничего необычного: крепче здоровье, тяжелее рука — параметры улучшаются по вашему выбору).

Во-вторых, он получает в распоряжение волшебные артефакты. С помощью одного можно произвести цепочку энергетических взрывов, которыми невероятно удобно контролировать противников. Важный момент! Артефакт срабатывает, только если направить его на солнце или луну, что добавляет схваткам напряженности: врагов много, кто-то постоянно отвлекает, а ты пытаешься отыскать светило на небе и встать таким образом, чтобы противников как можно сильнее садануло взрывом. Другой артефакт позволяет связать жизненные силы двух врагов: если одному из них настучать по затылку, то второй тоже почувствует острую головную боль.

В-третьих, в любой момент можно обратиться за помощью к сестре или какому-нибудь другому союзнику, да и вообще — никто не мешает пройти Zeno Clash 2 вдвоем.

С кооперативом, тем не менее, связано главное разочарование продолжения, из-за него противников сделали менее интересными. Если в первой части для некоторых врагов необходимо было вырабатывать индивидуальный подход (например, особенно твердолобых бить палкой по спине и голове, при этом удерживая на расстоянии быстроногих задохликов, чтобы не сбили атаку), то сейчас можно обойтись без хитрых комбинаций и почти не напрягаться. Самая изобретательная тактика — наброситься на врага вдвоем и забить его ногами.

Несмотря на то, что Zeno Clash стала больше и масштабнее, она отклонилась от своей основной идеи. Чилийские разработчики добавили в сиквеле много разных механик, но практически ни одна из них не работает как следует. Боевая система не рассчитана на схватки с группой противников, прокачка персонажа совсем не влияет на геймплей, а союзники нужны только для того, чтобы отвлекать ораву озлобленных аборигенов. У Гхата есть проблемы с чувством стиля и семьей, но к этому мы уже успели привыкнуть. А вот то, что у игры про жестокие кулачные бои наблюдаются проблемы с темпом и, собственно, драками, — непростительно.

Зато уверенно можно сказать, что у ACE Team нет проблем с фантазией. Игра надолго запомнится вам необычным ландшафтом и своеобразной природой. И, что менее вероятно, тем, как смешно антропоморфные уродцы получают в нос.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

5

Графика:

8

Звук и музыка:

7

Интерфейс и управление:

6

Дождались?

Нишевая игра про кулачные бои. Не без недостатков, но такую работу дизайнеров вы вряд ли увидите где-нибудь еще.

Рейтинг «Мании»: 6,0

«Средне»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь